Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер95.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Фамилия, имя автора статьи (полностью): Хасанова Алсу Айгизовна Класс(курс):8вкласс Название ОУ (полностью): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. И.Ш.Муксинова г.Янаул Республики Башкортостан Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Фаршатова Альфия Анваровна, учитель башкирского языка и литературы Тема работы: Башкирский национальный костюм e-mail: alfiya.farshatova@mail.ru

Башкирский национальный костюм

Оглавление Введение 1-2 Башкирский национальный костюм 2-4 Выводы 4-5 Список литературы 5 Приложение Введение. Народ свои обычаи и культурные особенности обычно воспринимал как нечто изначальное. "После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать . Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..."– повествуется в одном из башкирских преданий.
Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей»(М.С.Сарьян). Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы, музыки и ИЗО. Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение музейных экспонатов, иллюстраций, использование Интернет-ресурсов, изучение литературы. Гипотеза исследования: мы предположим, что изучение национальной одежды башкир позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе. Исходя из гипотезы, целью нашей работы является: - пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа; - стремление сверстников к углубленному изучению декоративно-прикладного искусства башкирского народа; - способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра. Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи: 1)рассмотреть литературу по данной теме исследования; 2)сформировать у учащихся элементарные представления о национальной одежде башкирского народа; 3)раскрыть особенности одежды башкирского народа. Практическая значимость: популяризация исторических знаний, содействие развитию материала по краеведению для музея школы. Башкирский национальный костюм - народная одежда башкир. Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Исследовательская работа «Башкирский национальный костюм» освещает вопросы, касающиеся патриотического воспитания на основе воспитания любви к малой родине, сохранения башкирских народных традиций, повествуют о народном костюме как модели мира и непосредственно о местном костюме.[1,32]

Методика исследования:1 этап – Теоретически-информационный. Сбор информации о национальном и современном костюме башкирского народа. Работа с материалами краеведческого музея г.Янаул и центральной районной библиотеки Янаульского района Республики Башкортостан.2 этап - «Увидеть все своими глазами». Посещение музея гимназии, краеведческих музеев района, визуальное обследование. 3 этап - обучающий, исследовательский, практический. Обучение методике составления исследовательской работы, практическая работа – помощь оформлению стенда о башкирском народе кабинета родного языка (пошив национальной башкирской одежды для кукол) . 4 этап – заключительный. В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: 1) северо - западный, 2)северо - восточный, 3)юго - западный,4) юго - восточный, 5)центральный, 6)восточный ,7) самаро - иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области. 
В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него. Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из растительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение.[4,91]
Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

рис.1. рис.2.

Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.(рис.1) В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани. (рис.2)Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах.Национальный костюм у башкир складывался в течение веков. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля. Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых людей, употреблялись черные ткани. Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы. Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в Х1Х веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек.[6,14] Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом. При изготовлении одежды находили применение шкурки, мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы. Одновременно в башкирском быту существовали традиции изготовления пряжи из растительных волокон. Они перекликались, с одной стороны, с навыками обработки растительного сырья у народов Поволжья, с другой – обнаруживали много общего с ткачеством в южном земледельческо-скотоводческом мире. В качестве главного материала, как и у народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер. Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир еще в прошлом веке. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и крапивы.
В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. Белые полотняные рубахи и платья можно увидеть в башкирских коллекциях Уфы и Санкт-Петербурга. Их украшением служил вытканный геометрический или вышитый растительный узор. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления. Женская одежда. Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки).На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами. Обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками. Летом и осенью в селах Башкортостана носили  лапти. [6,12] Мужская одежда. Мужчины носили и чулки и портянки. Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда - камзол или кафтан. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у молодых - цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Обувь .  Сведения о башкирской обуви в литературных источниках отрывочны. Авторы конца ХVIII и ХIХ веков свидетельствуют о выделке в хозяйствах, занимавшихся скотоводством, лошадиных кож для сапог; сообщается, что шили их размягченными коровьими или конскими «жилами». В старину делали сапоги из обработанной копчением кожи. Кроме сапог на твердой подошве, принятых и у других скотоводов, существовали различные варианты низкой кожаной обуви: башмаки и глубокие галоши. Кожаные сапоги на твердой подошве итек – обувь преимущественно молодых мужчин и женщин – носили с шерстяными вязаными или суконными чулками. Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или коневая кожа, верх могли делать из козлиной или телячьей. Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Праздничные сапоги, особенно женские, могли быть на высоком каблуке. На значительной территории, включая южные и центральные районы, туфли-ката являлись женской праздничной обувью. Их принято было надевать на белые суконные чулки. Выводы. Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Народная одежда, в которой сохранились архаические черты и отражены веяния времени, представляет собой бесценный материал по изучению истории и культуры Башкортостана. Для обоснования выбранной темы провела социологический опрос среди учащихся 8 класса нашей гимназии. На опросе участвовали 30 учащихся .



Вопрос

Варианты ответов

да

нет

Затрудняюсь ответить

1.

Нужно ли изучение истории возникновения башкирского национального костюма

74%

18%

6%

2.

Помогают ли Вам экспонаты музея при изучении родного языка

86%

12%

2%

3.

Сможете ли отличать башкирский национальный костюм от народного костюма других национальностей?

94%

3%

3%

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения башкирского национального костюма, 74 % респондентов дали положительный ответ. Литература 1.Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2002,с.31-34. 2.Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана- Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995, с.6-12. 3.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994,с.4-8. 4.Родной Башкортостан: учебник для 6 класса/ АзнагуловР.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.-2-е изд. –Уфа: Китап, 2008, с.86-102. 5.Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003,с.254-261. 6.Шитова С.Н.Башкирская народная одежда.-1-е изд. -Уфа :Китап,1995,с.5-16 7.Сведения из интернета: http://ru.wikipedia.org http://bashkort.land.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск