Скачать 6.37 Mb.
|
МОиН РФ, Новошешминский РОО Новошешминского муниципального района РТ МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ» Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено ШМО « 23 » августа 2012 г Зам.директора по УВР: ________ Директор школы:_______ Руководитель ШМО: _________ /Хасанов Р.Р./ /Трошина Е.А./ /Демидова Л.С./ « 24 »августа 2012 Приказ№131 от 28.08.2012г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «23»августа 2012 г. с. Ленино 2012 год Разработал учитель высшей квалификационной категории: Демидова Любовь Сергеевна 2012 -2013 учебный год Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год, в том числе на проведение диктантов – 10 часов, изложений – 8 часа, сочинений – 4 часа, контрольного списывания – 3 часа. Для реализации программного содержания используются: Зеленина, Л. М., Хохлова, Т. Е. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2005. Зеленина, Л. М., Хохлова, Т. Е. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя.– М.: Просвещение, 2004. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Пояснительная записка Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности. Данная программа направлена: на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя. Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению. Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка. Лингвистическое (речевое) развитие включает в себя: осознание (понимание) ребёнком соотнесённости окружающего мира и слова, способного рассказать об этом мире (его прошлом, настоящем и будущем); слово образуется (рождается), изменяется, используется в речи по определённым правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области фонетики, лексики, морфемики и грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, приёмов лингвистического анализа, синтеза; осознание себя носителем русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности. Задача речевого развития в курсе русского языка реализуется системой заданий, направленных на формирование: правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя высказываний младших школьников; диалогической и монологической форм речи учащихся; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения (в устной и письменной форме), близкие детям по тематике (описание, повествование, рассуждение). Общая характеристика предмета Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать. Методическая система учебников построена в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся (это обеспечивается определённой дозировкой материала, созданием на уроке атмосферы открытия и удивления, выработкой навыков учебной самостоятельности разнообразием текстового учебного материала, поэтапностью, диалектичностью организации обучения от 1 к 4 классу). Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации. Учебники «Русский язык» построен в контексте авторской концепции развивающего обучения. В соответствии с программой каждого года обучения материал представлен тремя основными разделами: Предложение, Слово (Морфология и Морфемика), Звуки и буквы. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности: постановка проблемы и её анализ учащимися и учителем; самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий; уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности. Особое место в учебнике занимают сведения о языке. Приводимые сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке. Среди средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся, представленных в учебниках, основное место занимают так называемые аналитические планы. Аналитические планы – это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы; помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности; раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности; поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска относительно выполняемого задания; формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля. В методический аппарат учебника включены специальные ориентиры, которые выделяют тот или иной учебный материал или задание. Специальными значками-символами обозначены правила, сведения о языке, слова для справок, задания для самостоятельной работы, письмо по памяти, работа с таблицами, ориентировочные границы урока и т.д. Текстовой учебный материал в своей основе – прозаические и стихотворные произведения русской классической и современной литературы, различные формы народного творчества (загадки, пословицы, поговорки и т.д.) Данный учебник «Русский язык» завершает курс русского языка в начальной школе и строится как обобщение, конкретизация уже известного детям из 1 – 3 классов. На основе полученных детьми знаний происходит постепенное и мотивированное введение новых сведений. Большое значение приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых – уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация (воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения задания. Основные разделы курса – Предложение и Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие). В разделе Предложение обобщаются знания детей о простом предложении, раскрывается понятие главных, второстепенных и однородных членов простого предложения. Уточняя характеристику простого предложения, подчёркивается, что оно представляет собой смысловое и интонационное единство, грамматическое целое и служит для выражения суждения. Система заданий по сложному предложению обеспечивает понимание детьми того, что сложное предложение – это не механическое соединение нескольких простых предложений. Главное то, что оно тоже составляет смысловое и интонационное единство. В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих высказываниях, изложениях, общении к прямой речи, в данном курсе представлен материал о значении употребления, об оформлении на письме прямой речи. В разделе Части речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание лексического значения и грамматических признаков (категорий). Система заданий в каждой теме организована так, что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого опыта младших школьников. Особое место в структуре курса занимает завершающий раздел Контрольные задания. Он представляет собой критериально – оценочную основу, которая даёт возможность установить (оценить) уровень овладения школьниками знаниями, умениями и навыками в области родного языка за все годы обучения в начальных классах. Более того, содержание знание этого раздела даёт возможность судить и об уровне сформированности учебной деятельности учащихся, и прежде всего таких её сторон, как умение самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями); способность к самоконтролю. Таким образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 620 . В четвёртом классе – 102 часа, из расчета 3 часа в неделю. |