Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер98.43 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока внеклассного чтения по литературе

«Удивительный мир Андерсена».

5 класс Б.

Дата проведения. 28. 05. 2012
Цели и задачи:

- «погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства;

-постижение нравственных проблем и эстетической ценности сказок Андерсена;

-воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

-формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умение вести диалог;

-развитие навыков выразительного чтения (чтение-сотворчество), анализа художественного текста;

- закрепление понятий народная, литературная сказка, «сказка- притча»;

-развитие воображения, эмоционально- эстетической сферы, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержание внутреннего мира человека;

-создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Проектор, компьютер, презентация «Андерсен. Сказки»: «Соловей». «Ромашка». «Самое невероятное», «На каменном валу», «Девочка со спичками», «Талисман». О. Уайльд. «Соловей и роза»
Ход урока.

- Ребята! А как вы думаете, что было бы на свете без волшебников? Мир изменился бы, не было бы чудес… Волшебники дарят людям чудеса, радость…Чудеса раскрашивают жизнь, а без них она стала бы скучной, неинтересной…

- Сказка- это чудо? А кто сочиняет чудо? Сказку сочиняют сказочники. Сказочника можно назвать волшебником .Его волшебство в том, что он дарит людям радость, переносит в страну чудес.

- Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом – со сказкой. Мы перенесёмся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, вспомним наши любимые сказки писателя, перечитаем любимые строки, заглянем в его творческую лабораторию. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете это признание сказочника?

«Я бродячий поэт…Моё единственное занятие - делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих ближних…» - говорил о себе Андерсен.

Андерсен писал сказки и дарил их людям…Сказки писателя приносили людям радость, помогали увидеть удивительный мир. Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…

- Итак, представьте, ночь, у ворот останавливается запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице… Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе (учитель зажигает свечи в подсвечнике), садится у яркого пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко… О чём думает писатель? Вспоминает своё детство. В его голове проносится вся жизнь…Задумывает новую сказку.

Учитель зачитывает строки из воспоминаний Андерсена: «Огонь трещит в печке, приходит моя муза, рассказывает множество сказок и историй, приводит ко мне героев из обыденной, окружающей нас Среды. Она говорит мне: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить»

- Давайте вспомним детство, жизненный путь Андерсена. Что привело Андерсена в удивительный мир сказки? Он слышал сказки в детстве, запоминал их, записывал, а потом придумывал свои истории…В детстве он создал свой кукольный театр, придумывал пьесы, хотел стать автором…Первые сказки он рассказывал своему любимому коту…Часто Андерсен убегал от всех окружающих подальше, любовался природой, постигал окружающий мир…Он любил путешествовать, знакомиться с людьми. Это помогало придумывать сказки, давало новые впечатления…

- Почему Андерсен назвал себя «поэтом»? Какие черты свойственны поэту?

Учащиеся отвечают на вопрос, используя в ответах опорную речевую схему. Ответы записываются на доске.

Образ поэта:

ф
Воображение

Жизнерадостность

Удивление

Удивительный

Неожиданный

таинственный

Фантазия

Наблюдательность

Задумчивость

Сказочный мир

Заманчивый

увлекательный
а

- Писатель Паустовский был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен «были закадычными друзьями и, встречаясь, хлопали друг друга по плечу и смеялись. Что вы думаете по поводу этого высказывания? Это вполне могло быть, ведь все сказочники, наверное, в чём-то похожи…Пушкин и Андерсен могли бы обменяться историями…Им было бы, о чём поговорить… Пушкин, и Андерсен узнали первые сказки в детстве от родных. Они записывали народные сказки, перерабатывали их… Оба эти человека были настоящими поэтами. Они смотрели на мир необычно…

- молодцы, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но он счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «Шведский соловей» и которую Андерсен безнадежно любил. Как вы думаете, какую сказку нашёптывает муза писателю в эту ночь? Сказку «Соловей»…

- С чего начинается сказка? С описания чудесного сада императора.

- Давайте перенесёмся и туда…

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

- Какие чувства вызвала у вас сказка?

-Какова интонация сказки, меняется ли она? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь словариком « настроений».

- Как автор относится к героям, к происходящему? Автор то иронизирует, то сочувствует… Герой то смешон и жалок, то беззащитен…

- Как мы понимаем отношение автора к происходящему, его точку зрения? Через художественные средства.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Давайте прочитаем строки, описывающие чудесный дворец и сад императора…(Звучит выразительное чтение учащихся.)

- С помощью каких средств автор передаёт своё отношение? Ирония, гипербола,…

(При работе с текстом ученики пользуются опорной схемой, освоенной на предыдущих уроках: Ирония –Деталь; Эпитет – Символ; Сравнение – Гипербола)

- Над чем иронизирует Андерсен? Над самодовольством, погоней за модой, невежеством…

- Вспомним строки, описывающие пение соловья. Как называет соловья сказочник, какие ключевые слова вы выделили? Замечательная птица, удивительная птица, крылатый певец, серебряное горлышко, славная птичка.

- А с чем сравнивает Андерсен пение соловья? Со звучанием серебряных колокольчиков

- Вспомните, а какое сравнение приводит О. Уайльд в сказке «Соловей и Роза»? Уайльд сравнивает пение с журчанием серебряного ручейка, текущего из опрокинутого кувшина…

- Какие художественные средства использует автор? Эпитеты, сравнения.

- Писатели неравнодушны к тому, о чём пишут, поэтому используют, яркие образы. слова для передачи чувств, ощущений, читая строки, мы чувствуем, почему всех так прельщает пение соловья. Ребята! Какие вопросы вы предложили бы читателям сказки «Соловей»?

(Учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными заранее. Вот некоторые из них:

- Как узнали во дворце о соловье?

-Почему все вдруг стали восхищаться соловьём?

-Случайно ли, что механический соловей сломался?

-Когда император понял, что он был неправ?

-Почему соловей отказался от награды императора?

- «Соловей»- печальная сказка или смешная?

В ходе беседы учащиеся приходят к мысли о том, что в сказке ставятся серьёзные вопросы, важные для человека. Это сказка о судьбах искусств, о чувствах подлинных и изображённых, об искренности и фальши. Это серьёзная сказка, в ней есть и смешные и печальные моменты…)

- А каково настроение этой сцены (звучит фрагмент сказки «Соловей»- встреча императора со смертью: «Слёзы - драгоценнейшая награда для сердца певца»). Почему? Как вы понимаете эти строки? А какие ещё постоянные детали, образы, ставшие символами, встречаются в сказке? Соловей, цветок, девочка. Назовите символы, встречающиеся в других сказках Андерсена… Свеча, огонь, солнечный луч, зеркала, роза…Учащиеся перечисляют постоянные детали- символы и поясняют их значение)

- А как закончилась сказка, вспомним последнюю фразу? Здравствуйте!

- Как вы понимаете такой финал? Как приглашение в новую жизнь… Император раскаялся и понял свою ошибку…Истинное искусство восторжествовало…

- Да. Так хочется надеяться, что волшебные чувства искусства исправят все пороки, недостатки, люди раскаются в своих заблуждениях.

- В чём смысл сказки? (В ходе рассказа учащиеся походят к мысли, что человеку нужно искусство подлинное, живое общение, что искусство сильнее смерти: оно должно быть свободным.)

- Л.Н. Толстой писал: «Искусство - одно из средств различения добра и зла»

- Подведем итог, сказка «Соловей» ставит проблемы… Жизни и смерти…Добра и зла…Любви и ненависти…

- К какому жанру можно отнести это произведение? К философской сказке или сказке-притче.

- Какая сказка другого писателя перекликается с этой историей? «Соловей и роза» О.Уайльда.

- В чём различие и сходство? Общие темы, проблемы, похожие образы сравнение пения соловья - по- разному…Различен финал сказок: «Соловей и роза» заканчивается трагично, соловей гибнет, помогая влюблённым.

-Видите, как по - разному писатели решают проблемы, отражают мир в своих произведениях. А кем бы вы хотели быть сказке «Соловей» или «Соловей и роза»? Хотели бы быть соловьём, чтобы дарить людям счастье, радость…Хочу попасть в чудесный лес, послушать соловья…А я хотела бы быть маленькой девочкой, подружиться с соловьём…А в какую бы сказку Андерсена вы хотели бы попасть и почему? В сказку «Девочка со спичками»,чтобы спасти девочку. В сказку «Ромашка», чтобы помешать мальчикам поймать жаворонка. В «Снежную королеву», она самая интересная…В сказку «Самое невероятное», потому что она хорошо закончилась. С удовольствием побывал бы в сказке «Голый король», чтобы вместе со всеми посмеяться над глупым королём…

-Что же объединяет все сказки Андерсена? Какое понятие в сказках является ключевым? Счастье. Радость, Любовь, Дружба, Свобода, Правда, Искренность, Жизнь, Смерть, БОГ.

Учащиеся выделяют ключевые составляющие понятия «счастья» у Андерсена, опираясь на прочитанные произведения)

- Строки из сказки «Талисман»: «Чтобы быть счастливым, надо быть им!»- лейтмотив всего творчества Андерсена.

-Какое ваше представление о счастье? (Учащиеся зачитывают отрывки из домашних сочинений, делается вывод, что представление о счастье у писателя и у школьников во многом похожи.)

-Случайно ли это? Нет, не случайно. Существуют общие для всех людей понятия, ценности, важные во все времена и во всех странах. Этому учат нас сказки. А взрослым нужно читать сказки? Да, взрослым полезно перечитывать сказки, чтобы они не забывали, что тоже были детьми и чтобы обратить внимание на то, что жизнь удивительна.

- Я согласна с вами. И ведь недаром Андерсен говорил: «Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только для детей, но и для взрослых». Вспомним и другие слова: «Будьте как дети!» А что значит «быть как дети»? Радоваться жизни, быть добрыми, видеть мир,
его удивительные стороны, открыть для себя что-то новое, понимать язык птиц, зверей, цветов…


- Прошли годы, столетия, но дети и взрослые с таким же увлечением читают сказки Андерсена, постигая его удивительный мир. Перед нами вновь возникает образ доброго, загадочного, жизнерадостного человека - Г. Х. Андерсена. Давайте напоследок заглянем в комнату писателя. Что стоит на его рабочем столе? Свечи, чернильница с пером, горшок с живыми розами, книги со сказками, Библия. (Учитель обращает внимание учеников на свёрток бумаги, перевязанный ленточкой) Что в нём? (Учитель разворачивает лист, обнаруживается, что он чист) Ребята! Перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Это будет вашим домашним заданием - написать сказку в стиле Андерсена.(задание дается в группах, заранее разделенных с учетом способностей детей: художники, сочинители, фантазеры, оформители).

-Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы.

Самоанализ урока внеклассного чтения по литературе

«Удивительный мир Андерсена», проведенного в 5 классе Б.
Дата проведения. 28.05.2012.

Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой следующие цели и задачи:

- «погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства;

-постижение нравственных проблем и эстетической ценности сказок Андерсена;

-воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

-формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умение вести диалог;

-развитие навыков выразительного чтения (чтение-сотворчество), анализа художественного текста;

- закрепление понятий народная, литературная сказка, «сказка- притча»;

-развитие воображения, эмоционально- эстетической сферы, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержание внутреннего мира человека;

-создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Для решения этих задач была выбрана нестандартная форма проведения – «погружение» Считаю, что урок удался. Была составлена презентация, которая помогла наглядно демонстрировать задания и ответы. Информативность для данного класса достаточна. Дети обобщили изученный материал, повторили литературные понятия, по описанию определяли героев, подбирали для подтверждения своих ответов соответствующий эпизод и выразительно читали его, вспомнили лексическое значение слов, приводимых автором. Урок имел большое воспитательное значение, способствовал формированию коммуникативных навыков, развивал дух товарищеской поддержки.

Время на реализацию разных этапов урока спланировано правильно. Удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить материал детям. Правильным оказался осуществленный мной выбор методов и приемов обучения, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические методы (работа с текстом произведения) преподавания. Тем, кому сложно было начать формулировать ответ, оказывала помощь. Требования, предъявляемые к ученикам, считаю достаточно четкими, ясными и последовательными, поэтому дети активно работали и хорошо справлялись с заданиями. Возникла атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке. Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к чтению художественных произведений, не включенных в хрестоматию.

Все этапы урока были достаточно серьезно продуманы и подготовлены. Удалось успешно управлять классным коллективом в процессе проведения урока. Использование презентации на уроке способствовало развитию интереса к предмету. Полностью реализованы поставленные задачи. Думаю, что познавательную работу учащихся и обучающую деятельность педагога в целом можно считать успешной.
Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории О. Л. Омётова
Подпись учителя русского языка и литературы О. Л. Омётовой подтверждаю.

Зав. Канцелярией С. С. Смирнова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск