Скачать 167.58 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б 2013 – 2014 учебный год Ф. И. О. учителя: Никифорова Ксения Викторовна г. Кострома, 2013 Пояснительная записка Программа составлена на основе программы элективного курса Е.А.Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». Курс призван расширить представление старшеклассников о литературоведении как науке, содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа – гуманитарный вуз». Вместе с тем курс полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности. Цели курса:
Предметом изучения данного курса являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки. Задачи курса:
Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы 19 – 20 веков. Упор делается на текстуальное изучение произведений. В программе определен круг теоретико-литературных понятий, без освоения которых невозможно формирование читательской культуры школьника. Учебный материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а логика изложения материала подчинена последовательному освоению учащимися основных принципов анализа художественного текста. Содержание элективного курса 1. Введение (1 час) Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность. ^ Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения. Литературный материал:
2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1 час) Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчсстве). Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка. Историческая, частная и общая поэтика. Различные контексты употребления термина поэтика». Л . .н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А. А. Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности содержания художественного произведения научному знанию, сформулированная А. П. Скафтымовым. Точка зрения М. М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем. ^ Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов: • Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением материала статьи Л Н Толстого «Что такое искусство ?».) • Какая часть наиболее ценна в художественном произведении - форма или содержание? И т. д. ^ Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства художественной выразительности и др. ). Литературный материал: • для анализа на уроке: А. С. Пушкин. «Напрасно Я бегу к сионским высотам ... »; • для самостоятельного анализа: Ф. И Тютчев. «С горы скатившись, камень лег в долине ... », Последний катаклизм. З. ^ Природа искусства как исходная категория поэтики (1 час) Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietike techne - творческое искусство). Тайна творчества. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного. ^ Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчестве поэта, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса подвластно ли творение творцу? Литературный материал: Для анализа на уроке: анализ фрагмента из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. Х); А. А. Фет. «На кресле отвалясь, гляжу на ПОТОЛОК ... »; • для самостоятельного анализа: М Ю. Лермонтов. Поэт (1828).
Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе. ^ Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь». Литературный материал: • для анализа на уроке: Н. С. Гумилев. Слово; И. А. Бунин. Книга; • для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. Египетские ночи (фрагмент); М Ю. Лермонтов. «Есть речи -.значенье ... »; В. В. Вересаев. Состязание. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения (2 часа) Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного про изведения: условность выделения отдельных элементов художественной Формы и содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема и др.). ^ Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. Литературный материал: • для анализа на уроке: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, А. Крученых, В. Хлебникова, И. А. Бунина; ^ И. С. Тургенев. Нищий; М. Горький. Вывод; • для самостоятельного анализа: С. А. Есенин. «Шел Господь пытать людей в любови ... »; А. П. Чехов. Казак. б. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2 часа) Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на проблему понимания. ^ Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения? ^ Что значит «понять произведение» ? В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель ? В каком случае читателя можно назвать творцом и соавтором? Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный в него автором ? Литературный материал: .• для анализа на уроке: В. М Гаршин. Attalea princeps; .• для самостоятельного анализа: В. М Гаршин. Красный цветок.
Автор - повествователь - писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический пафос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повествования. Сказ. ^ Урок обобщающего типа с актуализацией uмeющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования. Литературный материал: .• для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу основной школы курса «Литература» (А. С. Пушкин. Повести Белкина; Н С. Лесков. Левша; рассказы М. М. Зошенко); Ф. М Достоевский.. Сон смешного человека; .• для самостоятельного анализа: Н. С. Гумuлев.. Скрипка Страдивариуса.
Сущность триады: сюжет - обстоятельства – действие.. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение. Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое отступление, эпилог, послесловие. ^ Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л Н Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы. Литературный материал: .• для анализа на уроке: Л Н. Андреев. Что видела галка; .• для самостоятельного анализа: Л Н Андреев. Предстояла кража.
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «архитектоника» произведения. Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. Литературный материал: для анализа на уроке: Л Н Толстой. Три смерти; .• для самостоятельного анализа: Л Н. Толстой . Чем люди живы.
Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты». Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения (философский, социальный, нравственно-психологический, семейно-бытовой), соотношение участников конфликта (конфликт между героями или группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т. е. внутренний конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый (локальный) и устойчивый (неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их развитию (неизменный и трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический, комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в историческом ракурсе. Общность конфликтов в про- изведениях, принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении. ^ Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого круга ранее изученных произведений). Характеристика особенностей конфликта в романах М Ю. Лермонтова «Герой нашего времени и А. С. Пушкина «Евгений Онегин», повести Н В. Гоголя «Шинель», комедии Н В. Гоголя «Ревизор» и драме А. Н Островского «Гроза». Аспектный анализ рассказа М. А. Булгакова и «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина с точки зрения особенностей конфликта. Литературный материал: • для анализа на уроке: А. С. Пушкин. Скупой рыцарь; М.А.. Булгаков. Красная корона. • для самостоятельного анализа: А С.Пушкин Моцарт и Сальери; И.А.Бунин. Убийца.
Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. -Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические. Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И А. Бунина с учетом выделенной классификации. Литературный материал:
Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристики: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть (мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый» портрет. Некоторые принципы создания литературных портретов, степень изменчивости портретной характеристики, степень детализации портретной зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего» человека через портретную характеристику, особенности психологизма, проявленные в портрете. Общий принцип портретной характеристики персонажа - установка на читательскую активность. Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов. Литературный материал:
Символ. Подробность текста (2 часа) Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Толстой) в системе многочисленных компонентов художественного произведения. Художественная деталь в историческом аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали. Классификация подробностей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории. Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения. Литературный материал: для анализа на уроке: И.А. Бунин. Старуха;
16. Стиль (1 час) Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера и др.), символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе. Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала. Литературный материал: • для анализа на уроке: А. П Платонов. Котлован ( фрагменты); • для самостоятельного анализа: А. П Платонов. Котлован (фрагменты).
Стилистические фигуры и тропы (2 часа) Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония. Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза. Литературный материал: • для анализа на уроке: подборка цитат из разных произведений русской литературы; • для самостоятельного анализа: лирика (по выбору учащегося).
Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы. Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки. Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала. ^ Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-практикум на основе анализа поэтического текста. Литературный материал: • для анализа на уроке: И. С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы ...»; ^ И. А. Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада ... » и произведения из программы основного курса; • для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев. «Тени сизые смесились ... » И др. стихотворения.
Подведение итогов изучения курса (3 часа) Литература Б а е в с к и й В. С. История русской поэзии: 1730-1800 гг. М., 1994. Б а х т и н М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. Г и н з б у р г Л. Я. О лирике. М., 1974. З а п а д о в А. В. В глубине строки. М., 1975. К а ч у р и н М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд. М., 2000. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987. Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. М а р а н Ц м а н В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие ·школьников. Л., 1974. П о с п е л о в Г. Н. Теория литературы. М., 1978. Поэтика художественного текста на уроках литературы / отв. ред. О. Ю. Богданова. М., 1997. Т о м а ш е в с к ий Б. В. Поэтика (Краткий курс). М" 1996. Х а л и з е в В. Е. Теория литературы. 4-е изд. М., 2004. Э т к и н Д Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970. |