Скачать 225.09 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор школы № __ Зам.директора по УВР на заседании МО __________ Ф.И.О. _________ Ф.И.О. Протокол №_____ «____»___________20__г «____»__________20__г от__________20__г Рабочая программа по русскому языку УМК под ред. В. В. Бабайцевой 7 класс Разработала: учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Боровкова Светлана Владимировна 2013-2014 год Пояснительная записка Данная программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др.), а также на основе поурочного планирования к учебному комплексу по ред. В.В.Бабайцевой. Примерная рабочая программа включает 3 раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, рассчитанное на 140 часов, требования к уровню подготовки учащихся. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Ориентировочный характер поурочного планирования предполагает творческое его использование (в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, последовательность их изучения, замены или привлечения дополнительного дидактического материала) при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по русскому языку. Программа реализуется в учебном комплексе, состоящем из трех учебников: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь», который вошел в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, определяет количество часов на уроки контроля и развитие речи учащихся. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Основное содержание. Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) Введение. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Повторение изученного в 5-6 классах (7 ч.) Синтаксис и синтаксический разбор. Пунктуация и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика, фонетический разбор слова. Словообразование, морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография, морфологический разбор. Текст. Стили литературного языка. Знать: признаки текста; функциональные разновидности языка; средства связи в тексте; изученный в 5-6 классах материал по фонетике, лексике, морфологии, орфографии, пунктуации, синтаксису. Уметь: определять тип и стиль текста. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-6 классах пунктуационными правилами. Контрольный диктант - 1 Причастие (37 ч.) Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями. Умения и навыки:
Контрольный диктант – 3. Деепричастие (18 ч.) Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Умения и навыки:
Контрольная работа – 1. Контрольный диктант- 1 Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи. Знать служебные части речи, их общую характеристику, отличие от самостоятельных частей речи. Уметь различать предлог, союз, частицу. Предлог (9 ч.) Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги ( в течение, в продолжение, рядом с , несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Умения и навыки:
Контрольный диктант – 1. Союз (15 ч.) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. ( в отличие от местоимений с частицами и предлогами). Умения и навыки:
Контрольный диктант – 1. Частица (24 ч.) Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение). Правописание –то, -либо, -нибудь, - кое-, -ка, -таки. Умения и навыки:
Контрольная работа – 1. Контрольный диктант – 1. Междометие (14 ч.) Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях. Умения и навыки:
Контрольный диктант – 1. Повторение пройденного в 7 классе (11 ч.) Контрольная работа по курсу русского языка– 1. Развитие связной речи (21 ч.) Повторение изученного материала о тексте и его частях, разговорном, научном, официально-деловом и художественном стилях речи, типах речи. Понятие о публицистическом стиле речи. Подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов. Сочинение-описание внешности человека, процессов труда. Письменная характеристика литературного героя. Сочинение-рассуждение на темы дискуссионного характера на материале жизненного опыта учащихся и по прочитанному произведению. Сочинение повествовательного характера на основе данного сюжета. Знать пройденный материал. Уметь применять изученное на письме и в устной речи. Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 7 класс. І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. ІІ. К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: – выполнять морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи; – с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; – соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст. Литература и средства обучения. Для учащихся:
Для учителя: 1.Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 1988. 2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1994. 3. Земская Е.А. Как делаются слова. – М,, 1963. 4.Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984 5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988. 6.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1987 7. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. 2-е изд. – М., Рольф, 2001 8. Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием оборудования кабинета русского языка и литературы, ресурсов школьной и (городской) детской библиотек, Интернета. Учебно – тематический план.
Контроль знаний
|