Скачать 97.6 Kb.
|
Автор: Панова Елена Витальевна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тымская основная общеобразовательная школа Телефон: (8) 9016086351, (8 38 253) 35-1-63, e-mail: timsk@mail.ru Название работы: методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия». Юрий Иосифович Коваль «Веер». «Школа России», Литературное чтение, Родное слово. Ч. I: авт.-сост. Г. М. Грехнёва, К.Е Корепова , 4 класс, время проведения - ноябрь Используемая литература, источники:
Тема: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия». Юрий Иосифович Коваль «Веер». Тип урока: изучения нового материала Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением Ю.И. Коваля «Веер» 2. Развивать устную и письменную речь учащихся: а) развивать речевое и эстетическое отношение к слову при работе со словами-терминами; б) развивать умение отвечать полным ответом в) развивать читательский навык г) развивать представление о профессиональных словах-терминах 3. Развивать наблюдательность. 4. Воспитывать интерес к чтению, интерес и любовь к природе, к родному языку. 5. составить словарь охотничьих терминов. Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальное сопровождение, картинки животных, картины Тымской природы, карточки «словарь охотника», слайдовая презентация. Применение новых педтехнологий (приёмы РКМЧП): «чтение с остановками», «прогнозирование», «двойной дневник», «свободное письмо». т Ход урока.
1.Отгадай загадку и запиши первую букву каждого слова. Читают дети. А. Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк). Слайд 1 Б. Немытое в рот Ни за что не возьмёт. И ты будь таким, Как чистюля … (енот). Слайд 2. В. Эту сказку ты прочтёшь Тихо, тихо, тихо… Жили-были старый ёж И его …. (ежиха). Слайд 3. Г) Лесники её котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это … (рысь). Слайд 4. - Какое получилось слово? (на доске вывешивается карточка со словом веер) - Что такое ВЕЕР? ( выслушать предположения учащихся). Слайд 5. Веер – это маленькое, чаще всего складное опахало. Опахало – это приспособление, которым обмахиваются во время жары. 2.Слово о писателе. Сегодня мы познакомимся с произведением Юрия Иосифовича Коваля под названием «Веер». Слайд 6. Юрий Иосифович Коваль – это (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, Москва) — советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен. Ю.И. Коваль окончил педагогический институт, был учителем в сельской школе. Рисовал. Играл на гитаре, сочинял песни. Много путешествовал. Умел различать птиц по голосам. Знал по имени каждый цветок, дерево, созвездие в ночном небе. Таким он был, Юрий Коваль, - мудрый писатель, добрый человек с волшебным фонарём в руке. Слайд 7-9. - Так о чём может быть произведение Ю.И.Коваля «Веер»? Ваши предположения. - Кто из вас прав? Мы узнаем, когда поработаем с текстом текст. 3.Словарная работа. Слайд 10. Развилка ствола дерева– место, где основной ствол разделился ещё на несколько стволов Лесник – лесной сторож Узкоколейка – узкая железная дорога Торфяные болота – болота содержащие торф Торф – плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений Куций – короткий, обрезанный, бедный
- Кто из вас уже догадался, что такое веер в произведении Ю.И. Коваля? - От чьего имени идёт повествование? Кто из вас был прав в своих прогнозах?
Физпауза - Какие звери обитают в наших лесах? ( На доске иллюстрации Тымског леса. Выбери животных и посели в наших лесах. (олень, медведь, верблюд, заяц, лиса, тигр, волк, белка, ёж) - Если бы вы были на месте охотников, то, как бы вы назвали хвосты этих животных? Почему? Слайд 10. Хвост медведя – Хвост лисы – Хвост зайца – Хвост волка –
У белки –веер У лисы – труба У медведя – куцик У волка – полено У зайца – пых (цветок) Посмотрим, чьи предположения оправдались. - Объясните, почему так назвали хвосты этих животных? Слова «веер», «полено», «труба» и и т.д. в рассказе Ю.И. Коваля употреблены в прямом или в переносном значении? - Мы видим, что охотники употребляют эти слова в переносном значении, когда ведут разговор о животных. Таким образом, мы с вами, используя текст, можем составить словарик охотника, но также можем стать соавторами Ю.И. Коваля, если найдём подходящие слова-определения для следующих хвостов: У бобра - (весло, лопата) У рыси – (..) Ваши предположения. Слайд 12. Дома вы составите «словарь охотника». Это будет 1 частью вашего домашнего задания (раздаточный материал).
А. сказка Б. стихотворение В. рассказ 2. Юрий Иосифович Коваль – это… А. детский писатель Б. автор и исполнитель песен В. художник Г. все перечисленное выше 3.Узкоколейка – это … А. узкая лента Б.узкая железная дорога В.узкая лейка 4. Куцик – это … А. хвост бобра Б. хвост медведя В. хвост заяца
Держала7, сидела2, глядела3, появилась1, побежала4, качнулась, повисла5, перепрыгнула6.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ю.И. Коваль - это человек _______________________________________________ _______________________________________________________________________
Данное произведение учит _____________________________________________ ____________________________________________________________________.
Белочка – урок понравился. Заяц – урок понравился, но не всё понятно. Волк – урок не понравился.
Приложение 1. Тест ( этап закрепления). Фамилия, имя ___________________________________________
А. сказка Б. стихотворение В. рассказ 2. Юрий Иосифович Коваль – это… А. детский писатель Б. автор и исполнитель песен В. художник Г. все перечисленное выше 3.Узкоколейка – это … А. узкая лента Б.узкая железная дорога В.узкая лейка 4. Куцик – это … А. хвост бобра Б. хвост медведя В. хвост зайца
Держала, сидела, глядела, появилась, побежала, качнулась, повисла, перепрыгнула.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ю.И. Коваль - это человек _______________________________________________ _______________________________________________________________________
Данное произведение учит _____________________________________________ ____________________________________________________________________ Приложение 2. Текст для чтения с остановками. Ю.И. Коваль. Веер. 1. На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка. Распушив хвост, она сидела в развилке ствола и глядела на почерневшие гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях. Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась - перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины. Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу только свой пышный, воздушный хвост. - Веер! – вспомнил я. 2.Так называют охотники беличий хвост. Белка спрыгнула на землю, и больше её не было видно, но мне стало весело. Я обрадовался, что поглядел на белку и вспомнил, как называется её хвост, очень хорошо – веер. На крыльце застучали сапоги – и в комнату вошёл лесник Булыга. - На этот год много белки, - сказал он. – Только сейчас одну видел. На рябине. - А веер видел? - Какой веер? Хвост, что ли? - Тебя не проведёшь, - засмеялся я. – Сразу догадался. - А как же, - сказал он. 3.– У белки – веер, а у лисы – труба. Помнишь, как мы лису- то гоняли? Лису мы гоняли у Кривой Сосны. Лиса делала большие круги, собаки сильно отстали, и мы никак её не успевали перехватить. Потом я выскочил на узкоколейку, которая шла с торфяных болот, и я увидел лису. Мягкими прыжками уходила она от собак. В прыжке она прижимала уши, и огненный хвост стелился за нею. - А у волка хвост грубый и толстый, - сказал Булыга. – называется – полено. - А у медведя хвостишко коротенький, - сказал я. – Он наверное, никак не называется? - Куцик. - Не может быть. - Так говорят охотники, - подтвердил булыга. – Куцик. Этот куцик меня рассмешил. Я раскрыл тетрадку и стал составлять список хвостов: веер, труба, полено, куцик. На рябину тем временем вернулась белка. Она снова уселась в развилке ствола и оглядывала ягоды, свесивши свой пышный хвост-веер. Был конец октября, и белка вылиняла уже к зиме. Шубка у неё была голубая, а хвост - рыжий. - Мы забыли про зайца, - сказал Булыга. А ведь верно, список хвостов получился неполный. Зайца забыли. Заячий хвост называется пых. Или – цветок. Приложение 3. Рисунки животных используются для рефлексии. |