Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.03.2014
Размер98.81 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНСПЕКТОВ УРОКОВ КОМИ ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

Автор: Забоева Валентина Леонидовна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ» п.Аджером.

РК, Корткеросский район, ул. Школьная,д.1

Телефон 8(82136)93-1-36.

2011год.

Урок коми языка (как неродной) во 2 классе.

Тема « Лунвылысь воисны лэбачьяс»

(Первый урок).

Цели урока:1.Пополнить лексический запас детей по коми языку по данной теме «Перелётные птицы»;

2.Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний, предложений; 3.Развивать речь учащихся и русскую, и коми; 4.Учить правильному произношению и чтению слов со звуками дз, дж, ö, тш и др.;

5.Знакомить учащихся с окружающим миром; 6.Знакомить с культурой коми народа, устным народным творчеством русского и коми народов; 7.Уметь переносить и использовать знания из одного школьного предмета в другой (межпредметные связи); 8.Закреплять лексическую тему: единственное и множественное число имён существительных (-яс).

Оборудование:1) Рабочие тетради по Окружающему миру. «Мой научный дневник»; 2) Картинки перелётных птиц; 3)Мультимедийный проектор, экран; 4) Слайды и видео «Перелётные птицы»; 5)Карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Формулировка темы урока.

(Тема на доске закрыта или она на слайде, пока закрытом)

1.В начале урока включить звук – пение соловья.

- Какие будут предположения по теме урока?

(После формулировки темы, открываем запись на экране)

- О чём можно говорить на данном уроке?

(После проговаривания и конкретизации видов работ открываем заранее написанное на доске: -читать о птицах;

-рассказывать;

-узнавать по внешнему виду;

-узнавать по голосу;

-какие бывают по размеру;

-по месту обитания;

-по способу питания;

-о зимующих;

-о перелётных;)

Девиз нашего урока: Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица

И доверяли повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.
2.Работа над новой темой.

1)Работа с Дневником наблюдений по предмету Окружающий мир.

-Каких птиц называем зимующими? Перелётными?

-Почему они улетают в тёплые страны? Почему возвращаются?

-Назовите перелётных птиц?

-Назовите перелётных птиц нашего края?

-Какие уже прилетели и когда? Где об этом можно узнать прямо сейчас на уроке?

-Правильно, мы ведём с вами «Научный дневник» по Окружающему миру, в который записываем свои наблюдения за сезонными изменениями в природе.

(Смотрим с.12 задание №7: скворец – 22 апреля 2011г;

Ласточка - ?

8: прилетели с 20 апреля скворцы, гуси, чайки).

Далее на доске появляются картинки перелётных птиц с русскими и коми названиями – читаем и проговариваем. Это же задание можно показать в виде слайдов.
-Цель нашего урока познакомиться с перелётными птицами, с названиями на коми языке, научиться читать и произносить правильно эти названия, работать с текстом, отвечать на вопросы и т.д.
2)Узнайте птицу по голосу.

( Включается голос, после узнавания или неузнавания показ слайда, на доске коми название, его проговариваем):

а) ласточка – чикыш, джыдж (береговая);

б) скворец – ябыр;

в) кукушка – кöк;

г) гусь – дзодзöг;

д) утка – утка;
3) У каждой птицы свой месяц.

-А теперь работу построим так, чтобы проследить за всеми весенними месяцами. Какая птица в каком месяце у нас появляется.

- Назовите три весенних месяца.

-Назовите их коми названия: Март – рака;

Апрель – кос му;

Май – ода кора; (доска или слайд)

А) Март - РАКА.

-Раньше март в народе называли ГРАЧЕВНИК, т.к. именно в этом месяце прилетали грачи, им даже люди в марте месяце выделили день – 17 марта. В народе говорили (народные приметы):

Март – грачевник грачей пригнал.

Увидел грача – весну встречай.

Грач зиму расклевал. ( карточка или слайд)

ГРАЧ – СЬОД РАКА ( показ видео 1-2 минуты).
Б) Апрель – КОС МУ.

1)- В апреле мы отмечаем День птиц. Сложилось традиционно с давних пор, когда были такие люди – птицеловы. Желающие помочь птицам вновь обрести свободу, могли купить птицу и выпустить её на волю. День так и назывался «Отпущенье птиц на волю».

07.04. отмечается религиозный праздник Благовещенье.

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Благая весть.

- Послушайте веснянку, которую проговаривали, отпуская птиц, и этим зазывая весну:

Синички – сестрички, тётки – чечётки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята – молодцы, воры воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

-Вот вам первое д.з.: узнать об этом празднике дома у родителей и в классе рассказать.

-А теперь народные приметы апреля, которые сложились в пословицы:

Апрельский скворец – весны гонец.

Синка (трясогузка) на лёд садится, лёд ножками топчет и растопчет.

СКВОРЕЦ – ЯБЫР ( ещё раз напомнить о Дневнике наблюдений)

ТРЯСОГУЗКА – СЫРЧИК.
2) Работа над пословицей:

«Сырчиклöн кокыс вöсни, да ий чегъялö».

- Прочитаем, попробуем перевести и объяснить.

3)Работа над стихотворением (Стихотворение с картинкой о трясогузке на слайде)

-Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте понять о чём оно.

(чтение 2 раза, во второй раз по предложением с переводом общими усилиями, простым карандашом надписать русский перевод над некоторыми словами, которые ещё не встречались: вöсни, öдйö, йи, чегьявны, пытшкад, би, кывтыс)

Сырчик.

Сырчик – сырчик,

Вöсни кок.

Миянланьö

Öдйö лок!

Божыд тэнад

Кузьысь – кузь!

Йисö чегъявны

Тэ сюсь.

Морöс пытшкад

Ыджыд би…

Сырчик локтiс!-

Кывтiс йи.

-Кытысь тулыснас локтö сырчик?

-Кутшöм сырчиклон кокыс?

-Кутшöм сырчиклöн бöжыс?

В) Май – ОДА КОРА.

- В народе говорили:

«Соловей защёлкал, значит, берёза лист пустила».

СОЛОВЕЙ – КОЛИПКАЙ. (здесь можно прослушать ещё раз пение соловья, если позволяет время урока.
3.Закрепление новой темы. Закрепление лексической темы: написание существительных во множественном числе.

1) На карточках соединить русские названия с коми:

Соловей сьöд рака

Гусь колипкай

Грач тури

Скворец дзодзöг

Журавль утка

Утка ябыр

Кукушка сырчик

Трясогузка чикыш, джыдж

Ласточка кöк

2) Напишите слово – название птицы во множественном числе, какое правило применяем:

сьöд рака -…

колипкай -…

тури - …

джоджöг - …

утка - …

ябыр - …

сырчик -…

чикыш, джыдж -…
4.Итог урока. Рефлексия. Д.З.

Д.з. а. узнать о празднике Благовещения, выучить названия птиц, припомнить любую из народных примет с урока или узнать новую.

Урок коми языка (как неродной) во 2 классе.

Тема « Лунвылысь воисны лэбачьяс»

(Второй урок).
Цели урока:1.Закрепить и пополнить лексический запас детей по коми языку по данной теме «Перелётные птицы»;

2.Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний, предложений; 3.Развивать речь учащихся и русскую, и коми; 4.Учить правильному произношению и чтению слов со звуками дз, дж, ö, тш и др.;5.Обучать умению быстро работать со словарём;

6.Знакомить учащихся с окружающим миром; 7.Знакомить с культурой коми народа, устным народным творчеством русского и коми народов; 8.Уметь переносить и использовать знания из одного школьного предмета в другой (межпредметные связи); 9.Умение строить предложения из данных слов, составлять вопросительное предложение к данному повествовательному предложению.

Оборудование:1) Рабочие тетради по предмету «Велодчам лыддьысны да гижны комион» автора З.А.Лодыгиной; 2) Картинки перелётных птиц; 3)Мультимедийный проектор, экран; 4) Слайды и видео «Перелётные птицы»; 5)Карточки для самостоятельной работы.6) Словари коми и толковый словарь С.Ожегова.7) Записи на доске;

Ход урока.

1.Проверка д.з.

1) Проверим как вы выучили названия коми птиц. Я буду включать только голос птицы, а вы назовёте её по коми. ( Учитель включает голоса птиц, а дети отгадывают)

2) Проверим по-другому: я опишу птицу с помощью загадки, а вы отгадайте.

А. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Б. На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

В. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)

Г. Спереди шильце, сзади вильце,

Сам мал, а за морем бывал. (ласточка)

Д. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться?

(грач)

Е.Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает? (кукушка)

Ё. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей)
3)Дома вам надо было узнать, что такое Благовещение.

(после ответов детей, можно зачитать из толкового словаря С.Ожегова с.49: Благовещение ( ударение на ве). В христианстве один из 12 основных праздников в память принесённой деве Марии благой вести о её непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа (25 марта, 7 апреля).
2.Формулировка темы урока. Работа над темой урока.

-Сегодня мы ещё один урок будем говорить о перелётных птицах. И птицах вообще. Познакомимся ещё с несколькими коми названиями. Увидим, как коми люди относятся к птицам.

А) Работа по классификации. Перевод с русского на коми язык.

- Выполним следующее задание. А что с ним нужно сделать попробуйте догадаться сами.

(Даётся детям карточка, на которой написаны названия птиц и зимующие и перелётные. Задача детей разделить их на 2 группы)
КАРТОЧКА на русском языке: Снегирь, сорока, воробей, синица, трясогузка, гусь, дятел, соловей, кукушка, грач, голубь, клёст, галка ( чавкан), журавль, ласточка, скворец, лебедь, жаворонок (ябыр), чайка (каля)

- Записывать будем в тетради в 2 столбика, но на коми языке, для этого надо припоминать написание этих слов с предыдущих уроков.(Подключаем зрительную память, записываем вместе с учителем)

( последние 3 слова не встречались на предыдущих уроках. Их перевод узнаём по словарю)

- Что вы знаете об этих птицах? Где с ними встречались? В литературе?

( В стихотворении Ф.Тютчева « И жаворонки в небе уж подняли трезвон», лебедь в сказке А.Пушкина, Г.Х.Андерсена и т.д.).
-Посмотрите как выглядят эти птицы.( или картинки или слайды)
-О людях тоже иногда говорят, что он жаворонок. О тех, кто рано встаёт. Отсюда какой вывод можно сделать об этой птице? И, наоборот, кто ложиться поздно, говорят, что он сова, Почему?
Б).Работа в тетрадях на печатной основе. С.56-57.№4, №6:

№4. Гиж сетом кывъясон сёрникузяяс:

Гора, сьывны, лэбачьяс, тулыс.

Тувсов, кöк, кöкны, вöр.

Вöсни, сырчик, кок, котравны, дорын, ю.

(Тулыснас гора сьылöны лэбачьяс. И с.в.)
№6.Придумать вопросительное предложение к данным в упражнении.(устно, а письменно выполнить дома):

Тулыснас лунвылысь воисны лэбачьяс. (Кытысь воисны тулыснас лэбачьяс?)

Медводз войвылö локтiсны сьöд ракаяс. (…. …?)

Чыкыш вöчис позсö керка вевт улö. (… …?)
В) Работа с народными приметами.

- Продолжим работу с народными приметами.

-У русских и коми людей приметы совпадают. Послушайте несколько примет, связанных с птицами:

1.Прилетела трясогузка – скоро вскроются реки.

2.Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

3.Соловей запел – вода на убыль пошла.

4.Гуси летят высоко – воды будет много, низко летят – мало воды будет.
-Следующая народная примета спряталась в стихотворении:
ДЖЫДЖ.

Кытшов бöрся тэрыб кытш

Ыбъяс весьтöд вöчö джыдж.

Лэбö улöд – улöд зэв,

Сiдзкö, виччысь, лоас … (Зэр).

3.Закрепление пройденного.

А) Работа с загадкой на закрепление изученного.

Ичöт керка вöчис дедö,

Ме тшöтш отсаси и бабöй.

Лэптiм зiб вылö, сэн медым

Овны кутас сьылысь я…

Б) Назовём названия птиц, с которыми познакомились сегодня.

(Юсь, ябыр, каля).

4.Итог урока. Рефлексия.

(Можно сказать о 90 летии РК в августе 2011года ещё раз и символом даты является разноцветная птица, показать картинку).
5. Домашнее задание.

- Выучить названия птиц;

- Письменно выполнить №6. С 56 в рабочей тетради.

- Подумать, где ещё люди используют символ птицы, и коми народ, в частности (на гербе).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск