Скачать 110.59 Kb.
|
Министерство культуры Омской области Бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Омской области Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина В.А. Калюта Музыкальная литература зарубежных стран Рабочая тетрадь Пояснительная записка Данное издание открывает серию рабочих тетрадей, соответствующих семестрам курса зарубежной музыкальной литературы. Рабочая тетрадь представляет собой учебное пособие в виде комплекта заданий для домашней работы по курсу зарубежной музыкальной литературы; составлена в соответствии с программой “Музыкальная литература” утвержденной Методическим советом БОУСПО “Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина” (протокол заседания совета №1 от 10 октября 2012г.); предназначена для следующих специальностей: 073101 Инструментальное исполнительство; 073403 Сольное и хоровое народное пение; 073502 Хоровое дирижировали; 073401 Вокальное искусство; 073002 Теория музыки. Основные цели и задачи данного учебного пособия:
I курс, 1 семестр Тема I Культура Древней Греции. Задание 1. Соедините стрелками взаимосвязанные понятия: Геракл Направление идеалистической философии. Авлос Исполнитель эпических песен. Гомер Музыкальные инструменты. Аристотель Направление материалистической философии. Рапсод “Одиссея”. Платон Герои мифов. Кифара Боги. Софокл Автор Трагедии. Меркурий Эсхилл Дионис Орфей Нептун Задание 2. Опишите кратко взгляды Аристотеля на музыку. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Опишите специфику и идейную направленность древнегреческой трагедии. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема II Западноевропейская культура средневековья. Задание 1. Перечислите, какие изменения в жизни Западной Европы происходят при переходе к эпохе Средневековья. 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Соедините стрелками взаимосвязанные понятия: Гвидо Аретинский Традиции народной музыки. Трубадуры Жанры церковной музыки. Григорианский хорал Позднее средневековье. Жонглеры Нотная запись. Линейная нотация Секвенция Шпильманы Труверы Месса Миннезингеры Орган Тема III Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Задание 1. Опишите общественно-политическую ситуацию в Европе при переходе к эпохе Возрождения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Гуманизм как основополагающий принцип искусства эпохи Возрождения. Раскройте значение этого слова и формы его отражения в искусстве данной эпохи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Соедините стрелками взаимосвязанные понятия. Микеланджело Стиль музыки. Каччия Литература. Новелла Астрономия. Галилео Галилей Музыкальные жанры. Орландо Лассо Итальянская полифоническая школа. Данте Живопись. Рафаэль Музыкальные инструменты. Полифония строго стиля Нидерландская полифоническая школа. Леонардо да Винчи Поэзия. Царлино Учение о гармонии. Вилланелла Сервантес Мадригал Джордано Бруно Петрарка Боттичелли Джоконда Лютня Тема IV Западноевропейская музыкальная культура эпохи Барокко. Задание 1. Раскройте значение слова “Барокко” и основные признаки этого художественного направления. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Перечислите основные направления развития и достижения музыки эпохи Барокко. 1._________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Опишите историю возникновения западноевропейской оперы эпохи Барокко и ее особенности на этом этапе. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите время, место и условия возникновения оперы-серия. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выделите страны, создавшие национальную оперную школу (подчеркните). Германия, Италия, Англия, Австралия, Франция. Соедините стрелками взаимосвязанные понятия. Номерная структура* 1.Итальянская оперная школа Лирическая трагедия Ария ламенте** Речитатив секко Балет Бельканто*** Опера – серия 2.Французская оперная школа Хоровые массовые сцены Аккомпанированный речитатив**** 5 актов Алессандро Скарлатти Разрыв между музыкой и драмой***** Жан Батист Люлли Бравурная ария Разъясните отмеченные звездочками понятия. *_________________________________________________________ __________________________________________________________ **__________________________________________________________________________________________________________________ ***_________________________________________________________________________________________________________________ ****________________________________________________________________________________________________________________ *****_______________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Инструментальная музыка эпохи Барокко. Осветите кратко следующие вопросы: Место органа в музыке эпохи Барокко. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности звучания клавесина и его использование в музыке эпохи Барокко. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Скрипка и ее влияние на развитие инструментальной музыки эпохи Барокко. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Разъясните следующие понятия (ответьте на вопросы: Кто или что?; Где?; Когда?): - кончерто гроссо – ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ - протестантский хорал – ___________________________________ __________________________________________________________ - рондо – _________________________________________________ - Корелли – _______________________________________________ - сарабанда – ______________________________________________ - сольный скрипичный концерт – _____________________________ __________________________________________________________ - Гварнери – _______________________________________________ - Куперен – ________________________________________________ - северная школа – _________________________________________ __________________________________________________________ - принцип программности – ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ - Пахельбель – _____________________________________________ - мелизмы – _______________________________________________ - Тартини – ________________________________________________ - пасторальная тема – _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ - принцип контраста – ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ - Вивальди – _______________________________________________ - сюита – __________________________________________________ __________________________________________________________ Тема V Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности. Задание 1. Укажите основные специфические особенности музыки как вида искусства. 1.__________________________________________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Вклейте нотный текст по выбору, проанализируйте тему в совокупности всех элементов музыкального языка. 1.Образно-эмоциональное содержание темы (образная сфера, жанровая основа). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Темп.______________________________________________________________________________________________________________ 3.Динамика._________________________________________________________________________________________________________ 4.Тональность (лад)___________________________________________________________________________________________________ 5.Мелодия.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Фактура._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7.Ритм.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Гармония.__________________________________________________________________________________________________________ Тема VI Творчество Генделя. Задание 1. Выделите основные периоды жизни и творчества Генделя, укажите главные факты и творческое наследие каждого периода: 1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Характеристика творчества Генделя. Внесите основные тезисы в каждый раздел характеристики. 1.Значение творчества Генделя. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Эпоха, личность. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Этапы творческого пути, творческое наследие. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Эстетика, содержание творчества. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Черты стиля, музыкальный язык. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Соедините стрелками взаимосвязанные понятия. «Саул» 1.Оперное творчество Исторические сюжеты Участие оркестра, хора и солистов Разрыв между музыкой и драмой Наличие сюжета «Мессия» 2.Ораториальное творчество Библейские сюжеты Наличие арий Героико-патриотическая тема «Иуда Маккавей» «Родриго» Тема VII Творчество Баха. Задание 1. Оцените правильность утверждений, поставив знак «+» в соответствующей графе: 1 – утверждение верно; 2 – утверждение неверно.
|