Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации22.02.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №22

Великого Новгорода

«Утверждаю»

Директор школы

____________/Л.В.Бузакова/

Приказ № ___от ________2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

5а,5б класс

По программе

Г.И.Беленького, М.М.Голубкова, Г.Н.Ионина и др.

Педагог-реализатор:

Еремеева Ф.Д.

2013-2014 учебный год

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе 5-11 классы. Г.И.Беленький, Э.А.Красновский и др., под ред. Г.И.Беленького. – М.Мнемозина, 2009. Она разработана с учётом Требований к результатам изучения предмета «Литература» на ступени основного общего образования; Программы развития универсальных учебных действий и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней предусмотрена преемственность с Примерной программой по литературному чтению для начальной школы.

Структура документа

Рабочая программа по литературе для 5 класса включает пять разделов:

  1. пояснительную записку;

  2. содержание тем учебного курса;

  3. требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса;

  4. календарно-тематическое планирование;

  5. перечень учебно-методического обеспечения.



I. Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Художественные произведения обладают большой силой воздействия на читателей, приобщают их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.

Основу литературы в школе составляет чтение, изучение, эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

Продолжая курс литературного чтения, освоенного учащимися в начальной школе, литература в основной школе изучается на качественно ином уровне, усложняющемся от класса к классу в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями школьников.

В 5 классе учащиеся погружаются в мир литературы, постепенно приобщаясь к специфической деятельности по постижению искусства слова. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения не только по жанровому принципу (что целесообразно при изучении произведений устного народного творчества), не только хронологически, но и проблемно-тематически (к историко-литературному построению курса пятиклассники ещё не готовы), программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.

В 5 классе такими объединяющими центрами являются жанры мифа, устного народного творчества, литературной сказки, басни, а также некоторые темы и нравственные проблемы в разделах «Человек перед лицом жизненных испытаний», «Поэзия природы», «Идёт война народная, священная война», «Рассказы о твоих сверстниках».

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному чтению (вслух) и тихому (про себя). Чтение и связанная с ним интерпретация художественного текста – основа изучения литературы в школе. Компьютерные технологии, которые широко применяются в учебном процессе, открывают большие возможности для привлечения к работе по литературе аудиовизуальных средств обучения. При всей важности рассматривания на уроках иллюстраций, прослушивания произведений в исполнении мастеров художественного чтения, просмотра фрагментов художественных и научно-познавательных, документальных фильмов и т.п. ведущей деятельностью на уроках литературы должно оставаться живое общение учащихся с книгой, с учителем, с одноклассниками. Именно общение плодотворно способствует эмоциональному восприятию и осмыслению слова писателя, непосредственному выражению своих дум и чувств по поводу прочитанного.

Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся овладевают в соответствии с программой, не имеют самодовлеющего значения. Их задача – способствовать более глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Не только ограниченность учебного времени, но и необходимость расширять круг чтения, формировать начитанность, развить читательскую самостоятельность учащихся основной школы, когда умения, освоенные на уроке, переносятся в самостоятельную читательскую деятельность, постепенно перерастают в читательскую компетентность, обусловливают наличие в программе трёх списков (трёх кругов) чтения.

Произведения для чтения и изучения читаются и анализируются обстоятельно. Многие вопросы с целью овладения искусством анализа текста разбираются под руководством учителя.

Произведения для чтения и бесед осваиваются в большей мере самостоятельно. Учащиеся демонстрируют и развивают умения творчески использовать знания и умения в самостоятельном анализе, интерпретации и оценке литературных произведений. На уроке они рассматриваются менее детально, чем произведения первого круга чтения. Возможны беседы о героях произведения, каких-то его идейно-художественных особенностях, сопоставление произведения с экранизацией, театральной постановкой и т.д.

В рубрике для самостоятельного чтения после определённых тем указаны произведения, примыкающие к изученным по тематике, проблематике, жанрам, героям и т.д. В конце разделов рекомендуются произведения для свободного чтения по выбору учащихся. К произведениям из этой рубрики можно обращаться на внеклассных занятиях, на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, сопоставлять их с изучаемыми произведениями на уроках чтения и изучения на основе общей темы, жанра, поднятых проблем, стилистики текста и т.д.

Ориентиры в изучении произведений намечены в аннотациях к темам. В них раскрыты те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при разборе произведений. В рубрике «Для чтения и бесед» аннотации предлагаются только в сложных случаях. Аннотации не предопределяют единственно возможной трактовки произведений. Любая трактовка текста только одна из версий его прочтения. Однако любая трактовка, выявляющаяся в ходе разбора произведения, должна быть научно (с литературоведческой точки зрения) и методически оправдана, а также соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным Федеральным государственным стандартом общего образования.

Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цель его изучения в основной общеобразовательной школе.

Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатствам, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение учащихся эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания, привитие потребности в такой деятельности.

Достижение этой цели предполагает:

- чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие умения школьников осмысливать художественные приёмы обработки жизненного и словесного материала в свете авторского художественного задания;

- формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, прогнозировать результат, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в ходе её осуществления; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет.

Место курса «Литература. 5 класс» в базисном (образовательном) плане

Предмет «Литература» в учебном плане МОУ Средняя общеобразовательная школа №22 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение литературы в 5 классе – 102 часа за учебный год (3 часа в неделю).

II. Содержание учебного курса

Введение. О художественной литературе и чтении. (3ч.)

Художественная литература как искусство слова. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

  1. Мифы (7 ч.)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древней Греции (5 ч.)

Для чтения и бесед: «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).

О происхождении мира и богов. Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.

Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопа»).

Мифологическая основа поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Быт и обычаи древних греков, отразившиеся в поэме. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения: Н.А.Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И.Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В.Смирнова «Герои Эллады»; И.В.Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».

Мифы Древней Руси. (2 ч.)

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа, отразившихся в календарно-обрядовой поэзии.

Для самостоятельного чтения: И.С.Шмелёв «Лето Господне» (глава «Масленица»); А.Н.Толстой «Русалочьи сказки».

II. Устное народное творчество (13ч.)

Народные сказки. (4 ч.)

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.

Для чтения и изучения: Бытовая сказка «Горшеня»; волшебная сказка «Белая уточка».

Для чтения и бесед: Сказки о животных. Волшебные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка».

Для самостоятельного чтения: Сборники сказок «Диво дивное, чудо чудное» (Народные русские сказки А.Н.Афанасьева), «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо», сборники сказок народов России и народов мира (по выбору учителя и учащихся).

Легенды и предания. (1 ч.)

Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.

Для чтения и бесед: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора (5ч.)

Загадки. (2 ч.)

Роль иносказательности, олицетворения в загадке. Разнообразие и сложность её строения. Тематика загадок. Загадки как отражение трудовой жизни, быта и культуры народа.

Для самостоятельного чтения: «Чёрный конь скачет в огонь». Русские загадки (Составитель В.П.Аникин); другие сборники загадок (по выбору учителя и учащихся).

Для чтения и изучения

Пословицы и поговорки. (3 ч.)

Смысловая двуплановость пословицы. Темы пословиц, отражение в них многовекового социально-исторического опыта народа. Лаконизм, образность, складная мерная речь пословицы, её поучительный смысл. Отличие поговорки от пословицы. Поговорка как элемент суждения, образное, иносказательное определение чего-либо. Родственная близость пословицы и поговорки.

Для чтения и бесед: Пословицы разных народов. Их тематическая близость. В.Соколов «Пословица».

Для самостоятельного чтения: «При солнышке тепло, при матери добро» (Русские пословицы и поговорки); Старинные русские пословицы и поговорки (Составитель В.П.Аникин); Б.В.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (Пословицы в рассказах); другие сборники пословиц и поговорок (по выбору учителя и учащихся).

Народный кукольный театр. (3ч.)

Для чтения и бесед: «Петрушка Уксусов».

Кукольная комедия как драматическое произведение. Особенности народного кукольного театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для самостоятельного чтения: Б.Привалов «Петрушка – душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе (19 ч.)

Литературная сказка – наследница сказки народной. Авторы литературных сказок. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сказки и сказочная поэма «Руслан и Людмила» в творчестве поэта.

Для чтения и изучения: «Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в поэме. Изобразительное мастерство поэта. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни и творчестве великого сказочника. Сказочный мир Андерсена.

Для чтения и изучения: «Снежная королева».

Противопоставление мира Герды и Снежной королевы. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Символическое значение образов зеркала тролля, куста роз. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки. Христианские мотивы в сказке.

Для чтения и бесед: «Истинная правда».

Разоблачение в сказке возникновения слухов, сплетен и наговоров. Способы создания комического эффекта сказки.

Для самостоятельного чтения: Х.К.Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и другие по выбору учащихся.

Е.Л.Шварц. Сказочник-драматург.

Для чтения и изучения: «Золушка» (сценарий кинокомедии).

Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л.Шварца от «Золушки» Ш.Перро. Киносценарий как литературный жанр. Остроумное осмеяние в кинокомедии Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, чёрствости и других пороков. Ирония над человеческими слабостями. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.

Для самостоятельного чтения: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

П.П.Бажов. Путь писателя к сказу.

Для чтения и изучения: «Каменный цветок».

Особенности сказа как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.

Для чтения и бесед: «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви в сказах. Семейные черты мастеров-камнерезов.

Для самостоятельного чтения: П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие сказы по выбору учащихся.

Для самостоятельного чтенияIII разделу)

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»; А.М.Волков «Королевство кривых зеркал»; А.С.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Ю.К.Олеша «Три толстяка»; К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

Ш.Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; В.Гауф «Маленький мук», «Карлик Нос»; Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди «Приключения Пиноккио»; С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Р.Киплинг «Маугли»; Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»; О.Уайльд «Мальчик-звезда», Э.Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; А.А.Милн «Когда-то, давным- давно…»; О.Пройслер «Маленькая Баба-Яга»; П.Трэверс «Мэри Поппинс», Т.Янсон «Шляпа волшебника»; Дж. Родари «Сказки Италии» и другие по выбору учащихся.

IV. Басни (7ч.)

И.А.Крылов. Сведения о жизни и творчестве баснописца.

Для чтения и изучения: «Волк на псарне», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под Дубом».

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение в баснях народной мудрости и жизненных наблюдений. Афористичность, иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Понятие об аллегории и морали басни.

Для чтения и бесед: Эзоп (в пересказе Л.Н.Толстого) «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э.Лессинг «Свинья и Дуб». (1/0 ч.)

Отличие басни от сказки. История жанра басни. Традиционность сюжетов басен. Художественные особенности раскрытия одной и той же басенной темы в произведениях различных баснописцев.

Для самостоятельного чтения: И.А.Крылов. Басни «Лжец», «Две бочки», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (26 ч.)

М.Б.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения: «Бородино».

Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись; разговорность интонаций и высокий патриотический пафос стихотворения.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед: М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфы VII,VIII из поэмы «Сашка»); А.С.Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл 7, строфы XXXVI-XXXVII Из романа «Евгений Онегин»).

Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.

А.В.Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения: «Косарь».

Близость стихотворения народной песне: постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы и др. в стихотворении А.В.Кольцова. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

Для чтения и бесед: А.В.Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.

И. С.Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения: «Муму».

История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства. Роль описаний природы в рассказе.

Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Н.А.Некрасов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения: «Крестьянские дети».

Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Тёмные и светлые стороны жизни крестьянских детей.

Для чтения и бесед: Н.А.Некрасов «Школьник»; Уйда «Нелло и Патраш» (по выбору учителя).

Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелёгкие судьбы.

Л.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения: «Кавказский пленник».

Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К.Чуковского о Л.Андрееве.

Для чтения и изучения: «Кусака».

Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.

Значение пейзажа в рассказе.

Для чтения и бесед: Л.Н.Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».

Общее в развитии сюжетов рассказов «Кусака» и «Петька на даче».

Для самостоятельного чтения: В.П.Астафьев «Жизнь Трезора», Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пёс», Э.Сетон-Томпсон «Чинк».

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Белый пудель».

Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Серёжа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для чтения и бесед: А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Тапёр».

Идея доброты и сострадания. Реальная основа рассказов.

Для самостоятельного чтения: «Ю-Ю», «Грачи» и другие рассказы А.И.Куприна (по выбору учителя и учащихся).

Д.Дефо. Сведения о писателе.

Для чтения и бесед: «Робинзон Крузо». (Фрагменты)

Реальная основа приключенческого романа. Гимн труду, творческому интеллекту и стойкости человека, его упорству и воли к жизни. Знания и умения, орудия труда просвещённого века, благодаря которым Робинзон выжил и победил в борьбе за существование. Одиночество Робинзона как условие и сурового испытания и мужания, развития личности героя.

Для самостоятельного чтения (к V разделу)

Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М.Станюкович «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А.П.Чехов «Мальчики», «Беглец»; Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» (в издании для детей); Д.Гринвуд «Маленький оборвыш»; В.Гюго «Гаврош», «Козетта»; А.Линдгрен «Расмус-бродяга».

VI. Поэзия природы (12ч.)

Для чтения и изучения: А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал» (1ч.); Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»(2/1 ч.); А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки» (1/0ч.); К.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…», К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…» (1 ч.); Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…» (1 ч.).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Мещёрская сторона».

Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сила родного края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, детали пейзажа, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказе о них. Ответственность человека за сохранение живой природы.

Для самостоятельного чтения (к VI разделу)

Стихотворения А.А.Фета, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого в издании для детей; «Родные поэты» (сборник стихотворений); К.Г.Паустовский «Летние дни» (сборник рассказов); М.М.Пришвин. Сборники рассказов «Ярик», «О чём шепчутся раки», «Лесной хозяин».

VII. «Идёт война народная, священная война!..» (6 ч.)

Для чтения и бесед: К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…», А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», М.Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С.Орлов «Тонкая российская берёзка…», Р.Гамзатов «Журавли». (5/3 ч.)

Испытания и героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, самоотверженность защитников отечества. Образы природы, их роль в стихотворениях о войне. Тема памяти в поэзии о войне.

Для самостоятельного чтения (к VII разделу)

В.П.Катаев «Сын полка», В.М.Шукшин «Жатва». (1/0 ч.)

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (7 ч.)

Б.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Тихое утро».

Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед: «Мститель».

Переживания рассказчика, задумавшего план мести и отказавшегося от него, постепенно изжив в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека для обретения душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.

В.П.Астафьев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Васюткино озеро».

Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благодаря которым мальчику удалось выжить и спастись, заблудившись в тайге. Красота и богатства природы Сибири. Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к VIII разделу)

А.Н.Толстой «Детство Никиты»; А.П.Гайдар «Тимур и его команда»; В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре» (сб. рассказов); Кир Булычёв «Приключения Алисы», «Путешествие Алисы»; Ф.Искандер «Праздник ожидания праздника», «Рассказы о Чике» (сборники рассказов).

М.Твен «Приключения Тома Сойера», «»Приключения Гекльберри Финна»; А.Линдгрен «Эмиль из Лённеберге»; М. Грипе «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис

Итоговые уроки (2 ч.)

III. Требования к уровню подготовки учащихся

за курс литературы 5 класса
Сознательно, правильно, бегло читать художественные, публицистические, научно-познавательные тексты. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное.

Определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация, предисловие и др.).

Пользоваться аппаратом книги; справочно-библиографической литературой; словарями литературоведческих терминов, справочниками, энциклопедиями (в том числе электронными); находить по каталогу нужную книгу и журнал, определять по словарям значение неизвестных слов.

Осуществлять поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели работы и анализировать результаты поиска.

Отбирать материал для ответа на поставленный вопрос, отличать главную и второстепенную информацию. Составлять простой план учебной статьи.

Строить логичное, доказательное суждение.

Заучивать наизусть стихи, басни и отрывки из произведений классической литературы.

Выразительно читать (в том числе наизусть и по ролям) произведения или фрагменты из них с учётом их жанровой принадлежности (миф, пословица, поговорка, загадка, сказка, легенда, пьеса, литературная сказка, сказочная поэма, сказ, басня, лирическое и лироэпическое стихотворение, рассказ, повесть), передавая своё отношение к событиям и героям, интонационные особенности текста, характеры персонажей.

Отличать произведения художественной литературы от научной литературы и публицистики.

Отличать сказку от мифа и предания.

Различать виды сказок; пословицу и поговорку; загадку, скороговорку, небылицу, народную песню.

Различать народную и литературную сказки.

Различать рассказ, повесть и очерк как виды эпических произведений; лирическое и лиро-эпическое стихотворение.

Воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.

Выделять события и устанавливать их последовательность в произведении, причинно-следственные связи между ними.

Прослеживать развитие сюжета в эпическом произведении. Составлять план событий произведения.

Мотивировать поступки героев.

Находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).

Выявлять роль художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении.

Осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом.

Объяснять значение изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в связи с характеристикой героя.

Сопоставлять иллюстрацию с текстом, выявляя особенности трактовки художником литературного произведения.

Сопоставлять героев, события, близкие по темам произведения в соответствии с поставленной проблемой.

Выявлять смысл прочитанного и формулировать его своими словами, соотносить смысл и заглавие произведения.

Определять тему и основную идею художественного произведения.

Выявлять нравственную проблематику произведения.

Определять эпоху, отражённую в произведении.

Устанавливать связь между фактами биографии писателя и изучаемым произведением.

Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения, выявляя замысел писателя.

Определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) и определять эмоциональную тональность произведения.

Прослеживать динамику картин и настроений в лирическом стихотворении.

Определять ритм и двусложный стихотворный размер, строфику в лирическом и лироэпическом произведении.

Подробно (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), кратко и выборочно пересказывать эпическое произведение.

Рассказывать о литературном герое с элементами его характеристики. Выражать в рассказе свое отношение к нему.

Составлять рассказ по картине, иллюстрации к произведению и на темы, предполагающие конкретные личные наблюдения.

Готовить сообщение, презентацию на литературную тему.

Участвовать в коллективной и парной работе по проектным заданиям.

Выполнять следующие виды письменных (в том числе творческих) работ:

подробное, сжатое, выборочное, с изменением лица рассказчика изложение литературно-художественных текстов;

изложение текста, усложнённое элементами рассуждения;

небольшое сочинение повествовательного характера с элементами описания природы, внешности людей и элементами рассуждений по прочитанным произведениям, по картине и жизненным наблюдениям учащихся;

отзыв о прочитанном произведении в форме страницы из читательского дневника;

сочинение загадок, сказок, рассказов по пословицам, басен, стихотворений;

редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.
Календарно-тематическое планирование (102 ч.)



п/п

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск