Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 263.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер263.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок 8
БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ.
АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
*

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела...

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

II. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным волком.

Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.

III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева
.

V. Чтение и анализ басни «Муха».

Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.

Домашнее задание: выучить басню наизусть.

Урок 9
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ
*

Цели:  познакомить с основными этапами жизни и творчества баснописца; рассмотреть басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей и задач.

II. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, на службе получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь – именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.

Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журналов («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.

Уже при жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии (воспаления легких).

III. Знакомство со статьей о писателе в учебнике.

IV. Закрепление материала по вопросам.

1. Где родился писатель? Назовите дату рождения.

2. В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?

3. Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?

4. Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?

5. Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?

V. Рассказ о жизни писателя по плану.

План можно заранее записать на доске или составить вместе с учащимися, читая статью.

План

1. Дата и место рождения И. А. Крылова.

2. Отставка отца. Жизнь в Твери.

3. План образования сына, составленный матерью.

4. Тяжелая жизнь семьи после ухода отца из жизни.

5. Работа Крылова переписчиком бумаг.

6. Неудачные литературные опыты. (Первые трагедии.)

7. Большая известность. (Комедии, басни.)

8. Работа в журналах.

9. Жизненный и творческий успех баснописца.

10. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности.

11. Выход книги басен незадолго до смерти автора.

12. Смерть баснописца в 1844 г.

13. Установка памятника в Летнем саду (скульптора Клодта).

VI. Чтение и анализ басен «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» (вопросы учебника на с. 45).

VII. Обобщение.

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен. Знать биографию писателя.


Урок 10
А. С. Пушкин. Страницы жизни.
Стихотворение «И. И. Пущину»


Цели: познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Сравнение двух изображений А. С. Пушкина.

Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в период учебы его в Царскосельском лицее.

Рассмотрим гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935).

– Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? В каком из этих портретов больше сходства с поэтом той поры?

– Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещенному в хрестоматии?

– Составьте устный портрет А. С. Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям современников. Обратите внимание на то, как в словесных описаниях и изобразительных портретах авторы передают то, что перед нами великий поэт.

2. Выступления учащихся I группы по теме «Портрет Пушкина».

Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта:

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков, то есть примерно 165 см); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

Иван Александрович Гончаров, писатель:

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского… У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами».

Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог:

«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении… очень подвижного… с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился… Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное... Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризненно».

Вера Александровна Нащокина, жена П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина:

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна души и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».

3. Выступления учащихся II группы по теме «Пушкин и его друзья».

Петр Андреевич Вяземский, друг поэта:

«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования».

Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина:

«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей…»

Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель Пушкина:

«Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны были тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те открывали в нем ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так называемых его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром; зато несколькими словами уничтожал тех, которых презирал…»

Готовя сообщения о друзьях Пушкина, учащиеся могут использовать стихотворения «19 октября 1825» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…») и др.

4. Работа над стихотворением «И. И. Пущину».

1) Выступление учащегося на тему «Мой первый друг…» с использованием отрывка из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» о посещении Михайловского.

«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…

Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один – почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого Лицея, писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…

Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга…

Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…

Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение.

Потом он прочел мне кое-что свое…

Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.

Сцена переменилась.

Я осужден: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!..

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании».

2) Выразительное чтение учителем стихотворения
«И. И. Пущину».

Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку – величайшее событие, отсюда и такие высокие задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

В стихотворении раскрывается мир души поэта, мир интимный, поэтому при чтении стихотворения неуместна риторика; оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.

3) Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину» учащимися.

– Какие факты биографии А. С. Пушкина и И. И. Пущина помогают понять стихотворение?

– Стихотворение начинается восклицательным предложением. Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

– Каким чувством проникнуты строки, где поэт вспоминает о встрече в Михайловском?

– Последние строки говорят о другой «встрече». Чем она похожа на первую? Чего желает другу поэт? Как надо произнести эти строки?

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть.


Урок 11
стихотворение А. С. Пушкина «Узник».
Вольнолюбивый характер стихотворения


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину» наизусть.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (или подготовленного ученика) о жизни Пушкина в Петербурге.

2. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем (или хорошо подготовленным учеником).

3. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник» (заранее написать на доске). Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно-сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

4. Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

6. Самостоятельная работа.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Узник»; закончить письменную самостоятельную работу.

Индивидуально-групповые задания: стихотворения Пушкина о природе, выставка «Любимые уголки природы А. С. Пушкина».


Урок 12
Пушкин – певец русской природы.
«Зимнее утро»


Цели: рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы; познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением; дать понятие о двусложных размерах стихотворения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения «Узник».

2. Чтение письменных работ.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Учитель. Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы.

Демонстрируются слайды или специально подготовленная группой учащихся выставка «Любимые уголки природы А. С. Пушкина».

Михайловские рощи, поля Болдино, парк Павловска не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.

Подготовленными учащимися зачитываются знакомые ранее стихи поэта.

– А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина.

– А вот как передал свое чувство А. С. Пушкин.

2. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем или подготовленным учеником.

3. Подготовка учащихся к выразительному чтению.

– Чтобы выразительно прочесть стихотворение, надо понять и прочувствовать его настроение. Уже первая строка говорит об этом: «…день чудесный». Поэт восхищается красотой зимнего утра. Но это не все.

Представьте себе, что в стихотворении не было бы второй строфы – воспоминания о вчерашнем ненастьи. Изменилось бы от этого настроение? Да, исчезло бы ощущение удивления, неожиданности. А потому и красота морозного солнечного утра не вызвала бы такой радости.

Картина, нарисованная во второй строфе, противопоставлена картине первой. Не случайно это вечер и утро: вечер – это конец, темнота, умирание; утро – рождение нового, начало, рассвет. Сравните в I и II строфах слова, передающие настроение: злилась, мгла, бледная, мрачные, печальная – и чудесный, великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно.

Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели… И главное – передать чувство радости, удивления, неожиданности.

Ну, а картина вчерашнего вечера, как ее прочесть? Конечно, настроение здесь другое, но не забудьте, что теперь это только воспоминание. Стихи здесь будут звучать немного глуховато и монотонно, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: мгла, вьюга, луна.., а после слов «И ты печальная сидела…» наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза),

А нынче… (пауза) погляди в окно…

От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости. И теперь все, на что падает наш взгляд, волшебно преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

4. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».

5. Введение понятия «антитеза».

Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения. Здесь поэт использовал антитезу.

Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Запись в тетрадь.

6. Выполнение задания: найдите в стихотворении сравнения.

7. Работа над теоретическим разделом «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха».

Учитель. Чтобы по-настоящему выйти в мир поэзии, стать чутким читателем стихов, необходимо понять, что делает речь стихотворной. Знание размеров стиха, умение слышать стихотворный ритм – непременные качества истинного любителя поэзии.

Чтение статьи учебника (с. 61–62) «Двусложные размеры стиха», составление конспекта-таблицы.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

– творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самостоятельная работа), рисунок;

– выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»;

– таблица «Двусложные размеры стиха»;

– индивидуальные задания по повести «Метель»:

а) художественный пересказ вступления «От издателя»;

б) художественный рассказ о жизни Бурмина.

Урок 13
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»


Цели: начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией; выяснить первые впечатления от прочитанного.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Звучит фрагмент из оперы Э. Ф. Направника «Дубровский».

1. Чтение отрывка из романа.

На фоне музыки учитель читает отрывок из романа (от слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный рус-ский барин…» до слов «Никто не дерзал отказываться от его при-глашения…».)

2. Беседа по I главе:

– Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

– Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

– Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

– Почему Троекуров уважал А. Г. Дубровского? («…они [Троекуров и Дубровский] сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях».)

– В чем проявлялось это сходство?

3. Художественный пересказ отрывка «Случай на псарне» (заранее подготовленным учеником).

– Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне?

– Можно ли считать ссору Троекурова с А. Г. Дубровским «нечаянным случаем»?

4. Художественный пересказ II главы.

5. Анализ III главы.

– Какой образ жизни вел Владимир Дубровский в Петербурге?

– Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Чтение диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном, а затем сцены встречи с кистеневскими крестьянами.

– Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

6. Анализ эпиграфа к главе IV.

– Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

7. Просмотр фрагмента фильма «Дубровский» (гл. V–VII).

8. Беседа по содержанию фрагмента.

– Какие чувства испытывал Владимир после смерти отца?

– Как ведут себя чиновники, приехавшие «вводить во владение»
К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь. Почему чиновники позволяют себе такую грубость?

– Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

– Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

– Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Какие обстоятельства заставили В. Дубровского стать разбойником?

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать главы VIII–XIX.


Урок 14
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»
(продолжение)


Цели: продолжить работу над романом; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Рассматривание иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 96 учебника).

– Какой момент запечатлен на иллюстрации?

– Озаглавьте иллюстрацию строчками из романа.

– Какие чувства и переживания героев изобразил художник?

– Перескажите этот эпизод романа.

2. Слово учителя, анализ VIII–XI глав.

– Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением.

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией.

Запись в тетрадь.

3. Чтение статьи учебника «Композиция» (с. 155).

– Какова же композиция VIII–XI глав? Составьте план основных событий в той последовательности, в какой они описаны в романе.

– Восстановите истинный ход событий. С какой целью, по-вашему,
А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

Сюжет (фр. sujet – «предмет, содержание») – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Запись в тетрадь.

4. Просмотр фрагмента «Увеселения русского барина» (из кинофильма «Дубровский»).

5. Инсценировка «Обед в Покровском» (гл. IV).

Подготовленная группа учащихся представляет индивидуальные задания.

6. Художественные пересказы.

Пересказ учащимися:

1) рассказа Анны Савишны Глобовой (с. 107–108).

2) диалога Антона Пафнутьевича Спицына с Кирилой Петровичем Троекуровым.

– Почему никто из гостей Троекурова не узнал Дубровского?

– Почему А. П. Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?

Просмотр фрагмента «Пробуждение Антона Пафнутьевича».

7. Анализ X–XII глав романа.

– Расскажите, как Дубровский стал Дефоржем.

– Какие качества характера Дубровского проявились во время пребывания его в Покровском?

– Почему Пушкин нарушил последовательность изложения событий?

– Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и почему он отказался от своей мести?

8. Анализ заключительных глав.

– Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?

– Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?

Близкий к тексту пересказ эпизода с кольцом (гл. XVII).

– Как вели себя Митя и Саша во время допроса?

– Почему Троекуров и исправник отпустили Митю, и какие последствия имело это обстоятельство?

– Как складывались отношения Марии Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Рассматривание иллюстрации художника Лансере (с. 145).

9. Анализ XIX главы.

– Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он опровергает свое определение?

– Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Рассматривание иллюстрации Шмаринова «Дубровский»
(с. 149).

10. Выставка иллюстраций А. Бахомова (1936) и Б. Боймы
(1948).

Обратить внимание учащихся на своеобразие этих рисунков.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению; начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений
А. С. Пушкина.

Внеклассное чтение
повесть А. С. Пушкина «Метель». Мастерство
сюжета. Особенности построения повести
*

Цели: познакомить учащихся с содержанием повести, дать почувствовать ее своеобразие, «воздушность и выразительность»; способствовать развитию и обогащению речи учащихся (художественный пересказ).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя об истории создания «Повестей Белкина».

«Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» – говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений».

(По книге Шер Н. С. «Рассказы о русских писателях». М.: Детская литература, 1982.)

В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, провинциальном дворянстве, городской бедноте.

«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской в Москве, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями...».

(По Гроссману А. «Пушкин»: ЖЗЛ, М., 1960.)

«Повести…» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем:

«…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется, и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

(Белый Д. Д.: А. С. Пушкин, М., 1949.)

«Повести…» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов…

А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

Один из последователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за воздушность и выразительность».

(Гроссман Л., «Пушкин»: ЖЗЛ, М., 1960.)

2. Художественный пересказ вступления «От издателя» подготовленным учеником (индивидуальное задание).

Учитель. Часто читатели отождествляют Пушкина с Иваном Петровичем Белкиным. Этот «беспретенциозный… герой оказался самым вмещающим, всех вмещающим… не смиренность – главное качество Ивана Петровича Белкина, а понимание других и соотнесенность всех со всеми». (Скатов Н. И. Русский гений, М., 1987.) Именно поэтому прошу вас особое внимание обратить на рассказчика, послушать вступление «От издателя».

3. Чтение повести «Метель», работа с текстом.

4. Художественный пересказ о жизни Бурмина (индивидуальное задание).

5. Выразительное чтение сцены метели.

Учитель. Этот эпизод связан с жизнью всех героев повести, он отразился на судьбе каждого из них и, по-видимому, определил название повести.

6. Пересказ сцены «В церкви».

Эта сцена, рассказанная Бурминым, может быть воспроизведена от лица Марии Гавриловны или свидетелей венчания.

7. Прослушивание вальса (из кинофильма «Метель»).

Учитель. Композитор Г. Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Послушайте его и подумайте, какому эпизоду, по-вашему, больше всего соответствует этот вальс?

8. Анализ композиции повести.

– Прочтите в словаре литературоведческих терминов, что такое композиция.

– Когда и от кого мы узнаем, что произошло в церкви в ту метель?

– Почему рассказ о давно прошедших событиях дан лишь в конце повести? Почему автор нарушает хронологию повествования?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды повести; подготовиться к внеклассному чтению по повести «Станционный смотритель»; индивидуальные задания: «Выстрел», «Барышня-крестьянка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск