Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер76.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Старокармыжская средняя общеобразовательная школа


урок по литературе в 8 классе

« А счастье было так близко, так возможно…»

( по повести И.С.Тургенева « Ася»).

Учитель русского языка и

литературы Калабина Л.М.

Тема: « А счастье было так близко, так возможно…»

(по повести И.С.Тургенева « Ася»).

Цели: 1) Помочь учащимся понять, почему не состоялось счастье главных героев;

2) помочь осознать собственное понимание «счастья» в контексте изучения повести «Ася»;

3) формировать ценностное отношение к жизни, каждому её мгновению;

4) развивать творческое мышление, фантазию, наблюдательность;

5) развитие речи учащихся;

6) создать условия для диалога;

Эпиграф: Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее—и то не день, а мгновенье.

И.С. Тургенев «Ася».

Оборудование: магнитофон; музыкальное произведение Ф. Шуберта «Серенада»; рисунки детей на тему «Каким я вижу счастье»(было задано на дом); напечатанные стихотворения И.А. Бунина «Вечер» на каждом столе; статьи (отрывки) о повести «Ася» Д.И. Писарева и Н.Г. Чернышевского; высказывания известных людей о счастье, о любви.

Класс разделён на 4 группы.

Ход урока:

I. Оргмомент. (Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Ведь какое счастье, что рядом есть друзья, солнце, голубое небо.)

II. Постановка целей урока:

У.: Мы должны с вами найти слово, которое будет ключевым словом темы нашего урока. А чтобы найти его, сейчас внимательно послушаем

Стихотворение И.А.Бунина «Вечер». (1 ученица наизусть читает стихотворение).

(В каждой группе лежат на столе напечатанные стихотворения). Далее учащиеся выполняют задания учителя и отвечают на вопросы:

--Выпишите из этого стихотворения ключевые слова и выражения. (счастье, всюду, счастье знающим дано, вижу, слышу, счастлив, всё во мне).

--Значит, в каких словах заключается основная мысль этого стихотворения? (счастье всюду, его лишь надо уметь видеть).

--И значит, ключевым словом нашего урока будет слово счастье. (Вместе с детьми формулируются тема и цели урока. Читаем эпиграф).

--А что же такое счастье? (Работа в группах: дети пишут определение слова счастье. Потом читают друг другу в группах, а затем из группы понравившееся определение читают всем).( Счастье - это когда окружающие меня люди счастливы, когда моя мама здорова; это когда получаю «5»; когда я люблю и любят меня и др.)

--А какие другие слова всплывают у вас в памяти, когда вы слышите слово «счастье»? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. (Снова работа в группах, потом понравившиеся определения читают).(Счастье—любовь, весна, улыбка, радость, подарки, мама, радуга и другие). Составление кластеров на доске.

--Теперь сравним наши определения со значением слова «счастье» по словарю Ожегова.

(Счастье: 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2) успех, удача).

-- А когда ты бываешь счастлив(а)? ( Читают домашнее сочинение « Когда я бываю счастлив(а)?»

-- Каким мы счастье видим? Обоснуйте свои рисунки. ( Дети показывают свои рисунки и поясняют, сначала в группах, а потом, выбрав самые удачные, на их взгляд, перед классом)

.-- Много ли нужно, чтобы быть счастливым? Оказывается, совсем немного.

III. Работа над анализом 16 главы повести «Ася».

Давайте обратимся к повести И.С.Тургенева «Ася». Как герои этой повести упустили своё счастье? Что помешало им стать счастливыми?

-- Итак, что же необычного в Асиной жизни? ( Она дочь барина и крестьянки. Тогда, при крепостном праве, человека с такой родословной постоянно унижали и оскорбляли. Её не принимала ни крестьянская среда, ни светское общество. Ася познала сиротство. Умерла мать, потом умер отец. Она их очень любила. Ася рано поняла, что значит потерять близкого человека. Девушка долгое время жила без друзей. Ей хотелось встретить хорошего, честного, благородного человека, который бы понял её и принял).

-- Что говорит о ней, о её характере самый близкий для неё человек, её брат, Гагин? (гл.8, 14).Зачитать из текста.

-- Можем ли мы сказать, что Н.Н. понравился ей с первого взгляда? Как можно это понять? (работа с текстом).

-- Асе хочется быть счастливой?

-- А Н.Н. нравится Ася? ( гл.9,10)

На фоне музыкального произведения Ф.Шуберта « Серенада» читается отрывок из 10 гл. ( « Во мне зажглась жажда счастья…») ( Объяснить значение слова « Серенада»).

-- Совсем немного осталось до полного счастья. Они любят друг друга. Счастье так близко, так возможно. Нужно было сделать всего лишь один шаг. Какой шаг? (решительно объясниться).

-- Но что же происходит? (гл.16).

-- Какие события описаны в 16 главе?

-- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

-- В чём он обвиняет Асю? (работа с текстом).

-- Какова развязка? (Н.Н. не понимает Аси, лукавит перед собой и девушкой, в решающий момент даже отталкивает её, упрекает. Но тут же понимает, что поступает не по совести, что хотел совершенно другой развязки, что он не в состоянии с ней расстаться).

-- И только тогда, когда Ася исчезает, Н. чувствует любовь. Но уже поздно! (Снова читаем эпиграф).

-- Подводя итог своей жизни, как самое яркое, значительное событие, это мгновение в своей жизни вспоминает наш герой. ( На фоне музыки Ф.Шуберта « Серенада» звучат слова из текста « Я был тогда молод…» и до конца). ( потом музыка звучит громче, пауза на размышление).

-- Кто же виноват в этом? Н.Н., Ася или кто? (дети обсуждают сначала в группах, а потом кто-то из группы озвучивает мнение группы, если мнения не совпадают, высказывают все версии).

IV. Работа с критической литературой.

Давайте обратимся к точке зрения критиков о героях этой повести Д.И.Писарева и Н.Г.Чернышевского ( Работа с отрывками статей).

«Ася является в повести Тургенева восемнадцатилетней девушкой; в ней кипят молодые силы, и кровь играет, и мысль бегает; она на все смотрит с любопытством, но ни во что не вглядывается; посмотрит и отвернется, и опять взглянет на что-нибудь новое; она с жадностью ловит впечатления, и делает это без всякой цели и совершенно бессознательно; сил много, но силы эти бродят. На чем они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого знакомства с этой своеобразной и прелестной фигурой... ...Что же касается до тестообразного г. Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одаренное весьма жалкою дозою крови плохого достоинства... У него все перепутано: чувство врывается в процесс мысли, мысль парализует чувство... Это — ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты».

(Д. И. Писарев. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова.)

«Все лица повести — люди ii;t лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей...

...Вот человек (господин Н,), сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки... Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба,— для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?», и Джульетта прошепчет: «Да...» И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой? Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Что это за нелепая жестокость? Что это за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор... Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношений нашего Ромео к его Джульетте...

[Но] вы вините человека,— всмотритесь прежде, он ли в том виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства и привычки общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его... Из того, что жестокая неприятность, которой подвергается Лея, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой... мы видим, что он попал не в вину, а в беду... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь... Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем... Чем он хуже других? Чем он хуже нас всех?..»

(Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к ий. Русский человек на render-vous.1)

-- С чьим мнением вы согласны? Может у вас своё мнение?

V. Рефлексия:

-- А сейчас, в наше время, как бы вы поступили на месте героев повести?

-- Что же хотел сказать своим читателям И.С.Тургенев?

Домашнее задание: написать письмо Асе, Н.Н. или И.С.Тургеневу. При выполнении задания могут помочь высказывания этих писателей, поэтов.

( включается музыка и читаются строки). Дети пишут в тетрадях понравившееся высказывание).

  1. И.А.Бунин: « Счастья в жизни нет, есть только зарница его--цените их, живите ими».

  2. Рудаки( персидско- таджикский поэт): « Счастье в воздухе не вьётся—трудом даётся».

  3. Жан Итье: « Не стремись быть всегда правым по отношению к тому, кого любишь».

  4. Франсуа Мориан: « Любить—значит видеть чудо, невидимое для других».

  5. « Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные».

Слово учителя:

-- Повесть « Ася» впервые вам открыла тургеневскую девушку. Она прекрасна и надолго запомнится вам. Великолепна и первая любовь. Может быть, будет вторая, третья, но первая не возвратится никогда, потому что невозможно вернуть обаяние рождения первого чувства. Это как первый поцелуй, первый снег, рождение первого ребёнка… И закончим урок стихотворением Е.Николаевской « Век соткан из мгновений…»

Век соткан из мгновений,

Всему назначен срок:

Есть мера перемене,

И вычислен урок.

Мы знаем безупречно,

Дотошно, наперед,

Что – временно,

Что – вечно

И что за чем грядет...

За летом ждем ненастье,

А за дождем – зимы…

И только срока счастья

Не знаем, к счастью, мы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск