МОУ СОШ №2 г.о.г. Буй, С.А. Комякова
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) по теме: «Звук [ы], буква ы».
Предмет
| Обучение грамоте: чтение
| Класс
| 1
| Программа
| Планета знаний
| Учебник
| Андрианова Т.М. Букварь - М.:АСТ: Астрель, 2008
Андрианова Т.М. Рабочая тетрадь к «Букварю» - М.:АСТ: Астрель, 2008
| Тема урока
| Звук [ы], буква ы
|
Цели урока
| образовательные:
познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы;
формировать навык звуко - слогового анализа; правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений;
развивающие:
развивать фонематический слух учащихся;
развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
воспитывающие:
формировать интерес к родному языку;
создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в парах и коллективе.
| Тип урока
| Урок объяснения нового материала.
| Формы организации урока:
| индивидуальная;
фронтальная;
парная.
| Методы
| репродуктивный;
частично-поисковый.
| Дата проведения урока
| 21 октября 2008 г.
Семинар по преемственности в работе детского сада и школы «Адаптация первоклассников»
| Автор урока
| Комякова Светлана Авенировна - учитель начальных классов МОУ СОШ №2
городского округа город Буй Костромской области
|
Ход урока:
Этап урока
| Время
мин.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Результат совместной деятельности
| Орг.
момент
| 2 мин.
| Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
- Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
- Сегодня к нам на урок пришли ваши воспитатели, чтобы посмотреть чему вы научились в школе за два учебных месяца. Повернитесь назад и посмотрите на наших гостей.
- А сейчас давайте настроимся на хорошую работу.
Я хочу вам пожелать Громко, чётко отвечать, Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения!
- Тихо сядьте на свои места.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.
| Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности.
| Актуа-лиза-ция знаний.
| 5 мин.
| - Сегодня мы продолжаем наше путешествие по городу «Алфавитинску», в котором живут звуки и буквы. - Скажите, а чем различаются звуки и буквы? - Что это? (учитель показывает на ленту букв) - Назовите изученные гласные буквы.
Почему они гласные? Что вы знаете о гласных звуках? А согласные звуки?
Назовите согласные буквы.
Какие звуки обозначаются этими буквами?
| Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Варианты ответов учеников: Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.
Это буквы. А, о, у, э
Они обозначают гласный звук.
Буква А – звук [а], буква о - звук [о] и т.д.
Дети читают стихи, которые они учили о звуках.
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу – звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть.
Но не хочется им петь. Н, м, л, р.
Согласные звуки: твёрдые и мягкие.
Например, звуки [р] и [р,] на письме обозначают буквой Р.
| Повторение изученного.
| Изуче-ние
нового
мате-риала
|
7 мин.
| Организация работы учащихся по изучению нового материала.
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
Что общего в этих словах?
Что вы можете о нём сказать? Докажите это на примерах.
- Давайте потянем звук [ы].
- А теперь попоём.
- Ребята, а знаете ли вы слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать слово и поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
- Сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].
Ы везде стоять готова –
Только не в начале слова.
| Слушают учителя и отвечают.
Сыр, мыло, лыжи, мышь, дым.
Во всех словах встречается звук [ы] Этот звук гласный потому, что его можно тянуть, петь. (ы - ы - ы. . .)
(ы - ыы - ы - ыы. . .)
Дети приводят примеры слов: дым, тигры, мыло и др.
Звук [ы] может стоять только в середине или в конце слова.
|
Знакомство с новым звуком.
Первичное закрепление и усвоение нового материала
| Целе-полага-ние
| 1 мин.
| Постановка целей урока совместно с учениками.
Сегодня на уроке мы познакомимся с гласным звуком, с которого не начинаются слова. Он может стоять только в середине или в конце слова.
|
|
| Рече-вая разминка
| 2 мин.
| Немного отдохнём. Встаньте. Чтобы ваша речь была чистой, понятной, сделаем речевую разминку.
Упражнение «Прогулка» «Улыбка». Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. «Кто внимательный?» Услышишь звук[ы] - хлопни.
Учитель произносит слова:
Прыгалки, велосипед, скакалки, лыжи, мячик, машина, мотоцикл.
|
Дети открывают рот и шевелят языком в разные стороны: влево, вправо, вверх, вниз.
Дети хлопают в ладоши (4 раза).
|
| Работа с учеб-ником
| 10 мин
| - Откройте учебники на с. 40
Гласный звук [ы] на письме обозначается буквой ы.
- На что похожа буква ы?
Посмотрите и найдите её место в алфавите, в городе букв. - Почему вы видите только две буквы, а не четыре. - Кто сможет прочитать стишок про букву ы?
Работа со схемами слов.
-Рассмотрите схемы и догадайтесь, что это за слова
Как изменяется слово, если на конце стоит буква ы. Чтение столбиков слов по цепочке.
- Читаем по цепочке слова.
Какая общая часть есть слов в каждом столбике?
Это слова-родственники.
Какое слово лишнее в 3 столбике, в 5 столбике? П
Чтение предложений.
-Прочитайте предложения.
Какое слово одинаково во всех предложениях?
Какое слово изменялось?
Ответьте на вопрос.
|
Ответы детей.
Слова не могут начинаться с буквы ы, поэтому она не может быть и заглавной.
Ученица читает, а дети после неё повторяют:
Даже в сказках нет, увы,
Русских слов на букву ы. Ваза - вазы, шар - шары.
Был один предмет, а стало много. мал ум мы ныл нора
мала умы мыл ныла норы
малы умна мыла уныл норы
мало умны мыло уныло Нора
нору
рыл, рыла
А зайчик нору не роет. Он прячется за кустами.
| Разучивание наизусть стихотворения.
| Ф/ми-нутка
| 1 мин.
| Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
| Машут руками к лицу.
Наклоны в стороны.
Приседания.
Подъём на носочки.
| Динамическая пауза в работе.
| Работа в тетра-ди
| 5 мин.
| - Откройте рабочие тетради на с. 21.
Задание 1.
Назови предметы, нарисованные на картинках.
Поставь галочку около изображений тех предметов, в названиях которых - два звука [ы].
Задание 2.
- Прочитайте как зовут детей. Проведите по линиям и узнайте у кого из них кошка, а у кого собачка.
- Допишите слова в предложениях.
|
Бусы, лыжи. сыры, тыква. Лыжи, сыры.
Рома, Лара. Кот – у Лары. Собака – у Ромы.
|
| Работа в парах
| 2 мин.
| Игра «Один-много»
Рассмотри рисунки. Назови один предмет, а товарищ по парте – много.
|
Лев-львы, слива-сливы, стул-стулья.
|
| Итог урока
| 2 мин.
| Какая буква была у нас сегодня гостьей на уроке?
Что особенного в этой букве?
| Буква ы.
Даже в сказках нет, увы,
Русских слов на букву ы.
|
| Рефлексия
| 3 мин.
| - Наш урок подошёл к концу.
- Кому из вас было интересно на уроке – встаньте, пожалуйста.
- Что понравилось на уроке?
- Урок окончен. Спасибо всем!
|
Встают, отвечая на вопросы учителя.
| Анализ ситуации на уроке
|
|