Урок русского языка в 8 классе, учитель Шамрай Э.Ф. Тема урока: Предложения с косвенной речью. Цели урока:
Изучить особенности косвенной речи
Уметь строить предложения с косвенной речью
Развивать логическое мышление, синтаксические навыки
Воспитывать любовь к родному языку
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: проектор, экран, презентация, карточки.
Этапы
| Ход урока
| Мотивация
| Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем работать на уроке русского языка.
А для чего вообще нужен такой урок?
(правильно писать и говорить)
Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского (Слайд 1)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
На уроках русского языка мы должны учиться владеть богатством, меткостью и волшебством родного языка.
Откройте свои тетради, запишите число, вид работы – классная работа.
| Актуализация
| Обратите внимание на доску. Что это за схемы?
А: «П!» «П», - а. «П?»-а. Составьте предложения по этим схемам и запишите их.
(задания по рядам)
Прочитайте свои предложения.
Какие у вас получились предложения?
(предложения с косвенной речью)
| Выявление места и причины затруднения
| На доске записаны 2 предложения (без ЗП):
Лесничий сказал Я видел на озере лебедей
Лесничий сказал что он видел на озере лебедей
Чего в предложениях не хватает? (ЗП)
Перепишите эти предложения и расставьте ЗП.
Кто может расставить у доски?
Чем предложения отличаются друг от друга?
(в 1 есть ПР, а во 2 - нет) А чем они схожи? Какова функция и того и другого?
(они передают чужую речь)
В 1 предложении прямая передача чужих слов, а во втором косвенная. Такая речь называется косвенной, а предложение - предложением с косвенной речью.
А как вы понимаете слово «косвенный»? Оно вам где-то уже встречалось? (косвенные падежи, косвенное дополнение)
Посмотрите на слайде значение этого слова: (Слайд 2)
КО́СВЕННЫЙ, косвенная, косвенное (·книж. ).
1. Непрямой, идущий в косом направлении. Косвенный взгляд. Косвенные лучи солнца.
2. Осуществляемый окольными путями, не непосредственно; непрямой. Косвенный намек. Косвенные указания. Он пришел к этому результату на основании косвенных данных. Косвенные улики (побочные данные о совершении преступления; юр.). Тема нашего урока: Предложения с косвенной речью. (Слайд 3)
Запишите ее.
| Построение проекта выхода из затруднения
| Поставьте для себя цели урока, используя опорные слова:
Даю… определение косвенной речи
Расставляю ….ЗП в предложениях с КР
Составляю… предложения с КР
Что нужно сделать, чтобы достичь этих умений?
познакомиться с определением КР
выполнить тренировочные упражнения
самостоятельно составить предложения с КР
| Реализация проекта
| Для того, чтобы достичь этих целей я предлагаю работу в группах
(объединяются в 3 группы) Путем сравнительного анализа предложений (Приложение 2) выявите отличия косвенной речи от прямой и заполните таблицу. (Приложении 1). В этом вам поможет памятка (Приложение 3) (слайд 4)
(учащиеся работают в группах)
|
Проверка выполненного задания, первичное закрепление в проговаривании
| Теперь познакомимся с содержанием заполненных таблиц.
(каждая группа отвечает, по ходу ответы корректируются, на слайдах появляются правильные ответы ) Делаем вывод: предложение с КР –
это сложное предложение перед подчинительным союзом ставится запятая;
происходит замена личных и притяжательных местоимений;
интонация не сохраняется.
Теперь сформулируем определение КР
– это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических и синтаксических особенностей. (Слайд 5) Теперь в парах расскажите друг другу это определение.
(работа в парах)
Можете ли вы сказать, что достигли 1 цели?
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Теперь мы проверим, сможете ли вы, зная особенности КР составить такие предложения.
На карточках 5 предложений с прямой речью. Переделайте эти предложения в предложения с КР.
(самостоятельная работа)
Проверьте себя. (Слайд 6)
И поставьте оценку.
Критерии оценивания на доске
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2-3 – 3
Кто выполнил на 5? На 4?
| Рефлексия
| Давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой.
Поднимите руки, кто достиг 1 цели? Второй? Всех целей?
Д/з – подберите 3 цитаты о русском языке и перестройте их в косвенные предложения. Слайд 7
| Приложение 1 Отличия косвенной речи от прямой речи
| Прямая речь
| Косвенная речь
| Строение предложения
|
|
| Местоимения
|
|
| Интонация
|
|
|
Прямая речь
| Косвенная речь
| 1.«Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров. (Тургенев)
| 1.Базаров с надменностью отвечал, что его дед землю пахал.
| 2. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов!» (Бунин)
| 2. Я однажды сказал, что у меня много врагов.
| 3. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)
| 3. Лизавета Ивановна тихо спросила, кого он хочет представить.
| 4. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)
| 4. Вошедший спросил, у себя ли доктор.
| 5. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)
| 5. Бирюк сказал девочке, чтобы она посветила барину.
| Приложение 2 Приложение 3
Памятка «Замена прямой речи косвенной»
1.Содержание повествовательных предложений чужой речи предается при помощи союзов что, будто.
Григорий сказал нам: «Завтра вы выезжаете рано утром».
Григорий сказал, что завтра мы выезжаем рано утром.
2.Содержание побудительных предложений чужой речи предается при помощи союза чтобы.
Григорий приказал нам: «Завтра выезжайте рано утром!»
Григорий приказал, чтобы завтра мы выезжали рано утром.
3.Содержание вопросительных предложений чужой речи предается при помощи союзных слов (местоимений и наречий) что, кто, какой, как, где, когда, почему и др. , а также при помощи вопросительной частицы ли.
Григорий спросил: «Завтра вы выезжаете рано утром?»
Григорий спросил, выезжаем ли мы завтра рано утром.
Такой вопрос называется косвенным, после него вопросительный знак не ставится.
Приложение 4
Карточка для самостоятельной работы
Я сказала ему: «Это письмо ждет тебя уже три дня».
«Я хочу с тобой поехать!» - воскликнул брат.
Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»
«Я послезавтра на Волгу еду», - сказал Саша.
Я ответил: «Приходи завтра утром ко мне»
«Сидоров, повтори вчерашнюю тему», - попросил учитель.
|