СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 1125
Л. М. Астафьева О. Г. Трапицына
______________ ____________
« » __________ 2013г. « » __________ 2013г.
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных
классов _______________ 2013 г.
Председатель МО
Е. Н. Рудакова ____
Рабочая программа
по предмету литературное чтение (УМК «Школа России»)
3 класса
2013 — 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом: 1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;
- обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом.
- углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного);
- развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;
- развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. 2.Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
- ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя;
- совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе специальных упражнений и тренировки речевого аппарата;
- произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;
- обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шёпота и, наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
- обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;
- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;
- развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания. 3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста – 75-80 слов в минуту (при чтении вслух) и 85-90 слов в минуту (при чтении про себя). 4.Выработка умений работать с текстом: - подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
- установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;
- самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом;
- составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя;
- словесное рисование картин к художественным текстам;
- составление рассказов о своих наблюдениях из жизни класса, школы;
- самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
- сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя);
- внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём;
- ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности: 1.Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников:
- формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;
- развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, формировать своё видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;
- накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных и птиц, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движениям животных в различных ситуациях, уметь рассказать об увиденном;
- наблюдение за настроениями людей в различных ситуациях;
- коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях. 2. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека:
- проведение игры «Найди меткое слово»;
- коллективное сочинение различных историй;
- устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы. 3.Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений:
- рассматривание и описание сходных и различных предметов, проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение;
- игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления, усложнение подобных заданий (рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую или грустную, печальную);
- коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок; 4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
- приобщение к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
- воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности. 5.Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности:
- развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность;
- работа над загадками как развёрнутыми метафорами;
- развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений;
- развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу;
- рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов;
- коллективная драматизация художественных произведений, введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя, и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста;
- коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников. 6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами:
- формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка;
- ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение;
- наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте;
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:
адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
метод сотрудничества
методики проектирования
дифференцированный подход
деятельностный подход
работа по алгоритму и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ
3 КЛАССА: Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.
Обучающиеся должны:
владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 75 – 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.
Обучающиеся должны уметь:
устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Обучающиеся должны знать:
наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ИКТ
(4 часа в неделю, всего 136 учебных часов)
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение: 3 класс. М. Просвещение, 2012. ФГОС
Раб. тетр. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение: 3 класс. М. Просвещение, 2013. ФГОС
№
| Название темы (раздела)
| Дата проведения
| Примечание
| 1
| Введение. Знакомство с учебником.
|
|
| 2
| Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.
|
|
| 3
| Первопечатник Иван Фёдоров.
|
| 4
| Урок-путешествия в прошлое. Оценка достижений.
|
|
| 5
| Устное народное творчество. Знакомство с разделом.
|
|
| 6
| Русские народные песни.
|
|
| 7
| Докучные сказки.
|
|
| 8
| Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская игрушка.
|
|
| 9
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
|
| 10
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
|
| 11
| Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
|
|
| 12
| Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
|
|
| 13
| Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
|
|
| 14
| Русская народная сказка «Сивка-бурка»
|
|
| 15
| Русская народная сказка «Сивка-бурка»
|
|
| 16
| Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
|
|
| 17
| Урок КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
|
|
| 18
| Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела.
|
|
| 19
| Как научиться читать стихи.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».
|
|
| 20
| Ф. И. Тютчев «Листья».
|
|
| 21
| А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
|
|
|
|
| 22
| И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».
|
|
| 23
| И. Никитин «Встреча зимы».
|
|
| 24
| И. Суриков «Детство».
|
|
| 25
| И. Суриков «Зима».
|
|
| 26
| Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок).
|
|
| 27
| Оценка достижений.
|
|
| 28
| Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела.
|
|
| 29
| А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».
|
|
| 30
| А. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро».
|
|
| 31
| А. Пушкин «Зимний вечер».
|
|
| 32
33
34
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
|
|
|
|
|
|
| 35
| Обобщающий урок по творчеству А. Пушкина
|
|
| 36
| И.Крылов. Подготовка сообщения о И.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
|
|
| 37
| И. А. Крылов «Мартышка и очки».
|
|
| 38
| И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
|
|
| 39
| И. А. Крылов «Ворона и Лисица».
|
|
| 40
| Инсценировка басен И.А. Крылова.
|
|
| 41
| М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника.
|
|
| 42
| М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
|
|
| 43
| М. Ю. Лермонтов «Утёс».
|
|
| 44
| М. Ю. Лермонтов «Осень».
|
|
| 45
| Обобщение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
|
|
| 46
| Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
|
|
| 47
48
| Л. Н. Толстой «Акула».
|
|
|
|
| 49
| Л. Н. Толстой «Прыжок».
|
|
| 50
| Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
|
|
| 51
| Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
|
|
| 52
| Оценка достижений.
|
|
| 53
| Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)
|
|
| 54
| Н. А. Некрасов «Славная осень!»,
«Не ветер бушует над бором».
|
|
| 55
56
| Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
|
|
|
|
| 57
| К. В. Бальмонт «Золотое слово».
|
|
| 58
| И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».
|
|
| 59
| Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь).
|
|
| 60
| Литературные сказки. Знакомство с названием раздела.
|
|
| 61
| Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к Алёнушкиным сказкам».
|
|
| 62
| Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
|
|
|
|
| 63
64
| В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
|
|
|
|
| 65
66
| В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
|
|
|
|
| 67
| Оценка достижений. Обобщение по 1 части учебника.
|
|
| 68
| Были-небылицы. Знакомство с разделом.
|
|
| 69
70
| М. Горький «Случай с Евсейкой».
|
|
|
|
| 71
72
73
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
|
|
|
| 74
75
76
| А. Куприн «Слон».
|
|
|
|
|
|
| 77
| Оценка достижений. КВН (обобщающий урок)
|
|
| 78
| Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон».
|
|
| 79
80
| А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».
|
|
|
|
| 81
| С. Есенин «Черёмуха».
|
|
| 82
| Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
|
|
| 83
| Литературный час. Обобщающий урок
|
|
| 84
| Люби живое. Знакомство с названием раздела.
|
|
| 85
| М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
|
|
| 86
87
| И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
|
|
|
|
| 88
| В. И. Белов «Малька провинилась».
|
|
| 89
| В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».
|
|
| 90
91
| В. Бианки «Мышонок Пик».
|
|
|
|
| 92
93
94
| Б. С. Житков «Про обезьянку».
|
|
|
|
|
|
| 95
| В. Л. Дуров «Наша Жучка».
|
|
| 96
| В. П. Астафьев «Капалуха».
|
|
| 97
| В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
|
|
| 98
| Обобщающий урок по разделу «Люби живое»
|
|
| 99
| Оценка достижений
|
|
| 100
| С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
|
|
| 101
102
| А. Барто «Разлука», «В театре».
|
|
|
|
| 103
| С. В. Михалков «Если», «Рисунок».
|
|
| 104
| Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
|
|
| 105
| Обобщающий урок.
|
|
| 106
| Оценка достижений
|
|
| 107
| Знакомство с названием раздела
|
|
| 108
| Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
|
|
| 109
110
| А. П. Платонов «Цветок на земле»
|
|
|
|
| 111
112
| А. П. Платонов «Ещё мама».
|
|
|
|
| 113
| М. М. Зощенко «Золотые слова».
|
|
| 114
| М. М. Зощенко «Великие путешественники».
|
|
| 115
| Н. Носов «Федина задача».
|
|
| 116
| Н. Носов «Телефон».
|
|
| 117
| Чтение рассказов Н.Носова
|
|
| 118
| В. Л. Драгунский «Друг детства».
|
|
| 119
| Обобщающий урок по разделу.
|
|
| 120
| По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела.
|
|
| 121
| Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
|
|
| 122
123
| Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
|
|
| 124
| Г. Б. Остер «Вредные советы».
|
|
| 125
| Г. Б. Остер «Как получаются легенды».
|
|
| 126
| Р. Сеф «Весёлые стихи».
|
|
| 127
| Читательская конференция «По страницам детских журналов».
|
|
| 128
129
130
| Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.
|
|
|
|
| 131
132
| Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
|
|
|
|
| 133
| Сказки Г.Х.Андерсена.
|
|
| 134
| Обобщение раздела.
|
|
| 135
| Итоговая контрольная работа.
|
|
| 136
| Обобщающие уроки за весь курс.
|
|
| |