Скачать 100.51 Kb.
|
Урок музыки во 2 классе по теме: «Проводы зимы. Встреча весны». Цели урока: Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица. Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний. Дидактическое обеспечение урока: презентация. Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор. Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод. Оформление: на доске записана тема «Проводы зимы. Встреча весны», тематический рисунок (солнце), календарь Масленицы, чучело Масленицы. Стулья заранее расставлены полукругом. В стороне празднично убранный стол (с блинами, бубликами, самоваром). Ход урока.
Вход в класс под музыку «Масленица». Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» Учитель: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю доброго настроения! Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной, поэтому цель нашего урока познакомиться с традициями русского народного календарного года, узнать много интересного о большом и веселом празднике. А о каком празднике пойдет речь, вы угадаете по моей загадке. На каком народном празднике Мы все радуемся, На горках катаемся, Блинами объедаемся? Дети: На Масленице! Слайд №3 Учитель: Правильно, ребята. Масленица – древний языческий праздник. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Слайд №4 Поэтому тема нашего урока называется «Проводы зимы. Встреча весны». Слайд №5 Сегодня на наш урок я принесла вот такой календарь Масленицы. Каждый его день имеет свое название. Я думаю, нам всем будет интересно узнать, как на самом деле в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции. Слайд №6 Широкая Масленица – сырная неделя! Ты идешь нарядная к нам весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю. Чтоб зиму студеную из дому прогнать!
Слайд №7 Учитель: В старину масленица была самым веселым праздником на Руси. Народ называл ее веселой, широкой, разгульной. Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. Вот в прошлом году Масленицу справляли с 8 по 14 февраля, а в этом году Масленица с ее народными гуляниями и блинными пирогами будет праздноваться с 28 февраля по 6 марта. На самом деле Масленицу празднуют за неделю до Великого поста. На масленичной неделе православной церковью запрещается употреблять в пищу мясо, но можно в изобилии кушать яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану. Поэтому и называют праздничную неделю масляной или сырной, а сам праздник Масленица. Слайд №8 Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц: «Не житье - бытье, а масленица», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост». - Ребята, как вы понимаете эти поговорки? Молодцы! Учитель: Итак, давайте откроем первую страничку масленичного календаря. Слайд №9 Первый день (понедельник) называется «Встреча». В этот день встречали Масленицу, строили снежные городки, качели. Ходили к родственникам и договаривались, как будут праздновать Масленицу. А самое главное наряжали чучело Масленицы, любовались им и при этом приговаривали: Дорогая гостья, Масленица, Авдотья Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, трехаршинная, Лента длинная, двухсплетенная. Приходи, масленица, на широкий двор! (Дети рассматривают куклу). Слайд №10 А дети вечером ходили под окнами с корзиночками и пели: Ах, ты Домнушка! Красно солнышко! Вставай с печи, Доставай калачи. Погляди-ка в печь: Не пора ли блины печь? Учитель: Домнушка – это хозяйка. Ребята, давайте внимательно прочитаем слова этой песенки и разучим ее (разучивание и исполнение песни выполняется - а капельно, при исполнении песенки прохлопывают ритм). Слайд №11 Переходим ко Второму дню (вторник) – «Заигрыш». Учитель: В этот день начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки и масленичные песенки. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей). Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (они лежат под стульями). Частушки про Масленицу.
Прошу не смеяться. Здесь народу очень много Могу растеряться.
Все катаются на горке. Яства всякие жуют, Громко песенки поют.
Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую.
На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. Учитель: А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы со мной спели частушки. Посмотрите на экран. Давайте внимательно прочитаем слова, а затем их споем вместе. Слайд №12
Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони!
Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали. Учитель: Молодцы, ребята! Вот как здорово у нас получилось. Переходим к следующему дню. Слайд №13 Третий день (среда) – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? (Зять – ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему тещей). Теща угощала зятя вкусными блинами. Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины? Дети: Потому что блины – символ солнца. Слайд №14 Учитель: Да. Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. И даже одной из любимых масленичных песен в народе была русская народная песенка «Блины». Послушайте, я вам ее сейчас напою.
Слайд №15 А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию. При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
«Блины» русская народная песня 1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. 2 раза Припев: Ой, блины, блины, блины, Ой, блиночки мои! 2. Кадки новы растворили, Два часа блины ходили. Припев: тот же. 3. Моя родная сестрица, Печь блины то мастерица. Припев: тот же. 4. Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть. Припев: тот же. 5.«Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы!» Припев: тот же. Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Идем дальше. Слайд №16 Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгул» - здесь – то начиналось основное гулянье. Люди ходили по домам с бубнами, балалайками, пели колядки, угощались блинами, поздравляли всех с праздником. А еще…. Слайд №17 Вот посмотрите, как изобразил Масленицу на своей картине русский художник Б.Кустодиев. Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на ней? Дети: Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление. Учитель: Правильно. А еще в этот день играли в разные игры:
А самой традиционной забавой масленичной недели была игра - «Горелки».
Учитель: Ребята, мы с вами тоже сейчас поиграем в эту игру. Посмотрите, какие здесь надо произносить слова. Давайте их прочитаем: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят. Колокольчики звенят. Раз, два, три, гори!» В этой игре участвуют водящий и команда игроков. Команда становится парами в колонну, а водящий стоит лицом к колонне. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит вдоль колонны по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т.е. водит. Давайте разделимся на 2 команды. 1-я команда играет, а 2-я будет за них «болеть». А потом поменяемся. Теперь надо выбрать «водящего» считалочкой. Встаньте в круг, я вас посчитаю. Ехала телега темным лесом, За каким-то интересом. Стук, звон. Выйди, вон! Слайд №19 Учитель: Переходим к следующему дню. Пятый день (пятница) «Тещины вечёрки» - здесь, наоборот, тещи приходили в гости к зятьям на блины. Люди говорили: «Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки». Слайд №20 Шестой день (суббота) «Золовкины посиделки». «Золовка» (так называют сестру вашего папы) приглашала к себе в гости родственников на блины. Невестки дарили золовкам подарки. В этот же день все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы и, сжигали его, чтобы весна быстрее пришла. Слайд №21 Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье». В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой.
Учитель: Вот и закончились листочки в масленичном календаре. Уже подходит к концу наш урок. Ребята, о чем же вы узнали сегодня? Давайте решим кроссворд. Слайд №22 Я буду задавать вопросы, а вам надо отгадать слова, которые спрятаны здесь.
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
Дети: Символ солнца.
Слайд №22 Учитель: Ребята, я тоже принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем 5, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей). Слайд №23 Учитель (на фоне музыки): Ребята, вы славно все здесь занимались! Хочу сказать спасибо вам! А также угостить блинами И пожелать здоровья всем! (Дети угощаются блинами, баранками, конфетами). Выход из класса под песню «Масленица». |