Скачать 94.4 Kb.
|
Тема урока: Междометие. Цель: познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи. Задачи урока : - исследовать, какова роль междометий в речи; - рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия; - совершенствовать орфографические навыки; - развивать умение выражать свои мысли в речевой деятельности. Тип урока: открытие новых знаний Ход урока I Организационный момент 1)Подарите друг другу улыбку. Прикоснитесь друг к другу ладошками и пожелайте удачи. И я вам дарю капельку удачи. Капелька сейчас маленькая, но к концу урока, надеюсь, она станет большой, т. к. знаний у нас будет больше. 2) Минутка чистописания: а)Уу б) Назвать и записать словарные слова, которые начинаются с этой буквы: ученик, ученица, учитель, улица, учительница - Найти лишнее слово, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные. - Записываем число, классная работа. 3) - Сегодня у нас необычный урок. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а исследователи, ученые. И нам предстоит сделать великие открытия. -Как вы думаете, какие качества нужны ученому, чтобы открытие состоялось? (дети высказывают свои предположения : терпение, наблюдательность, усидчивость, внимание, ум – слова открываются на доске) -Все эти качества мы берем с собой на урок. Вы готовы к сотрудничеству? II. Создание проблемной ситуации -Распределите слова по группам: слон, большой, пенал, лечили, ах, частый, дружили, ох - Какой способ распределения вы можете предложить? (работа в парах) - Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий) -К какой части речи относятся слова в 1 столбике, во втором, третьем? Проверка: (слайд 1) - Оцените свою работу: зеленый кружок – все отлично, желтый – есть ошибка, красный – не справился)) - Все ли слова распределили по группам? - Какие возникли трудности? Почему эти слова не попали ни в одну из групп? -А может какой-то другой вопрос можно задать к этим словам? (дети пытаются подобрать разные вопросы) -Какой можно сделать вывод? Вывод! Ни на какой из вопросов слова Ах, Ох не отвечают. Значит это… новая группа слов? – Вы сейчас сделали маленькое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. Будем исследовать эти слова? III. Открытие новых знаний 1) - А теперь сформулируйте тему нашего урока. О чем мы будем сегодня говорить? О словах, к которым нельзя задать вопрос. - А какую же работу они выполняют в речи ? -Сегодня мы с вами это должны выяснить. 2) Наблюдение за ролью междометий. -Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев. «Ах и Ох» «Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл и был всем недоволен. Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет: -Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах! А Ох ноет с утра: - Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!» -Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох) -Какие чувства выражает каждое из этих слов? 3) (слайд 2) Продолжаем наблюдать дальше. Прочитайте предложение: - Какое чувство вы выразили? Что помогло вам? Замените слово АХ другими словами, которые выражают другие чувства . (запишите свои предложения) - Что изменилось? Попробуйте задать вопрос, к слову, которое выражает ваше чувство. - Какой можно сделать вывод? Сравните его с авторским. (читают авторский вывод на слайде) 4) Физкультминутка Если я называю слово «АХ» (как хорошо) - наклоны влево, вправо, «ЭХ» (поплясали, поскакали) - прыжки на месте, «ОХ» (устали) - вы приседаете. 5). Ребята, хотите узнать, как называются эти слова в русском языке? - - Эти слова называются «междометия». С латинского языка это название переводится как «брошенное между». - Как вы думаете, много ли междометий в русском языке? Назовите их. Приведите примеры предложений, используя междометия. ( примеры детей) 6). Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее. -Послушайте отрывки из известных вам произведений. а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») -Узнали откуда? -Найдите новое слово. -Какое чувство оно выражает? (боль от смеха) б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все») -Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг 7) - Может ли одно междометие выражать разные чувства? (слайд 3) ( чтение предложений на слайде и определение, какие чувства выражает междометие) 8) Работа по учебнику (центральный кадр – дети на поляне) - Что увидели дети? - Как вы думаете, что сказала Катя? А Вова? (Слайд 5 ) - Посмотрите, какие предложения составила я. Совпали наши мнения? IV. Работа в группах «Мы – поэты» -А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие местоимения и записать) а) - Щиплет уши, щиплет нос. - …, на улице мороз! (Ой) б) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох) в) -В пятнышках спинка. - …, как неловко. - И покраснела божья коровка. (Ох) г) - …, бескрылый человек, у тебя две ножки, -Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх) (Каждая группа зачитывает свои варианты.) V. Итог урока. Используя междометия, выразите ваше отношение к уроку, оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: сочинить сказку о междометии. Ах – восхищение, радость Ух – недовольство, удивление Ох, Ну – огорчение Ай, Ой – грусть Ух, Ой – удивление Фу, фи – злоба, недовольство Эх – ликование, радость Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции. в) составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении. -Составьте предложения по схемам.( междометия выставляю перед составлением предложений) - Чего не хватает в предложениях? ( восклицательного знака, запятой) (Ах!) _____ _____ _____! (Ох,) ______ _____ _____! (Ой,) ______ _____! (Эй,) ______ _____ _____! -Какие слова помогли вам правильно составить предложения? -Какое чувство выражает каждое предложение? -Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий?
-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее. -Послушайте отрывки из известных вам произведений. а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») -Узнали откуда? -Найдите новое слово. -Какое чувство оно выражает? (боль от смеха) б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все») -Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг) в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне») -Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство) VII. Групповая работа -А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие местоимения и записать) а) - Щиплет уши, щиплет нос. - …, на улице мороз! (Ой) б) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох) в) -В пятнышках спинка. - …, как неловко. - И покраснела божья коровка. (Ох) г) - …, бескрылый человек, у тебя две ножки, -Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх) Варианты стихов появляются на слайдах. Каждая группа зачитывает свои варианты. VIII. Восстановление деформированного текста. (Работа в парах. Дифференцированный подход ) На каждой парте лежат карточки. -Выбери и составь только те предложения, в которых есть междометия. Карточка
Проверка работ IХ. Выводы по уроку -Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили? (1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия. 2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее. 3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая.) - А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие: Мне, -сказало междометие, - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово …! (Ах) У кого тяжелый вздох, Произносят слово … ! (Ох) Кто встречается с бедой, Произносит слово … ! (Ой) Кто отстанет от друзей, Произносит слово … ! (Эй) У кого захватит дух, Произносит слово … ! (Ух) Интересно жить на свете, Если знаешь…. (междометия) Х. Рефлексия -А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке. ХI.Домашнее задание Литература:
|