№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Деятельность учащихся
| Виды контроля
| Планируемый результат
| Тип урока
| Домашнее задание
| План
| Факт
|
1
| Введение. Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника.
| 1
| Ответы на вопросы, беседа.
| Тест на выявление читательского интереса.
| Развитие устной речи учащихся.
| Беседа. Словарная работа. Выразительное чтение. Пересказ.
| Устное монологич. Высказывание «Слово о слове»
|
|
|
2-3
| Мифы древних славян. Персонажи славянской мифологии. Миф о солнце. Народный миф о солнце.
| 2
| Выразительное чтение текстов
| Устные ответы на вопросы.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Урок изучения нового материала
| Нарисовать иллюстр. К прочит. Мифам. Индивидуальная работа.
|
|
|
4
| Устное народное творчество. Былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Выразительно языка. Близость былины к русским народным сказкам.
| 1
| Беседа. Словарная работа. Выразительное чтение. Пересказ.
| Вопросы по теории литературы (гипербола)
| Расширение кругозора, воспитание патриотизма учащихся.
| Урок изучения нового материала.Чтение с элементами анализа.
| Составить интервью с одним из героев. 2.Создать диалог «Какие былины мне нравятся?»
|
|
|
5
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца, художественное своеобразие былин.
| 1
| Выразительное чтение.
| Ответы на вопросы хрестоматии.
| Воспитание патриотизма учащихся.
| Повтор.-обобщающий
| Пересказать былину своими словами,опираясь на план.
|
|
|
6
| Древнерусская литература. Русо летопись. Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказан-смерти Олега от коня». Летопись исторический и литературный мятник, ее связь с устным народа творчеством, отражение подлип исторических событий и народа идеалов.
| 1
| Словарная работа. Выразительное чтение. Пересказ
| Ответы на вопросы хрестоматии
| Усвоение значений устаревших слов, воспитание интереса к истории.
| Урок изучения нового материала
| Раскрыть смысл сказания.
|
|
|
7-8
| Русская литература XIX века. Иван Андреевич Крылов. Биография баснописца. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости. Близость языка басни к разговорной речи. Басни Крылова в иллюстрациях художников и мультфильмах. Басня.
| 2
| Выразительное чтение басен, ответы на вопросы.
| Чтение басен наизусть.
| Формирование навыков понимания басен, аллегорий.
| Урок изучения нового материала
| 1.Подготовить выразительное чтение басни.2.Выучить одну басню наизусть на выбор.
|
|
|
9
| Урок внеклассного чтения И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом».
| 1
| Чтение басен.
| Проверка умения определять мораль басни.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Повтор.-обобщающий
| Прочитать «Выстрел» А.С.Пушкина.
|
|
|
10
| Александр Сергеевич Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
| 1
| Чтение учащихся.
| Чтение стихотворения наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Комбинированный
| Выучить стих. Наизусть.
|
|
|
11
| «Песнь о вещем Олеге». Народнопоэтический колорит стихотворения. Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
| 1
| Чтение учащихся.
| Найти средства воссоздания эпохи княжения Олега.
| Усвоение значений устаревших слов, воспитание интереса к истории.
| Урок изучения нового материала
| 1.Подготовить выразит.чтение по ролям.2.Прочитать «Метель».
|
|
|
12
| Проза. «Метель». Живописность повествования. Особенности построения повести. Марья Гавриловна и Бурмин, авторское отношение к ним.
| 1
| Чтение и пересказ.
| Ответы на вопросы хрестоматии.
| Развитие интереса к художественной литературе
| Урок изучения нового материала.
| Прочитать повесть «Барышня-крестьянка».
|
|
|
13
| «Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Прием антитезы в построении повести. Романтические мотивы в повести. Тема и идея произведения.
| 1
| Ответы на вопросы.
| Вопросы по теории литературы (тема, идея)
| Совершенствование навыков пересказа
| Комбинированные
| Подготовить выступление о Лермонтове.
|
|
|
14
| Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «На севере диком...», «Тучи», «Горные вершины...». Своеобразие лирических пейзажей Лермонтова. Единение человека и природы, чувство одиночества.
| 1
| Пересказ.
| Ответы на вопросы
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Урок изучения нового материала.
| Найти выразит.средства языка в стих.
|
|
|
15
| Обучение выразительному чтению. «Утес», «Листок». Выражение чувства одиночества через олицетворение природы.
| 1
| Выразительное чтение.
| Чтение стихотворения наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Урок изучения нового материала.
| 1.Выучить одно стих.наизусть2.Подготовить сообщение о жизни Гоголя.
|
|
|
16-19
| Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Ночь перед Рождеством» (в сокращении). Интерес писателя к украинским песням, преданиям. Кузнец Вакула и его невеста Оксана, симпатии писателя к героям повести. Поэтизация картин народ жизни. Юмор и сатира в noвести. Фантастика народных сказок. Юмор. Сатира.
| 4
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы уч-ся на вопросы.Выразительное чтение отрывков.Фронтальный опрос уч-ся:проверка знаний содержания текста.Пересказ содержания текста.
| Развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыков анализа произведения, пересказа.
| Урок изучения нового материала.
| 1.Прочитать «Ночь перед рождеством».2.Выбрать для характеристики одного из героев.3.Пересказ эпизодов по составленному плану.4.Соч.-миниатюра «Мои новогодние приключения».
|
|
|
20
| Урок внеклассного чтения Н. В. Гоголь. «Майская ночь, Утопленница».
| 1
| Чтение, пересказ, ответы на вопросы.
| Отзыв о книге
| Формирование интереса к чтению.
| Комбинированный
| Прочитать «Бежин луг».
|
|
|
21
| Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру. Психологизм писателя в раскрытии характеров персонажей. Любовь писателя к крестьянским детям. Пейзаж в рассказе. Рассказ Тургенева в иллюстрациях художников. Пейзаж в литературном произведении. Портрет героя литературного произведения.
| 1
| Чтение, беседа.
| Тестирование или сочинение-опсание.
| Развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыков анализа произведения, пересказа.
Усвоение теоретических знаний( пейзаж, портрет героя).
| Урок изучения нового материала.
| Отрывок наизусть.2.Как могло сложиться будущее мальчиков? Подготовить сообщение.
|
|
|
22
| Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети» (в сокращении). Крестьянские дети и природа. Своеобразие художественных приемов поэта в пейзажной зарисовке.
| 1
| Чтение, ответы на вопросы.
| Опрос стих-я наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Обучение выразительному чтению.
| Отрывок наизусть.Повторить изученное по творчеству писателей.
|
|
|
23
| Урок-викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,И.С.Тургенева.
| 1
| Отгадывание названий произведений.
|
| Отгадывание названий стихотворений.
| Урок совершенствования и углубления знаний.
| Составить кроссворд.
|
|
|
24-25
| Русские поэты XIX века о родной природе. Федор Иванович Тютчев. «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою-Зимою...». Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы». Аполлон Николаевич Майков. «Пейзаж ». Афанасий Афанасьевич Фет. «Уж верба вся пушистая...», «Что за вечер! А ручей...».
| 2
| Чтение, ответы на вопросы.
| Опрос стих-я наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Обучение выразительному чтению.
| 1.Выразит.чтение стих.2.Выучить одно стих.наизусть.3.Анализ стихотворений.
|
|
|
26
| У литературной карты Татарстана.Встреча с песней Н.М.Ибрагимова «Во поле берёза стояла».Стихи о березе других авторов.
| 1
| Выразительное чтение.
|
| Развитие творческих способностей.Развитие речи.
|
| Найти материал о песне «Во поле береза стояла».
|
|
|
27-28
| Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Петя Ростов (отрывки из романа «Война и мир». Изображение партизанской войн! Петя Ростов в партизанском отряде. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого - Пети Ростова. Его первый бой и смерть. Портрет литературного героя.
| 2
| Пересказ, ответы на вопросы
| Оценка умений анализа текста.
| Развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыков анализа произведения, пересказа.
| Урок изучения нового материала.
| 1.Прочитать эпизод «Молохов и Петя в разведке».2.Сочинение «Каким я представляю Петю Ростова».
|
|
|
29
| Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Смерть чиновника». Комизм бытовых ситуаций в рассказе. Критика рабской психологии запуганного человека. «Говорящие» фамилии в рассказе.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Работа с индивидуальными карточками.
| Формирование умений наблюдать за особенностями языка классика.
| Урок усвоения нового материала.
| Прочитать «Толстый и тонкий».
|
|
|
30
| А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».
| 1
| Чтение, ответы на вопросы.
| Ответы на вопросы хрестоматии.
| Развитие творческих способностей уч-ся,навыков анализа текста.
| Повторительно-обобщающий
| Прочитать «Хирургия»,»Злоумышленник».
|
|
|
31
| Мой любимый юмористический рассказ А.П.Чехова.
| 1
| Выступление уч-ся с любимым рассказом Чехова.
| Проверка умения сравнивать,сопоставлять с рассказом А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
| Развитие способностей обосновывать свою точку зрения.
| Урок-презентация рассказов А.П.Чехова.
| Сочинение «О чём заставил меня задуматься рассказ Чехова».
|
|
|
32
| Русская литература XX века. Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Проза. «Лапти». Сюжет рассказа. Мрачная обстановка хуторской
усадьбы. Работник Нефед, его доброта. Гуманизм рассказа.
|
| Отзыв на рассказ.
| Диспут по данным вопросам.
|
| Урок изучения нового материала.
| Прочитать рассказ «Танька».
|
|
|
33
| «Танька». Русская деревня конца XIX века. Танька, ее трудное, безрадостное детство.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы.
|
| Урок усвоения нового материала.
| Написать отзыв о рассказе.
|
|
|
34
| Лирика. «Полевые цветы». Тонкий лиризм пейзажной лирики поэта, философичность и лаконизм поэтической мысли.
| 1
| Чтение стихотворений
| Письменные ответы на вопросы по выразительным средствам стиха.
| Формирование навыков правильного интонирования.
| Обучение выразительному чтению.
| 1.Анализ стих. 2.Нарисовать иллюстрацию.
|
|
|
35
| Александр Иванович Куприн. Биография писателя. «Чудесный доктор». Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Милосердие и помощь людям как главные цели врача. Гуманистический пафос рассказа.
| 2
| Чтение, пересказ, анализ текста.
| Ответы на вопросы.
| Совершенствование навыков анализа произведения.
| Уроки усвоения нового материала.
| Дать характеристику героям.
|
|
|
36-37
| Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень» («Поспевает брусника...»), «Золотая рыбка». Валерий Яковлевич Брюсов. «Вечером в дороге ».
| 1
| Чтение стихотворений.
| Ответы на вопросы.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Урок-практикум.
| Выучить одно стих. На выбор. Соч.-миниат. «Уголок родной прирды»
|
|
|
38
| Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Музыка» — стихотворение, посвященное Д. Шостаковичу. Философские размышления поэта о силе искусства. «Перед весной бывают дни такие...». Выразительность стихотворной речи.
| 1
| Чтение стихотворений.
| Опрос стих-я наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Обучение выразительному чтению.
| Выучить наизусть «Музыка».
|
|
|
39
| Борис Леонидович Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень». Поэтические картины родной природы.
| 1
| Чтение стихотворений.
| Анализ текстов.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Обучение выразительному чтению.
| Прочитать рассказ Андреева «Петька на даче».
|
|
|
40
| Леонид Николаевич Андреев. Биография писателя. «Петька на даче». Мир богатых и бедняков в рассказе. Контраст как средство выражения отношения автора к героям произведения.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы хрестоматии.
| Развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыков анализа произведения, пересказа.
| Урок изучения нового материала.
| Прочитать рассказ «Кусака».
|
|
|
41
| «Кусака». Гуманистический смысл рассказа. Роль пейзажа в рассказе.
| 1
| Беседа.
| Проверка знаний содержания.
| Воспитание милосердия и самооценки человека
| Урок усвоения нового материала.
| Прочитать рассказы М.Зощенко «Галоша»,»Встреча».
|
|
|
42
| Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Галоша», «Встреча» — с тира на бюрократов и мещан. Просторечная лексика и ее роль в рассказе. Авторская позиция в рассказах. Сатира, юмор.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы.
| Усвоение теоретических знаний( юмор и сатира), наблюдение за языком автора.
| Урок чтения и обсуждения произведения.
| Прочитать «Монтер».
|
|
|
43
| М.Зощенко «Монтер»
| 1
|
| Коллективная беседа с классом.
|
| Урок внеклассного чтения.
| Прочитать рассказ «Кладовая солнца».
|
|
|
44
| Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Кладовая солнца" (сказка-быль). Дружба и взаимопомощь людей.
| 1
| Чтение, пересказ, ответы на вопросы.
| Ответы на вопросы.
| Совершенствование навыков анализа произведения.
| Урок усвоения нового материала.
| Пересказ отрывка.
|
|
|
45
| Приключения Насти и Митраши. История Травки. Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей.
| 1
| Чтение, пересказ, ответы на вопросы.
| Ответы на вопросы хрестоматии.
| Развитие умений сжато пересказывать содержание.
| Урок чтения и изучения произведения.
| Ответы на вопросы.Прочитать «Оленьи рога».
|
|
|
46
| Юрий Павлович Казаков. Слово писателе. Рассказ «Оленьи рога». Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Коллективное обсуждение рассказа.
| Развитие устной речи.
| Урок усвоения нового материала.
| Подготовить сообщение о Н.Заболоцком.
|
|
|
47
| Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться «Лебедь в зоопарке». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях.
| 1
| Чтение стихотворений.
| Опрос стих-я наизусть.
| Совершенствование навыков выразительного чтения.
| Обучение выразительному чтению.
| Анализ стихотворений.
|
|
|
48-49
| Стихотворения о войне. Александр Трифонович Твардовский. «Рассказ танкиста». Константин Михайлович Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети — трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Рассказ о писателе.
| 2
| Чтение стихотворений.
| Опрос стих-я наизусть.
| Совершенствование навыков правильного интонирования при декламации.
| Обучение выразительному чтению.
| Выразительное чтение стихотворений.2.Анализ одного стихотв.3.Прочитать рассказ «Корова».
|
|
|
50-52
| Андрей Платонович Платонов. Автобиография писателя. «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Авторское отношение к нему. Тема детства в рассказе «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания.
| 3
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы.
| Формирование умений анализировать,делать выводы.
| Урок усвоения нового материала.
| 1.Подготовить пересказ содержания.2.Прочитать рассказ «Юшка».
|
|
|
53
| Евгений Иванович Носов. Биография писателя. «Белый гусь». Рассказы писателя о природе. Белый гусь и гусята. Мастерство писателя в изображении грозы. Гуманистический пафос рассказа. Живость языка.
| 1
| Работа с текстом.
| Ответы на вопросы,характеристика героев.
| Развитие умений сжато пересказывать.
| Урок усвоения нового материала.
| Подготовить сообщение о Рубцове.
|
|
|
54
| Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «В горнице», «Ночь на родине». Безграничная любовь поэта к родине. Выразительность стихотворной речи.
| 1
| Чтение стихотворений.
|
| Развитие умений выразительного чтения и анализа стихотворения.
| Урок изучения нового материала.
| 1.»В горнице» выучить.2.Устное соч. о родном доме.
|
|
|
55
| Сочинение-миниатюра «Мой родной дом»
| 1
|
| Проверка дом.задания.
| Развитие речи.
| Урок развития речи.
| Написать сочинение.
|
|
|
56-57
| По страницам учебника (игра-путешествие)
| 2
|
| Опрос.
|
| Урок повторения и обобщения изученного.
| 1.Повторить изученное.2.Прочитать «Уроки французского»
|
|
|
58-59
| Валентин Григорьевич Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» (в сокращении). Нравственная стойкость юного героя, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы. Смысл названия рассказа. Телефильм «Уроки французского».
| 2
| Пересказ, ответы на вопросы
| Опрос по домашнему заданию.
| Развитие умений сценической деятельности учащихся.
| Урок усвоения нового материала.
| Перечитать рассказ.2.Найти описание природы.3.Дневник записи героя.
|
|
|
60
| Ю.Бондарев.»Простите нас»
| 1
|
| Проверка знаний содержания.
| Развитие устной речи.
| Урок внеклассного чтения.
| Прочитать «Приключения Тома Сойера».
|
|
|
61-62
| Зарубежная литература. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (главы). Гимн человеческому труду и мужеству. Робинзон Крузо и Пятница.
| 2
| Выступления уч-ся.
| Оценка выступлений учащихся.
| Развитие умений сжато пересказывать.
| Урок усвоения нового материала.
| 1.Дочитать рассказ.2.Прочитать роман полностью.
|
|
|
63-64
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» (главы) Глубокое знание писателем детско' психологии, тонкий юмор в романе.
| 2
| Пересказ, ответы на вопросы
| Оценка анализа рассказа эпизодов романа.
| Развитие умения анализировать,оценивать,аргументировать свою точку зрения.
| Урок усвоения нового материала.
| 1.Дочитать.2.Составить рассказ «Что мне понравилось в поступках Тома Сойера»
|
|
|
65
| Эрнест Сетон-Томпсон. Слово о пи теле. «Чинк». Рассказ о верности и преданности собаки своему хозяину. Изображение характера Чинка в развитии.
| 1
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы.
|
| Урок усвоения нового материала.
| Ответы на вопросы.
|
|
|
66-68
| «Арно». Грустный рассказ о самоотверженном почтовом голубе преданность своему хозяину, любовь к родному гнезду. Гибель глубокие переживания автора.»Снап»
| 3
| Пересказ, ответы на вопросы
| Ответы на вопросы.
| Развитие умений сжато пересказывать содержание.
| Урок усвоения нового материала.
| Прочитать «Арно».Ответы на вопросы.Повторить.
|
|
|
69-70
| Урок развития речи. «Путешествие по стране «Её Величество Литература». Задания для летнего чтения.Повторение.
| 2
|
| Составление рекламы на полюбившиеся произведения.
|
| Урок повторения и обобщения.
|
|
|
|