Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.02.2014
Размер69.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Москалец Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска
Игровые технологии
Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечен в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В педагогической практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение навыков общения;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоения норм человеческих взаимоотношений.

В структуру игры входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя.

В настоящее время количество игр достаточно велико, ориентироваться в них сложно. Необходимо классифицировать игры, то есть выделить отличительные признаки, характерные для их групп. Приведу следующую классификацию игровых ситуаций:

1) по сущностной игровой основе:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН);

- игры по станциям.

2) по дидактическим целям игры:

- игры для изучения нового материала;

- игры для первичного закрепления нового материала;

- обобщающие игры;

- комбинированные уроки с элементами игры;

- релаксационные игры-паузы;

3) по межпредметным связям:

- литературно – исторические;

- русский язык и литература;

- литература и живопись и т.д.

4) по источнику познания:

- игры на основе устного изложения учебного материала;

- игры на основе работы со средствами наглядности;

- игры на основе практической работы учащихся;

5) по количеству участников:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые;

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях (уроки – путешествия, КВН, уроки – аукционы, уроки – викторины)

Все дидактические игры включают в себя речевые действия, иногда в сочетании с движениями, мимикой, с использованием предметов, картинок, карточек и т. п. Успешное проведение игры зависит от уровня подготовки учащихся и этапа обучения.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Второе важное условие — доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие их потребностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка, их классификации.

Огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Игра подчиняется определенным задачам: 1) победить в каком – то конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли. Перед учащимися не ставится прямая цель овладеть определенными знаниями, умениями; 2) игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером. С этим связано и добровольное подчинение всех участников определенным правилам; 3) игра должна интриговать. Поэтому все должны участвовать. Особенно игровая методика хорошо « работает » на слабых учеников; 4) игра должна обеспечить более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Но цель учебной игры — не выявление победителя, а приобретение знаний каждым участником.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

· творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Игровую технологию можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся.

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием.

Большое значение дидактические игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка.

Игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками.

Большое значение игры и занимательные задачи имеют для развития мышления учащихся. Во время игр развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.

Игра развивает чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить, помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;
5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.

К нестандартным заданиям на уроках русского языка можно отнести диктанты на засыпку; терминологические диктанты, цифровые диктанты, творческие диктанты, диктанты без слов.

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

В дидактической игре отчётливо прослеживается её двойственный характер: для учащихся важна собственно игра, то есть процесс, для учителя – дидактический результат. Организация игр – не всегда простое занятие. Даже если учитель психологически, методически и технологически готов к использованию игры на уроке, возможны проблемы (дисциплина, недостаток времени, неправильно выбранный этап урока). На собственном опыте убеждена, что уроки-игры можно проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно – на уроках систематизации и обобщения учебного материала.

При подготовке уроков литературы обращаюсь к книгам из серии «Мастерская учителя-словесника» «Игровые уроки литературы» авторов В.А.Малюгиной и О.Г.Черных.

Закончить выступление хочу словами К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск