Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 100.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер100.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок музыки во 2 классе по теме:

«Проводы зимы. Встреча весны».

Цели урока:

Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.

Оформление: на доске записана тема «Проводы зимы. Встреча весны», тематический рисунок (солнце), календарь Масленицы, чучело Масленицы. Стулья заранее расставлены полукругом. В стороне празднично убранный стол (с блинами, бубликами, самоваром).

Ход урока.

  1. Организационный этап. Слайд №1 и №2

Вход в класс под музыку «Масленица».

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Учитель: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю доброго настроения!

Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной, поэтому цель нашего урока познакомиться с традициями русского народного календарного года, узнать много интересного о большом и веселом празднике. А о каком празднике пойдет речь, вы угадаете по моей загадке.

На каком народном празднике

Мы все радуемся,

На горках катаемся,

Блинами объедаемся?

Дети: На Масленице!

Слайд №3

Учитель: Правильно, ребята. Масленица – древний языческий праздник. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Слайд №4

Поэтому тема нашего урока называется «Проводы зимы. Встреча весны».

Слайд №5

Сегодня на наш урок я принесла вот такой календарь Масленицы. Каждый его день имеет свое название. Я думаю, нам всем будет интересно узнать, как на самом деле в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции.

Слайд №6

Широкая Масленица – сырная неделя!

Ты идешь нарядная к нам весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю.

Чтоб зиму студеную из дому прогнать!

  1. Объяснение нового материала.

Слайд №7

Учитель: В старину масленица была самым веселым праздником на Руси. Народ называл ее веселой, широкой, разгульной. Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. Вот в прошлом году Масленицу справляли с 8 по 14 февраля, а в этом году Масленица с ее народными гуляниями и блинными пирогами будет праздноваться с 28 февраля по 6 марта. На самом деле Масленицу празднуют за неделю до Великого поста. На масленичной неделе православной церковью запрещается употреблять в пищу мясо, но можно в изобилии кушать яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану. Поэтому и называют праздничную неделю масляной или сырной, а сам праздник Масленица.

Слайд №8

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц:

«Не житье - бытье, а масленица»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

- Ребята, как вы понимаете эти поговорки? Молодцы!

Учитель: Итак, давайте откроем первую страничку масленичного календаря.

Слайд №9

Первый день (понедельник) называется «Встреча».

В этот день встречали Масленицу, строили снежные городки, качели. Ходили к родственникам и договаривались, как будут праздновать Масленицу. А самое главное наряжали чучело Масленицы, любовались им и при этом приговаривали:

Дорогая гостья, Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента длинная, двухсплетенная.

Приходи, масленица, на широкий двор!

(Дети рассматривают куклу).

Слайд №10

А дети вечером ходили под окнами с корзиночками и пели:

Ах, ты Домнушка!

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Доставай калачи.

Погляди-ка в печь:

Не пора ли блины печь?

Учитель: Домнушка – это хозяйка.

Ребята, давайте внимательно прочитаем слова этой песенки и разучим ее (разучивание и исполнение песни выполняется - а капельно, при исполнении песенки прохлопывают ритм).

Слайд №11

Переходим ко Второму дню (вторник) – «Заигрыш».

Учитель: В этот день начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки и масленичные песенки.

Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (они лежат под стульями).

Частушки про Масленицу.

  1. Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться.

Здесь народу очень много

Могу растеряться.

  1. В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.


  1. Я на Масленку готова

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.


  1. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Учитель: А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы со мной спели частушки. Посмотрите на экран. Давайте внимательно прочитаем слова, а затем их споем вместе.

Слайд №12

  1. Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!


  1. Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Учитель: Молодцы, ребята! Вот как здорово у нас получилось.

Переходим к следующему дню.
Слайд №13

Третий день (среда) – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? (Зять – ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему тещей). Теща угощала зятя вкусными блинами.

Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?

Дети: Потому что блины – символ солнца.

Слайд №14

Учитель: Да. Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. И даже одной из любимых масленичных песен в народе была русская народная песенка «Блины». Послушайте, я вам ее сейчас напою.

  1. Разучивание песни.

Слайд №15

А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

  3. Возможно добавление движений руками на припев (инсценировка слов).

«Блины»

русская народная песня

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.


2 раза
Припев: Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

2. Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Припев: тот же.

3. Моя родная сестрица,

Печь блины то мастерица.

Припев: тот же.

4. Напекла она поесть,

Сотен пять наверно есть.

Припев: тот же.

5.«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!»

Припев: тот же.

Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Идем дальше.
Слайд №16

Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгул» - здесь – то начиналось основное гулянье. Люди ходили по домам с бубнами, балалайками, пели колядки, угощались блинами, поздравляли всех с праздником. А еще….


Слайд №17

Вот посмотрите, как изобразил Масленицу на своей картине русский художник Б.Кустодиев. Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на ней?

Дети: Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление.

Учитель: Правильно. А еще в этот день играли в разные игры:

  • Катание с гор на санках

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Перетягивание каната

  • Жмурки

А самой традиционной забавой масленичной недели была игра - «Горелки».

  1. Физкультминутка. Слайд №18

Учитель: Ребята, мы с вами тоже сейчас поиграем в эту игру. Посмотрите, какие здесь надо произносить слова. Давайте их прочитаем:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, гори!»

В этой игре участвуют водящий и команда игроков. Команда становится парами в колонну, а водящий стоит лицом к колонне. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит вдоль колонны по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т.е. водит.

Давайте разделимся на 2 команды. 1-я команда играет, а 2-я будет за них «болеть». А потом поменяемся. Теперь надо выбрать «водящего» считалочкой. Встаньте в круг, я вас посчитаю.

Ехала телега темным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон.

Выйди, вон!

Слайд №19

Учитель: Переходим к следующему дню.

Пятый день (пятница) «Тещины вечёрки» - здесь, наоборот, тещи приходили в гости к зятьям на блины. Люди говорили: «Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки».

Слайд №20

Шестой день (суббота) «Золовкины посиделки».

«Золовка» (так называют сестру вашего папы) приглашала к себе в гости родственников на блины. Невестки дарили золовкам подарки. В этот же день все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы и, сжигали его, чтобы весна быстрее пришла.

Слайд №21

Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой.

  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Вот и закончились листочки в масленичном календаре. Уже подходит к концу наш урок. Ребята, о чем же вы узнали сегодня? Давайте решим кроссворд.

Слайд №22

Я буду задавать вопросы, а вам надо отгадать слова, которые спрятаны здесь.

  1. В какой день недели сжигали чучело? (Суббота)

  2. Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

  1. Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

  2. С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (Масленица)

  3. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)

  4. Какое ключевое слово у нас получилось? (Блины)

  5. А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

  1. Домашнее задание.

Слайд №22

Учитель: Ребята, я тоже принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем 5, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).

Слайд №23

Учитель (на фоне музыки):

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

А также угостить блинами

И пожелать здоровья всем!

(Дети угощаются блинами, баранками, конфетами).

Выход из класса под песню «Масленица».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск