Методические рекомендации молодым специалистам по подготовке к уроку по предмету
Подготовку к уроку по любому предмету условно можно изобразить при помощи следующей схемы:
Подготовка учителя к уроку
| Теоретическая
| Практическая
| - Углубление и систематизация знаний учителя по теме предстоящего урока
- Внедрение новых технологий и инноваций, соответствующих типу и теме урока
- Адаптация материалов к уровню данного класса
- Компьютерное обеспечение урока
| - Разработка формы и типа урока
- Составление плана урока
- Подготовка материального обеспечиения урока с учетом дифференцированного подхода к уровню знаний и умений учащихся
- Подготовка помощников-ассистентов, содокладчиков, состава мини-групп
- Предварительный отбор и просмотр демонстрационных материалов, обучающих программ-тренажеров, электроных пособий и т.д.
- Организация рабочего пространства урока
|
Инструментарий, необходимый для теоретической подготовки к уроку:
Методические пособия и разработки по предмету
Периодические издания по предмету (газеты, журналы)
Электронные пособия, мультимедийное обеспечение урока
Практическая подготовка к уроку начинается с составления плана урока. Учитывая, что, как правило, учитель ведет несколько предметов в нескольких классах, составление и написание планов занимает у него много времени. Для его экономии в личной практике мы выработали следующую форму плана урока, которая учитывает дифференцированный подход к учащимся и дает учителю возможность сэкономить часть времени при написании плана урока: (Примерная форма плана урока прилагается)
Подготовка материального обеспечения урока предполагает:
Составление разноуровневых карточек
Составление тестов для тематического, итогового и других видов контроля
Подготовка и составление схем, таблиц, алгоритмов
Формулировка и осмысление вопросов и заданий, разнообразных видов деятельности на уроке
Составление рекомендаций и памяток для учащихся
Проверка тетрадей и анализ уровня ЗУН, полученных на уроке
Подготовка индивидуальных разноуровневых домашних заданий для учащихся
Подготовка и предварительный просмотр видеоматериалов (к урокам литературы)
При подготовке урока, ориентированного на педпомощь и поддержку, необходимо обеспечить материал для работы учащихся в микрогруппах, для чего необходимо заготовить зачетные листки, назначить группы ассистентов. Например, после проведения контрольного диктанта или контрольной работы любого вида необходимо, в первую очередь, проанализировать ошибки учащихся. Например, после проведения контрольного диктанта по теме «Союз» учащиеся вместе с учителем составляют карточки, включающие слова, в которых были сделаны ошибки, по следующему образцу, где после выписанного слова дома проводят их анализ в графе № 5, например:
Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Союз»
№
п/п
| Ф.И.О. ученика
| Оценка
| Ошибка
| § , № орфограммы, пример
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Фомин К.
| 4
| Огненный
чирикали
присмирели
|
|
На втором уроке учитель проводит работу в микрогруппах, подготовив зачетные листы и карточки для индивидуальной работы.
Форма зачетного листа:
1 группа:
Ассистент – Горохов С.
Члены группы: Фомина С., Фильчаков С.
Примечание.
Ассистент проводит зачет, оценивая работу товарищей по трем направлениям:
1. Ответы на контрольные вопросы ( см. соответствующую страницу в учебнике)
2. Работа над ошибками «По следам ошибок»
(учащиеся в микрогруппе под диктовку ассистента пишут словарный диктант из слов, в которых допущены ошибки, и отвечают на вопросы графы №5)
3. Выполнение задания, данного на карточке.
(Карточки с заданиями по теме готовят учащиеся при помощи учителя на индивидуально – групповых занятиях по русскому языку, используя произведения, изучаемые на уроках литературы)
Карточки с заданиями (образец)
Карточка №1
Составил: _____________
1. .Назови группы сочинительных союзов .
2. Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Люблю грозу в начале мая
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
Б. Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Выполнил: _________________
Карточка №2
Составил:___________________
1. Как называются предложения, связанные сочинительными союзами , подчинительными союзами?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Все это так чинно аккуратно лежит на своем месте и по одному этому порядку можно заключить что у Карла Ивановича совесть чиста.
Б. И увидев то царь Иван Васильевич
Прогневался гневом топнул о землю
Нахмурил брови черные.
Выполнил: ______________________
Карточка №3
Составил: ________________
1.Какие союзы служат для связи простых предложений в ССП и однородных членов, а какие для связи простых предложений в СПП?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Цыганок не двигался и только пальцы рук вытянутых вдоль тела шевелились царапаясь за пол и блестели на солнце окрашенные ногти.
Б. Когда игра в разбойники прекратилась мы пошли наверх начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическим штуками.
. Выполнил: ________________
Карточка №4
Составил: ________________
1. Назови пять подчинительных и пять сочинительных союзов. Расскажи, в каких предложениях они употребляются.
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Я хорошо видел что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами и боялся его.
Б. Около самых ворот склада стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и подняв вверх правую руку показывает толпе окровавленный палец..
Выполнил: ________________
Карточка «5
Составил: ________________
1. Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Бульба повел сыновей своих в светлицу откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червоных монистах прибиравшие комнаты..
Б Выбегали дети и начиналась веселая разгрузка саней полных поросятами битой птицей рыбой и кусками мяса.
Выполнил: ________________
Карточка №6
Составил:Фомин Николай
1.Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие только для связи простых предложений в составе сложного?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложении, укажи вид придаточного..
А. На каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть глотая людей и деревья заступали дорогу могучей стеной.
Б. Человек приходит поселиться на новом месте где до него нога не ступала.
Выполнил: ________________
Карточка №7
Составил: ________________
1. На какие группы делятся сочинительные союзы?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Мими же в первое воскресенье вышла к обеду в таком пышном платье и с такими лентами на голове и уже сейчас видно было что мы не в деревне.
Б. Меня больше всего мучило то что Володя понимал меня но старался скрывать это.
Выполнил: ________________
Карточка №8
Составил: ________________
1. Какие союзы служат для связи простых предложений в составе сложного и для связи однородных членов, а какие употребляются только в сложноподчиненных предложениях?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Пошел не то дождь со снегом не то снег с дождем.
Б. Я вошел в дом но и там стоял у окошка до тех пор покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок.
Выполнил: ________________
Карточка №9
Составил: ________________
1. Являются ли союзы и союзные слова членами предложения?
2.Расставь недостающие знаки препинания, подчеркни грамматические основы, построй схемы предложений.
А. Там где по отлогому зеленому склону росла кудрявая роща собралось человек двадцать.
Б. . На дворе была уже осень но погода стояла тихая и теплая потому что несколько дней подряд дул ветер с моря.
Выполнил:________________
По результатам зачетного листа выставляются отметки в оценочный лист.
Оценочный лист:
Ф.И.О. ученика
| Оценка
| Контрольные вопросы
| Работа над ошибками
| Задание по карточке
|
|
|
|
|
Эта работа требует времени и подготовки, но позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, их организаторские способности, учит умению самостоятельно мыслить и объективно оценивать способности своих товарищей. В результате планомерной и кропотливой совместной работы, проведенной учителем и учащимися при подготовке к урокам, появляются творческие работы по теме урока, написанные учащимися
Сказка о сочинительных и подчинительных союзах.
В удивительном царстве слов, где правила царица Речь, жили- были маленькие, но мирные племена союзов. Жили они в мире и согласии, пока не объявился среди них один, который захотел подчинить себе своих соплеменников и захватить их земли. Звали его «Когда».
За три года собрал он вокруг себя тех, кто захотел власти, и объявил остальным союзам войну. »Когда» и его армия начали вытеснять мирные союзы с родовых земель.
Но его противники не испугались. Они объединились под началом древнего союза «И», который был смел, отважен и благороден. Он возглавил войско, и вскоре армия «И» прогнала захватчиков со своей родины.
С тех пор союзы, служившие злодею «Когда», в народе прозвали подчинительными, а воинов- победителей – сочинительными.
Прошло много лет, но подчинительные и сочинительные союзы больше не встречаются вместе ни на одном из праздников в царстве слов.
О мужестве, воле и подчинении
( сказка с намеком)
В давние времена жили в райской земле дружелюбные и миролюбивые союзы. Земля их была похожа на сад, а со всех сторон ее окружало теплое море. Но однажды на эти земли пришло сильное и коварное племя и предложило союзам или подчиниться, или покинуть родную землю. Часть союзов покорно подчинилась и стала слугами варваров. С тех пор их и прозвали подчинительными.
Среди жителей райской земли был молодой союз «Да». Он сказал: »Я не хочу всю жизнь быть рабом. Плывите за мной, и я вас выведу на сушу». Долго они плавали в океане, и силы стали покидать их, и пропадала надежда. Наконец, все увидели землю. Она была не так прекрасна, как родина, но дала племени свободу от рабства. И прозвали в народе союзы, которые поселились в этой земле, сочинительными, и из поколения в поколение по всей земле ходит легенда о смелом «Да». Может и вам доводилось слышать ее? Иногда его еще называют Данко.
ученик 7 класса, 2010 г.
При подготовке и проведении уроков развития речи учителю – словеснику необходимо:
заранее проинформировать учащихся о предстоящих работах, как минимум, на четверть (на информационных стендах класса вывешивается график проведения творческих работ)
составить список справочной литературы по теме сочинения.
График проведения творческих работ на 1 полугодие (образец)
5 класс
| 8 класс
| Дата
| Русский язык
| Литература
| Дата
| Русский язык
| Литература
| 1 четверть
| 20.09
| Изложение «Храбрый заяц»
|
| 25.09
| Сочинение по картине
|
| 27.09
| Сочинение по данному началу
|
| 7.10
| Изложение с описанием памятника
|
| 4.10
| Сочинение «Летние радости»
|
| 26.10
| Сочинение-описание памятника культуры
|
| 11.10
| Сжатое изложение
|
| 21.10
|
| Домашнее сочинение по роману «Капитанская дочка»
| 13.10
| Сочинение «Памятный случай»
|
|
|
|
| 23.10
| Сочинение по картине Решетникова «Опять двойка»
|
|
|
|
| 23.09
|
| Домашнее сочинение
«Моя сказка»
|
|
|
| 2 четверть
| 17.11
| Выборочное изложение
|
| 13.12
| Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе
|
| 27.11
| Сочинение-описание предмета
|
|
|
|
| 4.12
| Сочинение по картине
Ф. Толстого
«Цветы, фрукты, птица»
|
| 18.11
|
| Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
| 16.12
| Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь»
|
|
|
|
| 20.12
| Подробное изложение с описанием предметов
|
|
|
|
| 29.11
|
| Сочинение по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| На информационном стенде учитель может вывесить заранее и темы предстоящих сочинений по литературе в разделе «Готовимся к сочинению», например:
Древнерусская литература (7 класс)
Темы сочинений:
1.Народная мудрость в произведениях устного народного.
творчества.
2.Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.
3.Что воспевает народ в героическом эпосе?
4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя.
6.Образы былинных героев – защитников русской земли.
Нравственные идеалы русского народа в образах былинных богатырей (Илья Муромец, Микула Селянинович)
7.Черты характера Ильи Муромца в киевском цикле былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
При подготовке и проведении урока литературы «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева» уместно параллельно готовить с ребятами собственные сочинения миниатюры. Иногда можно получить неожиданные по своей глубине шедевры – притчи:
Стихотворения в прозе (2009 г.)
Об отношении к животным.
Мне случалось наблюдать, как бродячие собаки лаяли на прохожих. Многие, кто проходил мимо, бранились на них, кто-то бросил камнем. Но во что удивительно: почему они не хотят задуматься о причине собачьей злобы. А ведь этих собак приручил, а затем изгнал человек. И некому за ними ухаживать, некому научить их любви к человеку.
Да и есть ли за что его любить?
Боль (притча)
Жил-был богатый человек, у которого было все: деньги, власть, красота и здоровье. Он очень любил себя и думал, что его молодость и красота даны ему навечно. Богач особенно не терпел старость и болезни. Однажды на улице к нему подполз немощный, уродливый старик и стал просить милостыню. Богач брезгливо оттолкнул его и приказал своим слугам убить старика. Прошло время. Он сам состарился, а лицо его сморщилось, как печеное яблоко, «и покрылось морщинами. И тогда он вспомнил старика и подумал: «А ведь и я могу быть на его месте».
Люди , к сожалению, только тогда осознают ,что они натворили, когда сами испытывают боль .
(ученик 7 класса)
Печальный взгляд
Однажды в чаще леса я заблудилась и вышла к полянке, на которой заметила молодого олененка. Он испуганно обернулся в мою сторону. Меня поразили его глаза: они смотрели так печально, словно искали свою мать, которая оставила его по какой-то причине, и словно молили о помощи. Так же и у нас людей: иногда родители бросают своих детей, обрекая их на одиночество.
Но справедливо ли это?
«Человек»
Нет на свете того, кто не совершил бы в своей жизни плохого поступка: соврал, украл, был несдержан, обидел ближнего. Но ведь все мы люди и, как правило, поразмыслив, раскаиваемся. Ну, а если человек без особой нужды убил несчастного мышонка, бросил камень в бездомную собаку, не впустил, наконец, в подъезд несчастную кошку погреться... А если мать сдала ребенка в детский дом, сама спиваясь на вокзале?
Каждый из нас несет гордое имя «Человек». Но каждому ли оно по плечу?
(ученик 7класса)
«Звери и люди»
Однажды я видел, как собака бегала за старой, больной кошкой, которая металась из угла в угол, а собака настигала ее и вот- вот готова была съесть. Это было ужасно. Более того: собаке доставляло удовольствие глумиться над своей жертвой. Я смотрел, и мне стало так страшно, словно это за мной гнался кто-то ужасный и злой.
Порой и люди устраивают гонки за своими жертвами.
Но ведь у зверя это инстинкт, выработанный в борьбе за существование, а у человека?
И можем ли мы после этого называться ЛЮДЬМИ?
(ученик 7 класса)
При подготовке к урокам нельзя забывать и о таком виде деятельности учителя, как составление памяток, которые помогут учащимся ориентироваться в материале и сэкономят время для плодотворной работы с классом, например:
К урокам развития речи в 7 классе
Памятка для обучения описанию
Охарактеризуйте общий вид предмета (тема описания).
Определите цель описания.
Назовите наиболее характерные признаки (объем, цвет, форму, размер, назначение, запах, вкус, впечатление, необходимость, полезность, сущность предмета и др.)
Найдите наиболее точные слова для обозначения признаков.
Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения.
Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.
Подумайте над итогом описания и его оформлением.
Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие.
Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.
Работайте над окончанием текста.
Подумайте над идеей.
Отметьте излишества и недостатки в тексте.
Откорректируйте текст.
Совершенно ясно, что при подготовке к уроку каждый учитель стремится использовать все, имеющиеся в его арсенале ресурсы, чтобы добиться поставленных целей. И результатом его труда является уровень ЗУН учеников.
Приложение:
Дата Класс:
ПЛАН УРОКА
Тема урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование урока:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объяснение нового материала:____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закрепление:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: * - индивидуальное задание_
- -напечатать
! - обратить внимание;
* - задание предварительно написать на доске
** - задания повышенной сложности
Дифференцированные задания
1 - задания для сильной группы
2- задания для средней группы
3 -задания для слабой группы
|