Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер124.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
5 класс

Предмет: русский язык

Тема: «Лексикология и фразеология».

Автор учебника и УМК: С. И. Львова

Тема урока: «Устаревшие слова»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, письменная практическая работа.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова;

2. способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;

2. дать общее понятие об историзмах и архаизмах;

3. учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов;

4. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи; повторить написание слов с непроверяемыми гласными;

5. воспитывать желание знать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям русского языка.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, лингвистические словари разных типов, презентация основных положений урока, раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений.


Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование


Организационный

момент.


2 мин.

Вступительное слово.

Постановка цели.

Прогноз

результата.

Оформление темы урока на доске.

Актуализация.

Устная

работа.

7 мин.

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответы на вопро- сы с целью закрепления опорных понятий.




Формулирование

основной задачи

урока.

1мин.

Формулирование основной задачи урока.




Изучение

новой темы.

Работа с

разноуров-

невыми

заданиями.

25мин.


Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника:

С.И.Львовой «Русский язык»,

5класс,§ 21.

Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.

Работают с карточками заданий № 1,2,3.


Устная

работа.

7мин.

Устное закрепление изученного.

Ответы на

вопросы учителя




Рефлексия.

2 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений.


Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.




Домашнее задание.

1 мин.

Объяснение

домашнего задания.

Записывают домашнее

задание





Стенограмма

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

День добрый, гости званые!

Присаживайтесь.

- Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время

давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

- Все потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то

есть устарели.

- Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад?   - Да!

- У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Итак, тема нашего занятия – "Устаревшие слова, или архаизмы".

Цель нашего урока – познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.
Наша задача – научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение и употреблять их, подбирать к ним синонимы и грамотно писать их, умело пользоваться словарями.
Что такое синонимы?

 Синонимы – это слова, близкие по значению.

 В работе нам встретятся и антонимы. Что такое антонимы?

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

- Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь, но прежде нужно взять с собой “Багаж знаний”.

- В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

- Да потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет, например, кольчуга, вместе с ним уходит и слово.

- Такие устаревшие слова называют Историзмами.

- Есть и другая группа устаревших слов, которые называют Архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: перст - палец.

б) Запись в справочную тетрадь.

Устаревшие слова.

Историзмы Архаизмы

(ушли из жизни предметы, (слова устарели, а предметы

которые этими словами остались)

назывались)

кольчуга перст



- Закрепление повторных занятий

- Знакомство с новым материалом.

Задание на «3»

Карточка 1


1 вариант. По толковому словарику определите, какие старинные предметы русского быта обозначают следующие слова:

Жалованье, лучина, барин, гусли, дань, гусар, кринка.

2вариант. Прочитайте слова, записанные на карточках.


Лоб







чело







губы







уста







чёлка







устный






  1. Назовите синонимы

  2. Назовите родственные слова.

  3. Дети самостоятельно изучают определение устаревших слов, архаизмов.

Карточка 2

Задание: Определить автора и название произведения. Подчеркнуть в тексте устаревшие слова, объяснить их значение

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли...

Карточка 3

Выполните упражнение 708 1 вариант – упр. 708 (1); 2 вариант – упр. 708 (2)

Задание на «4»

Карточка 1

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Как же она оказалась дворянкой?

– Выпишите из текста устаревшие слова, которые автор использовал для описания одежды дворянки, объясните их значение.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

Карточка 2

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы. Сравните постановку знаков препинания во втором и третьем предложениях. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов, имеющих в своем составе только звонкие согласные.

Ратники под..ехали к реке. У многих г..рели на груди з..лотые гривны. Сверкали на со..це глухие огромные шлемы, сияли золотой насеч..кой щиты и панцири. Ру..кие копья, мечи, палицы, секиры, ч..довищные булавы ..шиблись с турецкими саблями. Пол..тели арбалеты. Зак..пел бой.

Задание на «5»

1 вариант

Составить небольшой рассказ на тему «О чем рассказывают устаревшие слова».

2 вариант

С помощью толкового словаря раскройте смысл старинных русских выражений:

  1. Как аршин проглотил.

  2. За семь вёрст киселя хлебать.

  3. Сам с вершок, а голова с горшок.

  4. Семи пядей во лбу.

  5. Сам с ноготок, а борода с локоток.

  6. Не отдавать ни пяди земли.

  7. Мерить на свой аршин.

  8. От горшка два вершка.

Вывод:

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, существовавшие до нашего времени.

Учитель показывает различные фразеологические и толковые словари.

– Обратите внимание на выставку словарей. Эти словари помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наше богатство, наше наследие, которое надо беречь, потому что даже в устаревших словах прослеживается история русского народа.

Детям раздаются листочки со схематичным изображением лица.

– А теперь проверим, как вы запомнили слова, с которыми мы сегодня познакомились. Назовите, как назывались в старину различные части лица. Не забудьте о новом слове ланиты, которое вы узнали из правила.


Итог урока

Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали значение некоторых фразеологизмов (устойчивых выражений в языке), узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

У. Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретена.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?


(Пестерь – большая высокая корзина, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корма скоту).

Как вы думаете, почему же так важно не растерять нам это наследство, это богатство нашего языка? Как этому способствовать?

Выслушиваются ответы детей.

IV. Подведение итогов урока

Карта успеха

V. Домашнее задание.

1 вариант

Выписать из художественных произведений 5 предложений с устаревшими словами, произвести синтаксический разбор одного предложения.

2 вариант

Выпишите из текста устаревшие слова.

Время листает календари,

Пишет новые словари.

Слов там таких не найдешь:

Трусость и ложь.

Исчезнут слова, как дым,

Ябеда и подхалим.

Но может история выйти такая -

Старый словарь где-нибудь откопают.

В споре сойдутся ученые мира:

Что означает лентяй и задира?

Что значит неряха, завистник, болтун?

Куда они делись - на Марс, на Нептун?

В. Коркин “Откуда берутся лентяи?”

(Трусость, ложь, ябеда, подхалим, лентяй, задира, неряха, завистник, болтун.)

VI. Рефлексия.

  • Итак, завершая урок, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:

  1. Для меня на уроке самым трудным было…

  2. Для меня на уроке самым интересным было…

  3. Из урока я узнал(а) новое…

  4. На уроке мне понравилось…

  5.  Интересно ли вам было на уроке?

  6. С каким настроением вы работали на уроке?

  7. Как вы сейчас себя чувствуете?

Возьмите в руки листочки с изображением лица. Покажите ваше настроение на рисунке. Если настроение хорошее, то пусть ваш малыш улыбается, если нет – покажите это на ваших рисунках. Дети показывают свое настроение на рисунках, изменив положение бровей и рта у малыша.



Слово учителя

  • Уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам показались нужными. Наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, хорошо нам понятных слов.

– Сегодня мне было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей, а если у кого-то что-то не всегда получалось – не беда, ведь вы все равно стали умнее, потому что многое узнали об устаревших словах.

ТЕСТ

1. Как образовано слово «скотоводство»?

а) приставочным способом;

б) сложением двух слов;

в) суффиксальным способом.

2. В каких словах в корне слова пишется буква а:

а) сл..гать, выр..щенный, прик..саться, предл..гать, р..сти,

б) пол..жить, р..сток, выр..сли, р..стовщик, предл..жить.

3. В каких словах после шипящих пишется буква О:

а) Ч..лка, ж..лтый, ж..лудь, печ..нка, деш..вый,

б) ш..рох, ш..рты капюш..н, ш..в, крыж..вник.

4. Когда пишется приставка ПРЕ-?

а) близкое к значению слова ОЧЕНЬ;

б) неполнота действия;

в) близкое к значению приставки ПЕРЕ-.

г) приближение, присоединение, прибавление.

5. Какое письмо мы называем поморфемным?

а) ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

б) деление слова на морфемы.

6. Какие слова мы называем омонимами?

а) слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.

б) слова одной части речи с противоположным значением.

7. Какие слова мы называем многозначными?

а) слова, которые имеют одно значение.

б) слова, которые имеют не одно, а два значения и более.

8. В каких словах после Ц пишется буква Ы?

а) ц..рк, ц..ркуль, ц..фра, аукц..он, дикц..я;

б) ц..плёнок, на ц..почках, куриц..н, ц..ган, ц..кнуть.

9. Какие слова мы называем заимствованными?

а) слова, пришедшие в русский язык из других языков мира;

б) слова, которые существуют в русском языке исконно.

10. Найдите прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

а) тёплая встреча, золотые руки, острый ум, прямой взгляд, золотое сердце.

б) тёплая комната, горький перец, прямая линия, острый нож, горькое лекарство.
Презентация http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/663-ustarevshie-slova.html
МОУ «Кушмангортская ООШ»

Учитель: Гарус Валентина Николаевна

valentina_garus@mail.ru
Дополнительный материал к уроку

Ответ к карточке 1

Ответ: 1. Лоб – чело, губы – уста, ланиты – щёки, око - глаз - это пары синонимов.
2. Чело – челка, уста – устный – это пары родственных слов.

Ответ к карточке 2

( И. С. Тургенев «МУМУ»)

(Антресоль - в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками.

Барыня - человек из привилегированных классов (помещик, чиновник).

Челядь - дворовые слуги помещика.

Вершок - 4,5 см (Герасим - 196 см).

Избушка - деревянный крестьянский дом (уменьшит.)

Тягловый - государственная повинность крестьян в России XIX в.

Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Дело спорилось - удавалось, протекало успешно.)

Слово учителя: У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности. Вот как пишет о таких словах поэт Р. Заславский:


Они пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты, око, перси –
Не груди, глаз или щека.
Слеза стекает по щеке,
А слезы льются по ланитам...
Повторов нет им в языке,
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Свое особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть...


Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово "баян". Что оно обозначает в нашем языке? Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер "Баян". Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII веке слово Баян было именем собственным, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. (Показ рисунка.) В поэме Пушкина "Руслан и Людмила" слово употреблено в этом значении:

Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.


 Слово баян прожило три жизни, так как в разные времена это слово обозначало различные предметы: 1) древнерусского певца, поэта; 2) название крейсера; 3) название инструмента.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск