«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
председатель ШМО Заместитель руководителя Руководитель ГБОУ СОШ
по УВР ГБОУ СОШ № ___ №____
________/____________ _________/_________________ __________/____________
Рабочая программа
по литературе
в 10 классе «А»
учителя русского языка и литературы
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 407
Вашлановой Татьяны Александровны
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 10 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Место предмета.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы.
Введение — 1 час;
Русская литература первой половины XIX века — 23 часа;
Русская литература второй половины XIX века — 77 часов;
Заключение — 1 час.
Используемый учебно-методический комплекс.
Лебедев, Ю. В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ю. В. Лебедев. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.
Егорова, Н. В., Золоторёва, И. В., Михайлова, Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. - М.: ВАКО, 2012.
Егорова, Н. В., Золоторёва, И. В., Михайлова, Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс, II полугодие. Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. - М.: ВАКО, 2013.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ10 КЛАСС102 часаПоурочное планирование по литературе10 класс(102 часа) №
| Название темы урока
| Количество часов
| ВВЕДЕНИЕ
| 1
| 1
| Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
| 23
| 2
| Творчество К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского.
| 2
| 3
| Декабристский романтизм. Творчество К. Ф. Рылеева.
| А. С. Пушкин.
| 9
| 4
| Своеобразие пушкинской эпохи.
| 5
| Основные периоды жизни и творчества А. С. Пушкина.
| 6
| Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии.
| 7
| Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Подражание Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.
| 8
| Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина.
| 9
| Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина.
| 10
| Историческая тема в творчестве Пушкина 30-х годов XIX века.
| 11
| Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».
| 12
| Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.
| М. Ю. Лермонтова
| 6
| 13
| Художественный мир М. Ю. Лермонтова.
| 14
| Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
| 15
| Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
| 16
| Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...», «Завещание»
| 17
| Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
| 18
| Зачёт по творчеству М. Ю. Лермонтова.
| Н. В. Гоголь
| 5
| 19
| Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества
Н. В. Гоголя.
| 20
| «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».
| 21
| Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.
| 22
| Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
| 23
| Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».
| Становление и развитие реализма в русской литературе
30-50-х годов XIX века.
| 1
| 24
| Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-х годов XIX века.
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
| 77
(70+7)
| Русская критика и литературный процесс
второй половины XIX века
| 2
| 25
| Особенности русской критики второй половины XIX века.
| 26
| Особенности русской критики второй половины XIX века.
| И. А. Гончаров
| 9
| 27
| Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова.
| 28
| Общая характеристика романа «Обломов».
| 29
| Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».
| 30
| Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина» (продолжение).
| 31
| Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов».
| 32
| Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» (продолжение).
| 33
| Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов».
| 34
| Историко-философский смысл романа «Обломов».
| 35
| Тестирование по творчеству И. А. Гончарова.
| А. Н. Островский
| 5
(4+1)
| 36
| А. Н. Островский — создатель русского театра. Этапы биографии и творчества.
| 37
| Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
| 38
| Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
| 39
| Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.
| 40
| Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме Н. А. Островского «Гроза».
| И. С. Тургенев
| 10
(8+2)
| 41
| Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.
| 42
| Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.
| 43
| Взаимоотношения Базарова с Кирсановым.
| 44
| Базаров и Одинцова.
| 45
| Базаров и его родители.
| 46
| Базаров-нигилист.
| 47
| Базаров перед лицом смерти
| 48
| Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева.
| 40
| Подготовка к написанию сочинения по творчеству И. С. Тургенева.
| 50
| Написание классного сочинения по творчеству И. С. Тургенева.
| Н. А. Некрасов
| 10
| 51
| Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове.
| 52
| Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
| 53
| «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Горькая доля народа пореформенной России.
| 54
| Горькая доля народа пореформенной России (продолжение).
| 55
| Душа русского народа...
| 56
| Душа русского народа... (продолжение).
| 57
| Народ в споре о счастье.
| 58
| Идейный смысл рассказов о грешниках.
| 59
| Народ и Гриша Добросклонов.
| 60
| Проверочная работа по творчеству Н. А. Некрасова.
| Ф. И. Тютчев
| 2
| 61
| Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Единство мира и философия природы в его лирике.
| 62
| Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».
| А. А. Фет
| 2
| 63
| Этапы биографии и творчества А. А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
| 64
| Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
| А. К. Толстой
| 1
| 65
| А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь наш батюшка...»
| М. Е. Салтыков-Щедрин
| 1
| 66
| «Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя. «История одного города» как сатирическое произведение».
| Ф. М. Достоевский
| 12
(10+2)
| 67
| Ф. М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.
| 68
| Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».
| 69
| «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых.
| 70
| Идея Раскольникова о праве сильной личности.
| 71
| Преступление Раскольникова.
| 72
| Раскольников и «сильные мира сего»
| 73
| «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать».
| 74
| Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой
| 75
| Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
| 76
| Итоговый урок по творчеству Ф. М. Достоевского.
| 77
| Подготовка к написанию сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.
| 78
| Написание классного сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.
| Л. Н. Толстой
| 18
(16+2)
| 79
| По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель.
| 80
| Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
| 81
| Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербургю Июль 1805 г.»
| 82
| Именины у Ростовых. Лысые горы.
| 83
| Изображение войны 1805-1807 гг.
| 84
| Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского.
| 85
| Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.
| 86
| Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.
| 87
| Изображение войны 1812 года.
| 88
| Кутузов и Наполеон в романе.
| 89
| Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.
| 90
| Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.
| 91
| Эпилог романа
| 92
| Образ Наташи Ростовой.
| 93
| Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
| 94
| Семья в романе «Война и мир».
| 95
| Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству Л. Н. Толстого
| 96
| Написание классного сочинения по творчеству Л. Н. Толстого
| Н. С. Лесков
| 2
| 97
| Художественный мир произведений Н. С. Лескова.
| 98
| «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
| А. П. Чехов
| 3
| 99
| Этапы биографии и творчества А. П. Чехова.
| 100
| «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.
| 101
| Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
| 1
| 102
| Итоговый урок.
| |