Скачать 69.74 Kb.
|
Конспект открытого урока на тему: «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями времени». Подготовила и провела в 9 классе учитель русского языка и литературы Лёвочкина Т.А. Цели: продолжить знакомство с видами СПП; выявить особенности СПП с придаточными времени; научить отличать придаточные времени от других видов придаточных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, обогащать словарный запас. План урока: 1.Орфографическая разминка с лексическим заданием. 2. Повторение изученного на прошлых уроках (отгадывание кроссворда, схематический диктант). 3.Объяснение нового материала по теме «СПП с придаточными предложениями времени». 4.Тренировочные упражнения с взаимопроверкой. 5. Самостоятельная работа (тестирование). Ход урока.
Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с видами СПП. На уроке мы будем выявлять особенности СПП с придаточными времени, постараемся научиться отличать придаточные времени от других видов придаточных предложений; будем совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, обогащать словарный запас. Работать будем по плану (сообщается план урока – он записан на маленькой доске). Я думаю, что вы уже заинтересованы, поэтому, не теряя времени, приступим к работе. 2.Орфографическая разминка. Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться - дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа, - сказал один из персонажей известного литературного произведения. Чьи это слова, в каком произведении они звучат? (Это слова А.А. Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума») Орфографическая разминка будет связана с этим замечательным произведением. Я диктую вам слова, а вы должны составить и записать словосочетания, чтобы они имели отношение к комедии. Конфликт, декабрьский, декабристский, крепостник, чувство, бессловесный, пренебрежительно, прогрессивный, подражать (в значении «быть похожим»), эффектный, благодетель. Фронтальная проверка с объяснением орфограмм и проговариванием своих вариантов словосочетаний ( У кого другой вариант словосочетания?) Лексическое задание : найдите среди записанных слов паронимы ( декабрьский - декабристский) Что такое паронимы? (Паронимы - это однокоренные слова, относящиеся к одной части речи, сходные по звучанию, но различающиеся по значению.) Подберите паронимы к слову «эффектный» (Эффективный) Объясните значение этих слов. (Эффектный - производящий впечатление, напр. - эффектный монолог, эффектная поза) (Эффективный - приводящий к нужным результатам, действенный, напр.- эффективный метод). Я думаю, что наша работа на уроке будет эффективной. 3.Повторение изученного на прошлых уроках. Перед вами зашифрованные термины. Отвечая на мои вопросы, вы сможете их расшифровать. -Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Виды придаточных предложений – зашифрованное слово «придаточные») -Какие виды придаточных предложений мы уже изучили? (Дети называют, а учитель вывешивает в кроссворд термины) -Как мы определяем вид придаточного предложения? (По вопросу) Схематический диктант. Я диктую вам предложения, а вы должны, не записывая предложений, начертить их схемы и определить вид придаточных. (Один ученик вызывается к доске и чертит схемы на боковой доске, чтобы остальные учащиеся их не видели) Мне хотелось бы уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям. [ туда] , (где ) – прид. места. В том месте, куда зашло солнце , небо ещё рдело багряными полосами. [ х , (куда ), ] . – прид. определит. В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце. [ х], (как ). – прид. изъяснит. Ученик, работающий у доски, показывает схему первого предложения. -Правильно ли составлена схема? -Дайте характеристику предложения. (Так комментируются все схемы) 4. Изучение нового материала. Кроме придаточных определительных, изъяснительных, образа действия, места, в русском языке есть ещё другие виды придаточных. С одним из них мы познакомимся сейчас. Перед вами предложения. Прочитайте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение устно и графически ( вызывается 1 ученик к доске) -Задайте вопрос от главного предложения к придаточному. К чему относится придаточное предложение? (Когда солнышко пригреет), [красна ягодка созреет.] (С тех пор как погиб отец), [заботы о семье взял на себя его брат.] [Было светло и тепло], (пока горел костер.) -Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения? (Значение времени) Сделаем вывод: -На какие вопросы отвечают придаточные времени? - К чему они относятся? - Как придаточные времени присоединяются к главному? -Где может стоять придаточное времени по отношению к главному предложению? Средствами связи в СПП с придаточными времени могут быть союзы:
5.Тренировачные упражнения. 1. Перед вами четыре предложения. Вы должны выписать СПП с придаточными времени. Расставьте в них знаки препинания. *Мы отправились в путь когда взошло солнце и шли до самого вечера. В тот зимний вечер о котором я рассказываю у нас в семье украшали ёлку. *Сон пришел чуть только я закрыл глаза. Лектор рассказывал так что все сидящие с интересом слушали его. Взаимопроверка. 2.Конструирование предложений. Из данных простых предложений сконструируйте СПП с придаточными предложениями времени, используя разные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Я отошел от костра. Холодный воздух охватил меня со всех сторон. Выпал снег. Всё вокруг заиграло, заискрилось. Мы собирались. Пришел отец. 6. Самостоятельная работа. (Каждому ученику заранее на стол кладется конверт с заданием.) 1 вариант. Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.
1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. А. Б. В. Г. 2. Найдите СПП, в которых придаточное предложение стоит в середине главного. А. Б. В. Г. 3.Укажите СПП с придаточными времени. А. Б. В. Г. 4. Укажите СПП с придаточным определительным. А. Б. В. Г. 5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным А. Б. В. Г. 2 вариант. Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.
1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. А. Б. В. Г. 2. Найдите сложные предложения, в которых придаточные предложения стоят в середине главного. А. Б. В. Г. 3.Укажите сложные предложения с придаточными времени. А. Б. В. Г. 4. Укажите сложное предложение с придаточным определительным. А. Б. В. Г. 5. Найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным А. Б. В. Г. 3 вариант. Расставьте в предложениях знаки препинания. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
|