ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
«Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова».
Шишкина Светлана Александровна
МОУ гимназия им. А.Л.Кекина г. Ростова
Учитель русского языка и литературы
Русский язык
9 класс
Тема «Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова». 1 урок в разделе «Сложноподчиненные предложения»
Учебник Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М. Просвещение, 2007 год.
Цель урока: Активизировать знания о СПП, дать представление о строении СПП, научить отличать подчинительные союзы от союзных слов.
Задачи:
Образовательные: вспомнить различие сочинительной связи и подчинительной;
помочь усвоить структуру СПП; научить строить схемы СПП; научить отличать подчинительные союзы от союзных слов; проконтролировать степень усвоения знаний
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, настойчивость, умение
работать в коллективе, создать условия реализации учащегося как личности Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности,
уверенность в своих силах, настойчивость совершенствовать навыки решения
тестовых заданий типа «ЕГЭ »
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (тестирование)
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, экран
13.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица №1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| Организационный момент
|
| Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к групповой работе, озвучивает тему урока
| Приветствуют учителя, называют отсутствующих, мобилизуют себя Записывают тему урока
|
2
| 2
| Мотивационный
(актуализация знаний, постановка темы)
|
| Напоминает о том, что в 11 классе предстоит сдача ЕГЭ, где будут присутствовать вопросы по сегодняшней теме. Активирует мыслительную деятельность учащихся. Учитель делает вывод: слова в данных словосочетаниях связаны подчинительной связью (зависимое слово подчиняется главному).
| Ученики выполняют разбор словосочетаний (определяют структуру и вид связи).
|
4
| 3
| Объяснение нового материала.
| Анимация-демонстрация
(1) Анимация-демонстрация
| 1.С помощью анимации показывается различие между сочинительной и подчинительной связью.
2.Рассматривается электронная схема « Составление схемы СПП» обсуждается и делается вывод с записью в тетради.
3.Рассматривается электронная схема «Место придаточного предложения», с помощью которой ребята усваивают место придаточного предложения по отношению к главному.
4.Просматривается анимация «Отличие подчинительных союзов от союзных слов», на основе которой учитель объясняет основные отличия
5.Обращаемся к учебнику (§ 9 стр. 37)
| 1. Ученики самостоятельно или с помощью учителя делают вывод и записывают его в тетради: подчинительная связь – такая связь, при которой один компонент зависит от другого. В СПП предложение неравноправны.
2. Запись в тетради: СПП состоит из главного и придаточного предложений. Главное предложение обозначается квадратными скобками [ ], придаточное – круглыми ( ).
В тетради ребята составляют сравнительную таблицу (по ходу объяснения). Союзное слова1. Можно заменить значимым словом (самостоятельной частью речи 2.Нельзя убрать из предложения. 3.На союзное слово падает логическое ударение. Заканчиваем сравнительную таблицу в тетради. 4. Является членом предложения.
|
9
| 4
| Закрепление материала по теме
| Презентация
(2) Электронное задание, варианты 1 - 5
| 1. Вопросы учителя.
- Каким членом предложения является слово что в левом предложении?
-Какая это часть речи?
-Сформулируйте определение: что такое СПП. Вам помогут тезисы (презентация). .2.Рассматриваем таблицу (стр. 38).
| 1.Отвечают на вопросы учителя
Делают вывод: одни слова могут быть только союзами, другие союзными словами, а третьи союзами и союзными словами.
2 Выполнение упр. № 78 стр.38.
3. Словарная работа. Запись слов для запоминания: комментарий, комментатор, популярный.
Ученики определяют лексические значения слов, подбирают к ним однокоренные.
4.Творческая работа. Составление СПП с использованием «словарных» слов по данным схемам (Три варианта: 1. [ ], ( ). 2. ( ), [ ]. 3. [ , ( ), ].
5. Класс делится на 2 группы: одна выполняет 2 теста на компьютерах (по структуре СПП и на отличие подчинительных союзов от союзных слов по ЦОРам ), другая выполняет задания на карточках (расстановка знаков препинания и составление схем СПП).
|
25
| 5
| Рефлексия
|
| На основании мнения учащихся даёт оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы
| Выражают свое мнение по поводу результативности работы, получают информацию о реальных результатах обучения
|
3
| 6
| Домашнее задание
| Тест «Основные виды словосочетаний» (№5)
| Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает ссылку на ресурс
| Записывают домашнее задание
1) § 9I с примечанием, упр. 79
2) Из единой коллекции ЦОРов по учебнику Бабайцевой В.В. и Чесноковой Л.Д. «Русский язык. Теория. 5-9 класс», § 206, тест 10,11.
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________ |