Скачать 110.26 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «БАКЧАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТАНЕЦ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА» 2012 «Одобрено» «Утверждаю» Педагогическим советом Директор Ларикова Ольга Николаевна МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» _____________ __________________ _____________ Разработчик: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» Приколота Елена Юрьевна Рецензент: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» Ларикова Ольга Николаевна Рецензент: директор МКОУДОД «Бакчарский ЦДОДД» Федорова Елена Викторовна Пояснительная записка Данная программа рассчитана на 1 год обучения, для школ с театральным отделением эстетического развития. В основу создания данной программы входят принципы основных хореографических дисциплин. Цель предмета: формирование знаний в области хореографической культуры (основные стили, направления, жанры), развитие исполнительских способностей учащихся. Кроме того, приобщение детей к искусству танца дает возможность им не только постичь эстетику движения, но и поможет решению одной из важных проблем эстетического воспитания – приобщение к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Задачей занятий является формирование, у учащихся, танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Программа разделена на отдельные тематические части, но, в связи со спецификой занятий, границы их могут несколько сглаживаться. Занятия становятся комплексными. На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного танцев, ритмики и современного бального танца. Преподаватель строит работу, как считает нужным, соблюдая закономерность целостного педагогического процесса, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы определенного класса. Придерживаясь содержания программы, преподаватель, может творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, руководствуясь изложенными выше воспитательными целями, задачами и конкретными условиями. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, творческие способности: учащиеся осваивают также музыкально-танцевальную азбуку искусства, у них развиваются творческое воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движения. Занятия проводятся в зависимости от возрастной категории учащихся: от одного, двух раз в неделю. Этим, обращая особое внимание к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народного, современного бального танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Программа дает возможность использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений, так как продолжительность урока составляет 45 минут, который исполняется не только на учебных уроках, но и на уроках по театральному творчеству. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:
Перечисленные разделы связаны между собой, однако каждый из них имеет свои конкретные задачи. Раздел 1.«Основы классического танца» не обходим, при общей подготовке к танцу. «Классический танец» по праву считается главным. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце – отджаз - модерна до Hiphop, одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. В раздел входит только одна тема «Классический танец, как азбука танца», которая предполагает ознакомление учащихся с элементарными сведениями и элементами классического танца, постановкой корпуса, головы, ног и рук. И способствует развитию элементарных навыков координации движений. Цель: развитие мускулатуры ног, их выворотность, шаг, координации движений; постановка корпуса, рук и головы. Задача: включить танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость, координацию и культуру движений. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению самых простых танцевальных комбинаций. Раздел 2.«Элементы народного танца» включает элементы и движения русских народных танцев, от спокойных до темпераментных. От танцев, в которых ведущая роль принадлежит рукам, корпусу и техники ног. Цель: развить технику рук, ног и корпуса. Задача: изучить элементы и движения русских народных танцев. Народные танцы (для младших детей) могут приближаться к детской тематике, обобщая элементы танца темами, заимствованными из сюжетов сказочного характера, из детских фильмов. Предложенные народные танцы связаны с тематическими задачами года и возможностями коллектива. Показателями танцевальной культуры являются эмоциональное восприятие хореографического искусства, а также наличие, у учащихся, нравственной воспитанности, выражающейся, в поведении в коллективе, в трудолюбии, доброжелательности. Раздел 3.«Современный бальный танец» является наиболее общедоступной формой приобщения школьников к хореографии. Цель: формирование личности учащихся, нравственной направленности его сознания в отношении к хореографической культуре своей страны и к прогрессивным явлениям в этой области в других странах. Задача: дать представление о стилистических особенностях и манере исполнения историко-бытового и современного бального танцев. В программу заложены требования, предъявляемые к танцевальным занятиям, умениям, навыкам учащихся, для того чтобы показать, чему они должны научиться в течение одного учебного года. Программу по усмотрению преподавателя можно изменить, без нарушения ее целостности и соотношения тренировочных занятий. Реализация данной программы возможна при следующих условиях:
Содержание программы 1 года обучения. Раздел 1. Основы классического танца. Тема 1. Классический танец , как азбука танца. Данный раздел программы изучается весь год и предполагает ознакомление учащихся с элементарными сведениями и элементами классического танца, как азбука танца. Движения изучаются лицом к станку. Задача: постановка корпуса, головы, ног и рук. Развитие элементарных навыков координации движений. В первом полугодии Экзерсис у станка(все движения исполняются лицом к станку). Позиции ног- I, II, III. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (изучаются сначала у станка, затем на середине зала). Demi – plie: полуприседание из Iпозиции. Battementtendu:
Во втором полугодии Понятие en dehors и en dedans. Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedansизIпозиции . Releve: подъем на полу пальцы по I позиции с вытянутых ногах. Перегибания корпуса назад. Растяжка лицом к станку, с начало demiplie: рабочая нога на станке, опорная на полу из I позиции, а далее растягиваемся в растяжку: «двигаемся за рабочей ногой» при этом опорная нога остается на месте. За тем все повторить с другой ноги. Упражнения на ковре.
Раздел 2. Элементы народного танца. в первом полугодии Задача: знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положениями головы и корпуса во время исполнения простейших элементов и движений на середине, развитие координации движений. Тема 1. «Значение танца в жизни русского народа». Русский народный танец – часть национальной культуры русского народа. Связь русского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом. Места, где проходили гулянья. Разнообразие народных игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с бытом, танцами и природой. Традиции, сложившиеся в исполнении русского народного танца. Основные положения рук и ног в русском танце В русских народных танцах применяются все позиции и положения рук и ног, принятые в народно-сценической хореографии. В программу включены основные положения рук в русских парных и массовых танцах, которые можно применить в практической работе при создании собственной хореографии в учебном процессе. Основные положения рук:
Положение рук в парных танцах: Все ниже перечисленные положения рук сохраняются при поворотах и «вращениях» в парах.
Открывание и закрывание рук:
Элементы русских народных танцев. Описание ниже элементов русских народных танцев не принадлежит какой-нибудь одной области. Эта небольшая часть подобрана для постепенного освоения целых групп различных движений.
Раздел 3. Современный бальный танец. Тема 1. Ритм и элементы танца « Ча-ча-ча». Задача: Учебно – тренировочная работа. Ритм и элементы танца «ча-ча-ча», знакомства элементами Тема 2. Ритмическая основа танца «Ча-ча-ча»
Тема 3. Элементы историка – бытового танца:
Тема 4. Медленный вальс.
Тема 5. Элементы танца «Вальс – гавот».
Тема 6.Элементы танца «Рок-н-ролл»
Предполагаемые результаты 1 года обучения. Контроль и оценка результатов. К концу первого года обучения дети должны иметь следующие знания, навыки:
В психолога - педагогическом «механизме» отслеживания (проверки результатов) будут использованы основные формы работы:
Список литературы к разделу « Основы классического танца»
Список литературы к разделу «Народный танец»
Список литературы к разделу «Современный бальный танец»
|