Скачать 28.76 Kb.
|
БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»* Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, Оглянуться не успела... Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни. – Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение? – Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.) – К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.) II. Объяснение нового материала. Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: «Осел повстречался с голодным волком. – Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге. – Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли. Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел. У сильных свое понятие о совести». – Есть ли в этой басне сюжет? – Есть ли персонажи, литературный конфликт? – Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли? – А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется? Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра. – Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса». «Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа. И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему: – Будь благословенна, о птица Юпитера! – За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон. – За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?! Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла. «Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел. Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью. Яд подействовал, и она издохла. Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!» – Где мораль в этой басне? – Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери? В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей. III. Чтение статьи учебника о русских баснях. Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория». IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве И. И. Дмитриева. V. Чтение и анализ басни «Муха». Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника. Домашнее задание: выучить басню наизусть. |