Скачать 35.02 Kb.
|
Интегрированный урок «В ней есть душа, В ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе») Любовь к родной природе – признак любви к своей Родине» К.Г.Паустовский На протяжении всего урока звучит музыка (П.И.Чайковский «Времена года») У: И.А.Крылов сказал: «Об уме мы часто судим по платью аль по бороде». Вот и о ребёнке нельзя судить по тому, насколько он активно проявляет себя на уроке. Каждый ребёнок талантлив по-своему: кто-то хорошо рисует, кто-то грамотно пишет, кто-то хорошо поёт, выразительно читает стихи, а кто-то сам может сочинить стихотворение. На уроках русского языка и литературы я стараюсь раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Сегодня вы увидите интегрированный урок «В ней есть душа, в ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе). Посмотрите на тему урока и попытайтесь сформулировать цель (ученики формулируют цель урока: увидеть красоту русской природы в литературных произведениях, на картинах русских художников, в музыкальных произведениях известных композиторов) Учитель добавляет: увидеть взаимосвязь музыки, литературы, живописи У: В классе есть девочка – Кривдина Таня – голос её часто украшает уроки литературы. Может быть, в будущем пение станет делом всей её жизни, и мы услышим выступление Тани на сцене РКЦ «Берёзка». Итак, мы начинаем (Романс «Буря мглою небо кроет…») У: Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. В ней неиссякаемый источник вдохновенья для поэтов, художников, композиторов и, конечно же, для нас с вами. Просто нужно всмотреться и вслушаться. Давайте прослушаем отрывок из музыкального произведения всемирно известного композитора П.И.Чайковского «Времена года». Он создал целую серию фортепианных композиций – цикл «Времена года» 12 пьес – 12 месяцев. Вслушайтесь в музыку и попытайтесь понять, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Ученики называют образы, ассоциации, которые возникают при прослушивании музыки. Сравнивают времена года с этапами жизни человека. У: Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – зиме. Группы получают задания. 1 группа – нарисовать рисунок на тему «Зима» 2 группа – сочинить стихотворение о зиме 3 группа – написать сочинение-миниатюру о зиме (20 минут на выполнение заданий) У: Художник на своих картинах Нам рисует чудные пейзажи: Зимний лес и ручейка теченье, И деревья в снежном заточенье. «С природою одною он дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника-пейзажиста. А что получилось у 1 группы? (анализ, оценка рисунков учеников) У: А теперь давайте посмотрим, какие зимние пейзажи писали знаменитые русские художники. (презентация «картины русских художников на тему «Зима») Ученики сравнивают картины художников и учеников. Говорят о цветовой гамме на картинах. Делают выводы: красочное изображение зимы - показатель любви к этому времени года, к своей Родине. У: Красоту русской природы испокон веков воспевали и русские поэты: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин, А.А.Фет. Писать стихи непросто, должно прийти вдохновенье и, конечно же, должен быть талант. Посмотрим, что получилось у ребят. (Прочтение стихов собственного сочинения. Анализ и самооценка работ) У: Ребята, у вас хорошая проба пера. Вероятно, сочинение стихотворений станет делом всей вашей жизни, и мы увидим ваши стихи, напечатанные в районной газете «Сосновский Вестник». А теперь давайте послушаем, как о русской зиме писали известные поэты Бакулина Юля – выразительное чтение стихотворения У: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнил комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась. С неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце…(во время чтения идёт презентация) Да, так описать приход зимы может не каждый. К.Г.Паустовскому в произведении «Прощание с летом» это удаётся. А как вы, ребята, справились с заданием? Чтение сочинений-миниатюр Анализ, выводы У: А сейчас я хочу представить вам творческую работу Вершининой Оксаны – кроссворд (Оксана сама представляет свою работу) У: Молодцы! Сегодня на уроке вы творили, сочиняли, очень хорошо отвечали. Доказали, что вам любое творческое задание по плечу. Достигли ли целей урока? У: А теперь каждый из вас, ребята, попробует себя оценить. Поставьте себе оценку «5», если у вас сегодня всё получилось, «4» - если что-то не получилось, «3» - если совсем ничего не получилось. (Ответы ребят) Домашнее задание: оформление работ для уголка творчества |