Скачать 56.65 Kb.
|
Открытый урок русского языка «Учимся обозначать на письме звук [ы] после звука [ц]» «Начальная школа ХХI века», 3 класс. Учитель начальных классов: Юнкина Ирина Сергеевна Цели:
Задачи урока: Образовательные - знакомство с правилом правописания букв и – ы после ц, формировать умения правильно выполнять транскрипцию слов, способствовать обогащению словарного запаса учащихся; Развивающие - развивать речь учащихся, умение обобщать и анализировать; Воспитательные - воспитывать любознательность, внимание при получении знаний, интерес к родному языку. Тип урока: урок открытия новых знаний Форма урока: урок-наблюдение; Ход урока. Организационный момент. Психологический настрой. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится. - Ребята, а какой у нас урок? - Урок русского языка. - А чему мы учимся на уроке русского языка? - На уроке русского языка мы учимся грамотности. - Почему грамотности? - Грамотность – показатель культурного, воспитанного человека. Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. - «Двадцать шестое ноября». - Какая орфограмма в слове «двадцать»? - непроизносимая согласная «д» в корне слова). - «Классная работа». - Какая орфограмма в слове «классная»? - удвоенная согласная «сс». - В слове «работа»? - непроверяемая гласная «а» в корне слова. - Вторник. - С чего обычно начинается урок русского языка? - Урок русского языка начинается с минутки чистописания. - Что обозначает слово «чистописание?» - Слово «чистописание» обозначает «чисто пишу». - Как мы будем писать? - Мы будем писать аккуратно и красиво. (Появляется рисунок (в объёмной букве ц - написаны вразброс буквы-ш-3 раза, ж-2 раза, ц - 3 раза) - Посмотрите внимательно на рисунок. - Что видите? (буквы) -Что общего у этих букв? (обозначают шипящие звуки) - Каких букв больше? (ц) - Напишите эту букву в паре с каждой гласной буквой алфавита. - Каким знанием будете пользоваться, чтобы не пропустить ни одну гласную букву? (знание алфавита) - Сколько сочетаний букв у вас получилось? (10).Почему? (в алфавите 10 гласных букв) - Давайте проверим. (ца, це, цё, ци, цо, цу, цы, цэ, цю, ця) - Какой букве мы сегодня уделили особое внимание? (ц) - Как думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой) - У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка. Постановка учебной задачи. А сейчас попробуйте отгадать загадки. (2 человека будут записывать отгадки на доске, а все остальные в тетрадях) Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (циркуль) Летом в огороде - Свежие, зелёные, А зимою в бочке Крепкие, солёные. (огурцы) - А теперь давайте проверим. (у одного ученика написано цыркуль, ) - Решили по-разному. - Кто согласен с …..? А с …..? - Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может, так и будем писать дальше – кому как нравится? (надо разобраться, найти правило, подумать) - Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после ц будем писать ы, а в каких и) “Открытие” нового. - Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или подумаем сами? (попробуем сами) Прочитайте слова 1столбика ( у меня на доске, у вас на специальных листочках) цирк циркуль цифра -Что интересного заметили? -Какой буквой записывается звук [ы ] после звука [ ц ] ? (Буквой И) -В какой части находится орфограмма? (В корне) -Какой делаем вывод? (В корне слова после звука [ Ц ] пишется буква И) Прочитайте слова 2 столбика. синиц ы скворц ы птенц ы -В какую часть слова входит орфограмма в словах? (В окончание) -Кто сформулирует вывод? (В окончании слов после звука [ц ] пишется буква Ы ) Читаем слова 3 столбика. секция акация станция -Какое общее буквосочетание в этих словах? (В этих словах буквосочетание ЦИЯ ) -Сделайте вывод. ( В словах, которые заканчиваются на ЦИЯ пишется буква И ) -Исходя из ваших ответов, мы делаем следующий вывод. Читаем правило на странице 102. Работа со словами-исключениями. - А теперь послушайте ещё одну загадку: Возле строгой мамы-квочки Скачет маленький сыночек. Тоненько попискивает, Червячков отыскивает. (цыплёнок) - Как будем писать? (дети говорят, что надо писать и, так как мы познакомились с правилом, а один ребёнок говорит, что в книге видел это слово с буквой ы) - Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре) - Что же произошло? (закон нарушен) - Оказывается, в русском языке есть такие хитрые слова, которые не подчиняются никому и написание их надо запомнить. Это слова-исключения. Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: “Цыц!” Цыкнул – разг. Значит прикрикнул Повторим предложение хором (дети произносят эти слова хором, а затем учат в парах) Составим алгоритм применения правила. У вас на столе конверты. Достаньте части алгоритма, разложите в нужной последовательности (одна пара работает у доски.) Весёлая минутка -Как живёшь? -Вот так! Как идёшь? -Вот так! -А бежишь? -Вот так! -Ночью спишь? -Вот так! -Как берёшь? -Вот так! -А даёшь? -Вот так! -Как шалишь? -Вот так! -А грозишь? -Вот так! Первичное закрепление. Работа в парах. - Ребята, хотите себя проверить? Я предлагаю вам поработать в парах. ( Две пары будут работать у доски, а остальные на местах.) - К нам в очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтем его и исправим ошибки. Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. Незнайка (Раздаю карточки с заданием) Толкование новых слов. Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот. Составить со словом предложение, найти грамматическую основу. Предложение: Атлантический циклон принес дожди и сильный ветер.
|