Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 177.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер177.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок-мастерская

Учитель русского языка и литературы Окуловская Е.П.

Содержание:

  1. Актуальность. стр.2

  2. Практическая значимость. стр.3

  3. Общие методические рекомендации. стр.3


3.1.Система учебных занятий. стр.3

    1. Алгоритм работы мастерской. стр.4

    2. Принципы построения мастерских. стр.6

    3. Виды мастерских. стр.6

    4. Применение ИКТ на уроке-мастерской. стр.8
  1. Технология отслеживания эффективности и результативности организации мастерской. стр.9

  2. Заключение. стр.10

  3. Теоретическая база опыта. стр.10



1.Актуальность.


Новое содержание образования влечет за собой изменение и в формах преподавания. Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути «добывания» информации и работы с ней, новые взаимоотношения «учитель - ученик», деятельностный характер обучения, развитие личностных качеств ученика, его познавательных и творческих способностей. Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская.

По моему мнению, использование данной технологии – это путь к избавлению школьника от малополезного, механического чтения огромных томов. Чего стоят 6000 страниц «Тихого Дона»! Положа руку на сердце – кто из детей – да и учителей! – внимательно прочел его полностью? Я считаю, что урок-мастерская - это путь к настоящему чтению – к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмыслять, путь к умению видеть мастерство писателя. А поскольку главная цель урока литературы и есть воспитание настоящего читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его, - здесь важность этой технологии переоценить трудно. «Мастерская» предоставляет учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.

В течение ряда лет мастерская противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить их в классическую программу обучения.

Что дает урок - мастерская учащемуся?
Падение читательской деятельности, перегруженность учащихся старших классов уроками и дополнительными занятиями делают их безучастными на уроках литературы.
Нетрадиционная форма обучения – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

Целью мастерской является развитие творческих способностей учащихся. Эта цель реализуется через задания, дающие возможность учить анализировать потребности, чувства, ценности, дающие возможность осознать роль прошлого и настоящего опыта, предоставить право выбора пути познания истины. Самое сложное в мастерской - подобрать задания, стимулирующие творческую мысль ученика, подталкивающие его к самостоятельному добыванию знаний. Непросто и учителю быть не участником процесса обучения, а дирижером процесса самопознания учащихся. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма урока позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вырабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.

Мастерские могут рассматриваться и как здоровьесберегающие технологии, снимающие страх ошибки, создающие благоприятную атмосферу творчества.

Но, к сожалению, в школьной практике эта технология используется учителями очень редко. Почему?

Одна из проблем организации мастерских в школьной практике, по моему мнению, возникает из-за «нехватки» учебных часов по литературе, так как мастерская - это прежде всего общение, причем еще в большей степени, чем урок. И это общение требует времени. Минимальное время на проведение урока в такой форме - 2 часа.

Причиной может быть и то, мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, поэтому есть опасность потерять или не заметить собственно образовательный компонент занятия.

Проблемой для учителя является и то, что алгоритм уроков-мастерских пригоден не для любого содержания и не для любого класса. Конечно же, мастерская проходит с пользой для учащихся только тогда, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения.

В данном материале я хотела бы представить свой опыт, методические рекомендации по использованию технологии урока-мастерской.

Мой опыт проведения мастерских позволил убедиться в том, что такие уроки дают хорошие результаты.

Мастерские, которые я проводила, показали, что не только качество обучения повышается, но и восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения.

А самому учителю мастерская помогает не утратить чувства исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.

2.Практическая значимость

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология мастерских. Каждый ребёнок в мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Уроки «мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (И самое главное!!!) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

3.Общие методические рекомендации.

Мастерские, проводившиеся мной на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения. Но работе в мастерской нужно учить!

3.1.Система учебных занятий.

Такие уроки не должны проводиться раз от разу, должна существовать определенная система. Система учебных занятий в режиме технологии мастерских, на мой взгляд, такова: уроки проводятся два-три раза в четверть. (Я считаю, этого достаточно, т.к. проблема «нехватки часов» есть и у всех!) В основном они посвящены подведению итогов изучения произведения, темам, связанным с изучением теории литературы и художественным своеобразием литературных произведений.

Для начинающих пяти-шестиклассников нужно проводить мастерские, на которых они учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы. По мере взросления учеников меняется и характер учебной деятельности. Следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной задачи. В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников самостоятельного добывания знаний. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

3.2. Алгоритм работы мастерской.

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Каковы же основные приемы работы в мастерской? Они таковы:

  1. предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;

  2. организация поиска ответа на проблемный вопрос;

  3. афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

  4. рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Основные элементы технологии:

  1. Индукция – создание такой исходной проблемной ситуации, которая заинтриговала бы ученика, положила бы начало его творческой деятельности. Основная цель индукции – стимулирование учащихся к постановке как можно большего числа вопросов по проблеме и желания найти на них ответы, а также определить круг средств, которые помогут в этом. (М.Горький «На дне». Тема урока «Обитатели ночлежки». Индуктор: Ребята, представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опуститесь на «дно»?)

  2. Работа с материалом (художественные и публицистические тексты, фотографии, музыкальные произведения, картины и др.)

«Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

«Социализация» – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

«Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними.

Осуществляется:

- Индивидуально

- В паре постоянного состава

- В группах

- Фронтально

Это зависит от характера заданий, которые предлагаются по частям в следующем порядке:

- От поверхностного смыла – к глубинному

- От частного смысла проблемы – к общечеловеческому

3. Кульминационной точкой является момент «разрыва», когда старое знание не способно удовлетворить возникшей новой потребности.

Возможен внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к поиску жизненно важного ответа.

Например, приступая к работе над "Севастопольскими рассказами" Л.Н Толстого, исследуя биографические сведения о молодости самого автора, исполненно­го честолюбивых мечтаний, предлагая ученикам проанализировать собствен­ные ощущения, учитель в завуалированном виде подводит учеников к возвы­шенному пониманию определения "герой", которое дают сами ученики. К пронзительному реализму адресует их автор рассказов, У него - своя правда о героях Ученик в нравственном и интеллектуальном замешательстве: старое представление кажется надуманным, а значит, надо искать новую истину, све­ряя знание с литературным источником.

4. Результат (афиширование) - предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индиви­дуальных результатов, коллективная работа. Это может быть и небольшая творческая письменная работа индивидуального характера

Цель афиширования – дать возможность ребёнку сказать самое сокровенное, познать наслаждение свободно и ярко писать.

( И.Гончаров «Обломов» 10 класс. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

  1. Что такое обломовщина?

  2. Размышления над романом И.А, Гончарова "Обломов"

  3. Современен ли образ Обломова?

  4. Что меня привлекает в Обломове?

  5. Мое отношение к Обломову.)

5. Рефлексия – анализ достижения собственной мысли, чувства, ощущений…

- Проводится в письменной или устной форме

( -Как вы поняли, что происходило на мастерской?

-Какие чувства сменялись в вашей душе?

-О чем пришлось задуматься?

-Что было трудным?

-Какие моменты особенно запомнились?)

Алгоритм проведения урока-мастерской зависит от материала урока, уровня подготовленности класса т т.д. Универсальный алгоритм проведения урока в этой технологии таков

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ



ИНДУКЦИЯ









САМОКОНСТРУКЦИЯ









СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (ПАРА)









СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (ГРУППА)









СОЦИАЛИЗАЦИЯ









АФИШИРОВАНИЕ









РАЗРЫВ









РЕФЛЕКСИЯ



3.3.Принципы построения мастерских.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКИХ

        1. Равенство всех участников учебно-воспитательного процесса.

        2. Ненасильное привлечение учащихся к деятельности.

        3. Отсутствие отметки и даже оценки учителя, соревнования, соперничества.

        4. Диалогичность и восхождение к истине.

        5. Приоритет процесса учения над его результатом.

        6. Проблемность в обучении.

        7. Работа со словом и письмо.

        8. Вариативность, возможность выбора.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

  • творческие работы на компьютере;

  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

3.4.Виды мастерских.

Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников



1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс

2. Автор и его творчество.

Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс, «Серебряный век русской поэзии» 11 класс.

3. Научные исследования.

Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе» – 10класс.
4. Система образов.

Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс.
5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. Урок- мастерская «Великая сила добра» (по рассказу А.Платонова «Юшка») 7 класс )

6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. Урок-мастерская по творчеству М.Цветаевой «Громада» любви М.Цветаевой» 11 класс; «Путешествие в Стихландию» (Стихи и проза. Ритм, рифма) 5 класс.
7. Мастерская – экскурсия.

Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов или по описанным в произведениях городам. Урок-путешествие «Лермонтовские Тарханы».
8. Интегрированная мастерская.

Урок литературы, истории, ИЗО. « Бородино» М.Ю.Лермонтов – 5 класс.
9. Психологическая мастерская.

«Психологический портрет героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»–10класс.
10. Круг чтения.

Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Урок-мастерская может быть и одним из уроков в системе по изучению какого – либо произведения. Вот как это можно сделать на примере изучения повести И.С.Тургенева «Ася» в 8 классе. ( «Система уроков по повести И.С.Тургенева «Ася»)

Конечно, использование технологии мастерской больше подходит для уроков литературы, но можно их использовать и на уроках русского языка, особенно если в основе занятия лежит работа с текстом. (Урок русского языка в 8 классе по теме «Вводные конструкции»)

3.5.Применение ИКТ на уроке-мастерской.

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей на уроке-мастерской.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они:

  1. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;

  2. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  3. позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  4. повышают интерес к урокам литературы;

  5. активизируют познавательную деятельность;

  6. развивают творческий потенциал учащихся;

  7. о
    Применение информационных технологий при проведении

    урока-мастерской
    современивают урок.


Обучающие

программы

Слайд-фильм

Самостоятельная поисковая работа в Интернет

Интерактивный демонстрационный материал

Обучающий контроль

Терминологический электронный словарь

Творческие, научно-исследовательские, конкурсные работы


1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Организация групп осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии моделями групп, сформированных к данному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.

Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.


4. Технология отслеживания эффективности и результативности организации мастерской.

Эффективность организации мастерской

Мастерская состоялась, если:

-индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности;

-построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт;

-имел место обогащающий всех участников диалог в мастерской;

-была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе спо­собов выполнения заданий, во мнениях и суждениях, в построении объясне­ний изучаемых фактов, явлений;

-имело место сопоставление собственных ответов с культурными анало­гами,

-отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение авторитетам.

Результативность проведения уроков в технологии «мастерская» можно отследить, сравнивая качество обучения по предмету, по увеличению количества учащихся, принимающих участие в различных творческих конкурсах, а также по качеству творческих работ. О результативности может свидетельствовать и анализ читательских формуляров, читательских дневников, который покажет, насколько расширился круг чтения учащихся, позволит отследить, как формируется навык самостоятельного чтения.

Уровень развития творческих способностей учащихся можно проанализировать с помощью методов диагностирования, бесед, анкетирования.
5. Заключение

Таким образом, мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского и разработанная «Французской группой нового образования», отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

На мастерской внимание учащихся направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской осуществляется руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

На уроке-мастерской очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Высокий результат использования мастерских достигается за счёт того, что, формируя личность ученика на уроке, концентрируются усилия на его индивидуальных особенностях и способностях, отыскиваются духовно-нравственные и творческие ресурсы для его развития. В условиях сельской школы учащиеся получают хорошее литературное образование и становятся личностями, способными к самосовершенствованию, саморазвитию.

6. Теоретическая база опыта
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литерату­ры».

Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003.

2. Еремина Т.Я., «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет»,

г. С-Петербург, 2004.

3. Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет»,

г. С-Петербург, 2003.

4. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция

ин­новационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.

5. Окунев А.А. , «Как учить не уча». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.

6. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс»,

г. С-Петербург, 2001.

7. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998.

8.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск