Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 46.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер46.58 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник

Никитина Г.Э., МОУ СОШ № 1, г. Стрежевой


Раздел I. «Корни есть не только у дерева».

Урок литературного чтения 3 класса.

(учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 3 класс часть1)
Тема: «Мир волшебной сказки».

(русская народная сказка «Хаврошечка» 1 урок)
Цель: раскрыть философский смысл сказки: сказка как отражение древних представлений о мире и о человеке.

Задачи:

  1. раскрыть понятие «волшебная сказка»; выделить основные черты, присущие волшебной сказке;

  2. выяснить народные представления о герое волшебной сказки, установить его связь с волшебным миром (тотемные животные, растения, волшебные помощники); показать значение обрядов;

  3. дать представления о вере человека в магию слова через заговоры, приговоры; в магию чисел;

  4. формировать умение вести эвристическую беседу, находить в тексте подтверждение своим словам (выборочное чтение).



I. Организационный момент. Настрой.

Вы готовы продолжить наше путешествие в мир тайного и неизведанного? Тогда в путь. Послушайте внимательно. Что это?

- Красная девушка

по небу ходит.


  • Это загадка. Отгадка: солнце

  • По каким признакам вы смогли разгадать загадку?

  • Какие приемы использованы в этой загадке?

  • Можем ли по этой загадке рассказать о представлении древних людей о мире? Как они представляли природу?

  • Что еще вы можете рассказать о представлении древних людей?




    • Мировое дерево называлось тотемным*. Что такое тотем? (род; но если возникает заминка, то обращаемся к консультантам стр.149 и зачитываем только часть статьи)

    • Значит, тотемными растениями или животными считались те, от которых, по представлению древних людей, их род или племя вели свое начало.

  • Как вы думаете, какие деревья считались тотемными у древних славян?

  • С какого жанра устного народного творчества мы начинали урок?

  • В каких еще жанрах устного народного творчества нашли свое отражение древние представления людей о мире?




  • красная девушка; - по небу ходит

  • олицетворение, сравнение




  • природа имеет душу




  • (Дети рассказывают о Мировом дереве, о делении мира на свой и чужой)


  • яблоня, дуб, береза




  • с загадки




  • заклички, приговоры, дразнилки, считалки

II. Анализ сказки.

– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним древнейшим жанром устного народного творчества: сказкой. Попробуем понять мир волшебной сказки. Вы дома познакомились с текстом сказки «Хаврошечка». В этой сказке спрятано много представлений о мире. Нам предстоит проявить свои исследовательские способности и найти их.

  • Как звали героиню сказки? Почему ее так звали?

  • В слове «Хаврошечка» чувствуется связь с миром животных – предков, так выражается любовное отношение к героине.

  • Какие еще признаки выделяют Хаврошечку как главную героиню сказки?


  • Кто ей помогает? Есть ли у героини волшебный помощник?

  • Как называет ее Хаврошечка? Почему?

  • Какое представление народа нашло в этом свое отражение?



  • Найдите признаки принадлежности коровушки к волшебному миру; отметины волшебного мира.


  • Почему Хаврошечке надо было залезть в одно ушко, а вылезти из другого?



  • Почему из косточек коровы вырастает яблонька?



  • Древние люди верили, что всё может превращаться во всё.

  • Докажите, что яблонька также связана с волшебным миром.




  • Почему молодой человек просит, чтобы ему сорвали яблоко? Почему именно Хаврошечка должна сделать это?


  • Найдите в сказке веру древних людей в силу слова.




  • Почему третья девочка всё видела?



  • Древнее сознание верило, что свойство части переносится на целое – не спит один глаз, значит, все видит и не спит девочка.







  • Крошечка-Хаврошечка; она была маленькая, чумазенькая, в ее имени есть уменьшительно-ласкательный суффикс

  • она сирота, добрая, трудолюбивая, у нее есть помощники, ей приходится проходить испытания

  • корова




  • коровушка-матушка, она любит ее




  • вера в то, что человек после смерти превращается в животное или растение; в корове душа матери




  • рябая корова с примесью рыжего: рыжий цвет - цвет волшебного мира – золотой




  • считалось, что человек, побывавший внутри животного, заряжается его силой




  • происходит перевоплощение тотемного животного в тотемное растение


  • у нее серебряные веточки, золотые листья




  • таким образом проверяется, кто настоящий герой, кто обладает поддержкой волшебного мира




  • уговоры, приговоры: «спи, глазок»




  • не уснул третий глаз, а значит не спала и девочка

III. Итог урока

  • Сегодня мы приоткрыли завесу над миром сказки. Скажите, почему эта сказка волшебная?


  • На следующих уроках мы продолжим наше путешествие, продолжим открывать тайны древних жанров устного народного творчества. Но для дальнейших исследований нужны специальные знания, часть из которых мы получили сегодня.







  • есть волшебные помощники; героиня проходит испытания; происходят чудеса; счастливый конец «Добро побеждает зло»

Домашнее задание: стр.14-17, перечитать сказку и ответить на вопросы на стр.17.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск