Никитина Г.Э., МОУ СОШ № 1, г. Стрежевой
Раздел I. «Корни есть не только у дерева».
Урок литературного чтения 3 класса.
(учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 3 класс часть1) Тема: «Мир волшебной сказки».
(русская народная сказка «Хаврошечка» 1 урок) Цель: раскрыть философский смысл сказки: сказка как отражение древних представлений о мире и о человеке.
Задачи:
раскрыть понятие «волшебная сказка»; выделить основные черты, присущие волшебной сказке;
выяснить народные представления о герое волшебной сказки, установить его связь с волшебным миром (тотемные животные, растения, волшебные помощники); показать значение обрядов;
дать представления о вере человека в магию слова через заговоры, приговоры; в магию чисел;
формировать умение вести эвристическую беседу, находить в тексте подтверждение своим словам (выборочное чтение).
I. Организационный момент. Настрой.
Вы готовы продолжить наше путешествие в мир тайного и неизведанного? Тогда в путь. Послушайте внимательно. Что это?
- Красная девушка
по небу ходит.
| Это загадка. Отгадка: солнце
| По каким признакам вы смогли разгадать загадку?
Какие приемы использованы в этой загадке?
Можем ли по этой загадке рассказать о представлении древних людей о мире? Как они представляли природу?
Что еще вы можете рассказать о представлении древних людей?
Мировое дерево называлось тотемным*. Что такое тотем? (род; но если возникает заминка, то обращаемся к консультантам стр.149 и зачитываем только часть статьи)
Значит, тотемными растениями или животными считались те, от которых, по представлению древних людей, их род или племя вели свое начало.
Как вы думаете, какие деревья считались тотемными у древних славян?
С какого жанра устного народного творчества мы начинали урок?
В каких еще жанрах устного народного творчества нашли свое отражение древние представления людей о мире?
| красная девушка; - по небу ходит
олицетворение, сравнение
(Дети рассказывают о Мировом дереве, о делении мира на свой и чужой)
заклички, приговоры, дразнилки, считалки
| II. Анализ сказки.
– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним древнейшим жанром устного народного творчества: сказкой. Попробуем понять мир волшебной сказки. Вы дома познакомились с текстом сказки «Хаврошечка». В этой сказке спрятано много представлений о мире. Нам предстоит проявить свои исследовательские способности и найти их.
Как звали героиню сказки? Почему ее так звали?
В слове «Хаврошечка» чувствуется связь с миром животных – предков, так выражается любовное отношение к героине.
Какие еще признаки выделяют Хаврошечку как главную героиню сказки?
Кто ей помогает? Есть ли у героини волшебный помощник?
Как называет ее Хаврошечка? Почему?
Какое представление народа нашло в этом свое отражение?
Найдите признаки принадлежности коровушки к волшебному миру; отметины волшебного мира.
Почему Хаврошечке надо было залезть в одно ушко, а вылезти из другого?
Почему из косточек коровы вырастает яблонька?
Древние люди верили, что всё может превращаться во всё.
Докажите, что яблонька также связана с волшебным миром.
Почему молодой человек просит, чтобы ему сорвали яблоко? Почему именно Хаврошечка должна сделать это?
Найдите в сказке веру древних людей в силу слова.
Почему третья девочка всё видела?
Древнее сознание верило, что свойство части переносится на целое – не спит один глаз, значит, все видит и не спит девочка.
|
Крошечка-Хаврошечка; она была маленькая, чумазенькая, в ее имени есть уменьшительно-ласкательный суффикс
она сирота, добрая, трудолюбивая, у нее есть помощники, ей приходится проходить испытания
корова
коровушка-матушка, она любит ее
вера в то, что человек после смерти превращается в животное или растение; в корове душа матери
рябая корова с примесью рыжего: рыжий цвет - цвет волшебного мира – золотой
считалось, что человек, побывавший внутри животного, заряжается его силой
происходит перевоплощение тотемного животного в тотемное растение
у нее серебряные веточки, золотые листья
таким образом проверяется, кто настоящий герой, кто обладает поддержкой волшебного мира
уговоры, приговоры: «спи, глазок»
не уснул третий глаз, а значит не спала и девочка
| III. Итог урока
Сегодня мы приоткрыли завесу над миром сказки. Скажите, почему эта сказка волшебная?
На следующих уроках мы продолжим наше путешествие, продолжим открывать тайны древних жанров устного народного творчества. Но для дальнейших исследований нужны специальные знания, часть из которых мы получили сегодня.
|
есть волшебные помощники; героиня проходит испытания; происходят чудеса; счастливый конец «Добро побеждает зло»
| Домашнее задание: стр.14-17, перечитать сказку и ответить на вопросы на стр.17.
|
|
|