Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Криничанская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена Согласовано
На ШМО гуманитар. дисциплин заместитель директора по УВР Утверждена приказом
Протокол № 1 С.М.Серобабина директора школы
От 30.08.2013 г. «01» 09 2013 г. Л.А.Тютерев
Руководитель ШМО приказ № от 01.09.2013г.
Н.И.Чеботко
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
5 класс, базовый уровень
Разработана
Чеботко Н.И.
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Рабочая программа по русскому языку
для 5 класса
(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)
Чеботко Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011). Программа соответствует уровню стандарта образования.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование
Сопоставление примерной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Разделы науки о языке
| Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу
| Общие сведения о языке
| Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе.
| Фонетика.
Орфоэпия
| Орфоэпия как наука о языке.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графической орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
| Морфемика
| Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова.
Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
| Лексикология
| Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слов от других языковых единиц. Основные способы передачи лексического значения слов. Толкование лексического значения слов с помощью описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
| Грамматика.
Морфология
| Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
| Имя существительное
| Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи.
| Имя прилагательное
| Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.
| Глагол
| Правильное употребление глаголов в речи.
| Синтаксис
| Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
| Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебники
| Учебные пособия
| Методические пособия
| Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
| Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5-7 класс.- М.: «Дрофа», 2002.
Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 5 класс.
Таблицы по русскому языку для 5 класса.
| Г.Н. Владимирская Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2003.
Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 г.
|
Количество часов в 5 классе
В год – 210 часов, из них на развитие речи - 45 часов
В неделю – 6 часов
Плановых контрольных работ
Диктант
| 6
| Контрольное тестирование
| 2
| Изложение
| 2
| Сочинение
| 2
| Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебно-тематический план Содержание
| Кол-во часов
| Количество контрольных
работ
| Развитие речи
| Язык – важнейшее средство общения
| 4
|
| 1
| Повторение пройденного в 1-4 классах
| 31
| 1
| 5
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
| 35
| 1
| 5
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
| 20
| 1
| 3
| Лексика. Культура речи.
| 12
|
| 2
| Морфемика. Орфография. Культура речи.
| 28
| 1
| 5
| Морфология. Орфография. Культура речи.
| 69
| 3
| 12
| Повторение и систематизация пройденного.
| 11
| 1
| 1
| ИТОГО
| 210
| 8
| 34
| |