№ п.п.
| Тип урока
| Тема урока.
| Основное содержание.
|
1.
| Беседа
| Введение. Книга в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
| Структурные элементы книги.
|
2.
| Урок развития речи
| Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное творчество.
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
|
3.
| Урок развития речи
| Обучение сочинению загадки, частушки.
|
|
4.
| Беседа.
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна - лягушка».
| Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
|
5-6
| Беседа.
| Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика
| Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах.
|
7-8
| Беседа.
Обучение чтению и пересказу.
| «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов. Образ главного героя
| Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора-народа.
|
9-10.
| Обучение чтению. Беседа.
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
| Народная мудрость сказок.
|
11
| Внеклассное чтение. Урок развития речи
| Мои любимые народные сказки.
| Обучению устному высказыванию аналитического характера: «Почему я люблю читать народные сказки?» «Добро и зло в народных сказках»
|
12,13,14.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты древнерусских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Связь литературы с фольклором. Образно- стилистические особенности жанра летописи.
|
15-16.
| Обучение чтению Беседа.
| Из литературы 18 в. М.В.Ломоносов. «Случились два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
| Роды и жанры литературы: эпос, лирика, драма.
|
17.
| Урок внеклассного чтения.
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
| Жанр басни, история его развития.
|
18.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| И.А. Крылов. Слово о писателе. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».
| Образы животных и их роль в басне. Понятие об аллегории и морали.
|
19.
| Беседа. Обучение чтению.
| И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.
| Понятие об аллегории и морали. Мораль басен и способы ее выражения.
|
20.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне».
| Понятие об эзоповом языке.
|
21.
| Внеклассное чтение.
| Моя любимая басня И.А.Крылова.
| Языковое своеобразие басен Крылова. Обучение чтению, инсценированию.
|
22-23
| Рассказ учителя. Беседа.
| В.А.Жуковский. Слово о поэте. Понятие о литературной сказке. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.
| Черты литературной и народной сказки.
|
24.
| Беседа.
| Понятие о балладе. «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
| Реальное и фантастическое в балладе.
|
25.
| Беседа.
| А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны..
| Лирик как род литературы.
|
26.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
| Фольклорные традиции в сказках Пушкина.
|
27
| Урок контроля
| Тестирование
|
|
|
| II четверть.
|
|
28-30
| Беседа.
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Система образов.
| Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.
|
31-32.
| Урок развития речи
| Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
| Понятие о стихотворной сказке. Мораль и нравственность в пушкинской сказке.
|
33.
| Внеклассное чтение.
| Мои любимые сказки А.С.Пушкина.
|
|
34.
| Обучение чтению. Рассказ учителя. Беседа.
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
| Нравоучительное содержание, причудливый сюжет сказки. Сказочно - условное, фантастическое и реальное в сказке.
|
35.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
| История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
|
36.
| Обучение чтению. Беседа
| Изобразительно-выразительные средства. Язык стихотворения «Бородино».
| Образ простого солдата-защитника Родины. Особенности поэтической интонации стихотворения.
|
37.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.
| Яркость характеров.
|
38-39
| Беседа.
| Реальность и фантастика в повести. Понятие о фантастике. Юмор.
| Сочетание лиризма и юмора в повести.
|
40
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
| Развитие понятия об эпитете.
|
41-42
| Внеклассное чтение.
| «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
| Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли.
|
43-44.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
| Реальная основа повести. Нравственное преображение Герасима.
|
45-46
| Беседа. Практикум.
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Осуждение крепостничества.
| Изображение быта и нравов крепостнической России. Сострадание и жестокость.
|
47.
| Урок развития речи.
| Понятие о литературном герое. Аудиторное сочинение
| Авторская позиция. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
|
48.
|
Урок контроля.
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева.
|
|
|
| III четверть.
|
|
49
| Рассказ учителя. Практикум.
| А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.
| Воплощение красоты жизни. Обучение выразительному чтению.
|
50-51.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды
| Жилин и горцы.
|
52
| Развитие речи.
| Жилин и Костылин.
| Подготовка к домашнему сочинению. Обучение сравнительной характеристике героев.
|
53-54.
| Рассказ учителя. Практикум.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Сатирический и юмористический талант Чехова.
| Роль художественной детали.
|
55.
| Внеклассное чтение.
| Рассказы Антоши Чехонте.
|
|
56-57.
| Урок-концерт, практикум.
| Русские поэты 19 в. о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
| Пейзаж как средство создания настроения.
|
58.
| Урок-концерт.
| Лирика И.С. Никитина, А.Н.Плещеева, А.Г. Майкова, И.З.Сурикова, А. В.Кольцова.
| Картины русской природы в музыке.
|
59.
| Развитие речи.
| Обучение анализу лирического стихотворения.
|
|
60.
| Внеклассное чтение.
| И.А.Бунин. Слово о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа.
| Художественное мастерство Бунина-прозаика.
|
61.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.
| Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых.
|
62-63
| Беседа. Практикум.
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
| Контраст судеб героев.
|
64-65
| Уроки развития речи.
| Город и его обитатели. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение высказыванию аналитического характера.
| Особенности портрета и пейзажа в повести.
|
66.
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихах.
| Своеобразие языка стихотворений.
|
67-68
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы.
| Понятие о сказе. Сказ и сказка
|
69-70
| Рассказ учителя. Беседа.
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб».
| Нравственные проблемы произведения
|
71.
| Внеклассное чтение.
| К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского.
| Тематика и проблематика произведения
|
72-73
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
Беседа.
| С.Я.Маршак Слово о детском поэте. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.
| Драма как род литературы
|
74-75.
| Урок развития речи
| Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.
| Обучение чтению по ролям.
|
76-77.
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.
| Оптимистическое восприятие окружающего мира героем рассказа.
|
78.
| Урок контроля.
| Контрольная работа (тестирование).
|
|
|
| IV четверть.
|
|
79
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Характер главного героя и его поведение в лесу.
| Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями.
|
80
| Беседа.
| «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении .
| Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
|
81
| Беседа.
| Русские поэты 20в. о Родине и родной природе. И.А.Бунин. Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.
| Обучение выразительному чтению.
|
82
| Беседа. Обучение чтению.
| Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев,
Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов.
| Образ Родины в стихах о природе.
|
83.
| Урок развития речи
| Обучение анализу лирического произведения.
|
|
84-85.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон»
| Юмор в его рассказах.
|
86-87.
| Рассказ учителя. Беседа
| К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста»
| Подвиги детей в годы Великой отечественной войны.
|
88
| Рассказ учителя. Беседа
| Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.
| Развитие представления о жанре баллады.
|
89-90
| Внеклассное чтение.
| Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя.
| Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
|
91-92.
| Рассказ учителя. Беседа
| Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
| Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.
|
93.
| Беседа. Обучение чтению.
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды.
| Внутренняя красота героини.
|
94-95
| Урок развития речи.
| Наши любимые сказки Андерсена.
| Борьба добра и зла в сказках Андерсена.
|
96.
| Внеклассное чтение.
| Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
|
|
97-98
| Внеклассное чтение.
| М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героев.
| Тема дружбы и мечты.
|
99-100
| Внеклассное чтение.
| Джек Лондон. Слово о писателе. Сказание о Кише. Нравственное взросление героя.
| Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.
|
101-102.
| Внеклассное чтение
| Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития. Задания для летнего чтения.
|
|