Скачать 98.81 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ КОМИ ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». Автор: Забоева Валентина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ» п.Аджером. РК, Корткеросский район, ул. Школьная,д.1 Телефон 8(82136)93-1-36. 2011год. Урок коми языка (как неродной) во 2 классе. Тема « Лунвылысь воисны лэбачьяс» (Первый урок). Цели урока:1.Пополнить лексический запас детей по коми языку по данной теме «Перелётные птицы»; 2.Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний, предложений; 3.Развивать речь учащихся и русскую, и коми; 4.Учить правильному произношению и чтению слов со звуками дз, дж, ö, тш и др.; 5.Знакомить учащихся с окружающим миром; 6.Знакомить с культурой коми народа, устным народным творчеством русского и коми народов; 7.Уметь переносить и использовать знания из одного школьного предмета в другой (межпредметные связи); 8.Закреплять лексическую тему: единственное и множественное число имён существительных (-яс). Оборудование:1) Рабочие тетради по Окружающему миру. «Мой научный дневник»; 2) Картинки перелётных птиц; 3)Мультимедийный проектор, экран; 4) Слайды и видео «Перелётные птицы»; 5)Карточки для самостоятельной работы. Ход урока. 1.Формулировка темы урока. (Тема на доске закрыта или она на слайде, пока закрытом) 1.В начале урока включить звук – пение соловья. - Какие будут предположения по теме урока? (После формулировки темы, открываем запись на экране) - О чём можно говорить на данном уроке? (После проговаривания и конкретизации видов работ открываем заранее написанное на доске: -читать о птицах; -рассказывать; -узнавать по внешнему виду; -узнавать по голосу; -какие бывают по размеру; -по месту обитания; -по способу питания; -о зимующих; -о перелётных;) Девиз нашего урока: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам Как самым верным своим друзьям. 2.Работа над новой темой. 1)Работа с Дневником наблюдений по предмету Окружающий мир. -Каких птиц называем зимующими? Перелётными? -Почему они улетают в тёплые страны? Почему возвращаются? -Назовите перелётных птиц? -Назовите перелётных птиц нашего края? -Какие уже прилетели и когда? Где об этом можно узнать прямо сейчас на уроке? -Правильно, мы ведём с вами «Научный дневник» по Окружающему миру, в который записываем свои наблюдения за сезонными изменениями в природе. (Смотрим с.12 задание №7: скворец – 22 апреля 2011г; Ласточка - ? №8: прилетели с 20 апреля скворцы, гуси, чайки). Далее на доске появляются картинки перелётных птиц с русскими и коми названиями – читаем и проговариваем. Это же задание можно показать в виде слайдов. -Цель нашего урока познакомиться с перелётными птицами, с названиями на коми языке, научиться читать и произносить правильно эти названия, работать с текстом, отвечать на вопросы и т.д. 2)Узнайте птицу по голосу. ( Включается голос, после узнавания или неузнавания показ слайда, на доске коми название, его проговариваем): а) ласточка – чикыш, джыдж (береговая); б) скворец – ябыр; в) кукушка – кöк; г) гусь – дзодзöг; д) утка – утка; 3) У каждой птицы свой месяц. -А теперь работу построим так, чтобы проследить за всеми весенними месяцами. Какая птица в каком месяце у нас появляется. - Назовите три весенних месяца. -Назовите их коми названия: Март – рака; Апрель – кос му; Май – ода кора; (доска или слайд) А) Март - РАКА. -Раньше март в народе называли ГРАЧЕВНИК, т.к. именно в этом месяце прилетали грачи, им даже люди в марте месяце выделили день – 17 марта. В народе говорили (народные приметы): Март – грачевник грачей пригнал. Увидел грача – весну встречай. Грач зиму расклевал. ( карточка или слайд) ГРАЧ – СЬОД РАКА ( показ видео 1-2 минуты). Б) Апрель – КОС МУ. 1)- В апреле мы отмечаем День птиц. Сложилось традиционно с давних пор, когда были такие люди – птицеловы. Желающие помочь птицам вновь обрести свободу, могли купить птицу и выпустить её на волю. День так и назывался «Отпущенье птиц на волю». 07.04. отмечается религиозный праздник Благовещенье. «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Благая весть. - Послушайте веснянку, которую проговаривали, отпуская птиц, и этим зазывая весну: Синички – сестрички, тётки – чечётки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята – молодцы, воры воробьи! Вы на воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите. -Вот вам первое д.з.: узнать об этом празднике дома у родителей и в классе рассказать. -А теперь народные приметы апреля, которые сложились в пословицы: Апрельский скворец – весны гонец. Синка (трясогузка) на лёд садится, лёд ножками топчет и растопчет. СКВОРЕЦ – ЯБЫР ( ещё раз напомнить о Дневнике наблюдений) ТРЯСОГУЗКА – СЫРЧИК. 2) Работа над пословицей: «Сырчиклöн кокыс вöсни, да ий чегъялö». - Прочитаем, попробуем перевести и объяснить. 3)Работа над стихотворением (Стихотворение с картинкой о трясогузке на слайде) -Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте понять о чём оно. (чтение 2 раза, во второй раз по предложением с переводом общими усилиями, простым карандашом надписать русский перевод над некоторыми словами, которые ещё не встречались: вöсни, öдйö, йи, чегьявны, пытшкад, би, кывтыс) Сырчик. Сырчик – сырчик, Вöсни кок. Миянланьö Öдйö лок! Божыд тэнад Кузьысь – кузь! Йисö чегъявны Тэ сюсь. Морöс пытшкад Ыджыд би… Сырчик локтiс!- Кывтiс йи. -Кытысь тулыснас локтö сырчик? -Кутшöм сырчиклон кокыс? -Кутшöм сырчиклöн бöжыс? В) Май – ОДА КОРА. - В народе говорили: «Соловей защёлкал, значит, берёза лист пустила». СОЛОВЕЙ – КОЛИПКАЙ. (здесь можно прослушать ещё раз пение соловья, если позволяет время урока. 3.Закрепление новой темы. Закрепление лексической темы: написание существительных во множественном числе. 1) На карточках соединить русские названия с коми: Соловей сьöд рака Гусь колипкай Грач тури Скворец дзодзöг Журавль утка Утка ябыр Кукушка сырчик Трясогузка чикыш, джыдж Ласточка кöк 2) Напишите слово – название птицы во множественном числе, какое правило применяем: сьöд рака -… колипкай -… тури - … джоджöг - … утка - … ябыр - … сырчик -… чикыш, джыдж -… 4.Итог урока. Рефлексия. Д.З. Д.з. а. узнать о празднике Благовещения, выучить названия птиц, припомнить любую из народных примет с урока или узнать новую. Урок коми языка (как неродной) во 2 классе. Тема « Лунвылысь воисны лэбачьяс» (Второй урок). Цели урока:1.Закрепить и пополнить лексический запас детей по коми языку по данной теме «Перелётные птицы»; 2.Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний, предложений; 3.Развивать речь учащихся и русскую, и коми; 4.Учить правильному произношению и чтению слов со звуками дз, дж, ö, тш и др.;5.Обучать умению быстро работать со словарём; 6.Знакомить учащихся с окружающим миром; 7.Знакомить с культурой коми народа, устным народным творчеством русского и коми народов; 8.Уметь переносить и использовать знания из одного школьного предмета в другой (межпредметные связи); 9.Умение строить предложения из данных слов, составлять вопросительное предложение к данному повествовательному предложению. Оборудование:1) Рабочие тетради по предмету «Велодчам лыддьысны да гижны комион» автора З.А.Лодыгиной; 2) Картинки перелётных птиц; 3)Мультимедийный проектор, экран; 4) Слайды и видео «Перелётные птицы»; 5)Карточки для самостоятельной работы.6) Словари коми и толковый словарь С.Ожегова.7) Записи на доске; Ход урока. 1.Проверка д.з. 1) Проверим как вы выучили названия коми птиц. Я буду включать только голос птицы, а вы назовёте её по коми. ( Учитель включает голоса птиц, а дети отгадывают) 2) Проверим по-другому: я опишу птицу с помощью загадки, а вы отгадайте. А. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (гусь) Б. На шесте дворец, во дворце певец. (скворец) В. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач) Г. Спереди шильце, сзади вильце, Сам мал, а за морем бывал. (ласточка) Д. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? (грач) Е.Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает? (кукушка) Ё. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей) 3)Дома вам надо было узнать, что такое Благовещение. (после ответов детей, можно зачитать из толкового словаря С.Ожегова с.49: Благовещение ( ударение на ве). В христианстве один из 12 основных праздников в память принесённой деве Марии благой вести о её непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа (25 марта, 7 апреля). 2.Формулировка темы урока. Работа над темой урока. -Сегодня мы ещё один урок будем говорить о перелётных птицах. И птицах вообще. Познакомимся ещё с несколькими коми названиями. Увидим, как коми люди относятся к птицам. А) Работа по классификации. Перевод с русского на коми язык. - Выполним следующее задание. А что с ним нужно сделать попробуйте догадаться сами. (Даётся детям карточка, на которой написаны названия птиц и зимующие и перелётные. Задача детей разделить их на 2 группы) КАРТОЧКА на русском языке: Снегирь, сорока, воробей, синица, трясогузка, гусь, дятел, соловей, кукушка, грач, голубь, клёст, галка ( чавкан), журавль, ласточка, скворец, лебедь, жаворонок (ябыр), чайка (каля) - Записывать будем в тетради в 2 столбика, но на коми языке, для этого надо припоминать написание этих слов с предыдущих уроков.(Подключаем зрительную память, записываем вместе с учителем) ( последние 3 слова не встречались на предыдущих уроках. Их перевод узнаём по словарю) - Что вы знаете об этих птицах? Где с ними встречались? В литературе? ( В стихотворении Ф.Тютчева « И жаворонки в небе уж подняли трезвон», лебедь в сказке А.Пушкина, Г.Х.Андерсена и т.д.). -Посмотрите как выглядят эти птицы.( или картинки или слайды) -О людях тоже иногда говорят, что он жаворонок. О тех, кто рано встаёт. Отсюда какой вывод можно сделать об этой птице? И, наоборот, кто ложиться поздно, говорят, что он сова, Почему? Б).Работа в тетрадях на печатной основе. С.56-57.№4, №6: №4. Гиж сетом кывъясон сёрникузяяс: Гора, сьывны, лэбачьяс, тулыс. Тувсов, кöк, кöкны, вöр. Вöсни, сырчик, кок, котравны, дорын, ю. (Тулыснас гора сьылöны лэбачьяс. И с.в.) №6.Придумать вопросительное предложение к данным в упражнении.(устно, а письменно выполнить дома): Тулыснас лунвылысь воисны лэбачьяс. (Кытысь воисны тулыснас лэбачьяс?) Медводз войвылö локтiсны сьöд ракаяс. (…. …?) Чыкыш вöчис позсö керка вевт улö. (… …?) В) Работа с народными приметами. - Продолжим работу с народными приметами. -У русских и коми людей приметы совпадают. Послушайте несколько примет, связанных с птицами: 1.Прилетела трясогузка – скоро вскроются реки. 2.Ласточка прилетела – скоро гром загремит. 3.Соловей запел – вода на убыль пошла. 4.Гуси летят высоко – воды будет много, низко летят – мало воды будет. -Следующая народная примета спряталась в стихотворении: ДЖЫДЖ. Кытшов бöрся тэрыб кытш Ыбъяс весьтöд вöчö джыдж. Лэбö улöд – улöд зэв, Сiдзкö, виччысь, лоас … (Зэр). 3.Закрепление пройденного. А) Работа с загадкой на закрепление изученного. Ичöт керка вöчис дедö, Ме тшöтш отсаси и бабöй. Лэптiм зiб вылö, сэн медым Овны кутас сьылысь я… Б) Назовём названия птиц, с которыми познакомились сегодня. (Юсь, ябыр, каля). 4.Итог урока. Рефлексия. (Можно сказать о 90 летии РК в августе 2011года ещё раз и символом даты является разноцветная птица, показать картинку). 5. Домашнее задание. - Выучить названия птиц; - Письменно выполнить №6. С 56 в рабочей тетради. - Подумать, где ещё люди используют символ птицы, и коми народ, в частности (на гербе). |