Скачать 126.45 Kb.
|
Цели данной программы: - развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; - развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности; - подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни; - формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой); -решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника; - урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи; -литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников. Задачи программы:
Формы занятий:
Пояснительная записка (34 часа – 1 раз в неделю) В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод. Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития; - формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства; - мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность. Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения». Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям. Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве. В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье. Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! ПРО ЧУВСТВА ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. Учебно - тематический план программы:
Дополнительная литература для учащихся 1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко» С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие 2. Книги о книгах Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах» В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу» А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах» 3. Писатели о себе Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты» Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука» 4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде» 5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке» М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте» 6. А.П. Чехов для детей А. Чехов «Мальчики» 7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв. Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка» Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель» В. Короленко «В дурном обществе» Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты» 8. Журналы для детей Научно – популярные журналы (по выбору) 9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие 10. Юмористические рассказы Ю. Сотник «Рассказы» В. Драгунский «Денискины рассказы» 11. Великая война Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны 12. Любимые стихи Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек) Содержание программы: Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом. 1. Введение 2. Основная часть
3. Подведение итогов по уроку-путешествию Тема 2: Мир - в котором я живу
Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится
Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
Тема 5: М.М.Пришвин - певец русской природы
Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»
Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»
Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого
Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе
Тема 11: Крылатое чудо
Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)
Тема 13 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»
Использованная литература: 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005. 3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. 7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985.. 8. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7. 9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006- 2011 гг. |