Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 126.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер126.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

МОУ Юрьевская основная общеобразовательная школа



Учитель ИЗО и русского фольклора

Муравьева Л. В.
ТИП УРОКА – ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

ВИД УРОКА – ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

c:\documents and settings\борис\рабочий стол\новый рисунок (1).png

c:\documents and settings\борис\рабочий стол\новый рисунок (3).png

с. Юрьево

2009 г.

ЦЕЛЬ:

Ознакомить учащихся со способами раскрашивания и символами пасхального яйца, создавать цветочные росписи.

ЗАДАЧИ:

- образовательная

- знакомить учащихся с традициями и символами православных праздников;

- воспитательная

- развитие коммуникативных способностей учащихся, приобщение к русскому народному искусству;

- развивающая

- развивать творческие особенности, формирование творческого вкуса и дизайнерского решения;


  • работа в паре;

  • групповая работа;

  • индивидуальная работа;



  • создание ситуации успеха; работа в паре; беседа, художественные слова, игра, иллюстративный метод, практический метод.



  • Иллюстрации с пасхальными яйцами, фотографии с участием детей в фольклорном празднике Пасхи прошлых лет, карточки с изображением звучащего колокольчика по 3 каждому ученику, раскрашенные картонные яйца с пасхальной символикой и полка из бумаги для их размещения, бумага белая, ножницы, карандаши простые, иллюстрации декоративных цветочных росписей в русском стиле, детали подставки для пасхальных яиц, карточки с текстами пасхальных закличек, цветы из бумаги синего, желтого и красного цвета по 3 на каждого.



  • программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» /редактор Кузина/. 2001г.

  • программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» /редактор Комарова/. 2001г.

  • Журнал «Народное творчество» №2, 1994г.

  • Сборник календарных песен, закличек, приговоров Костромской области /редактор Кирюшина/




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Урок начинает учитель русского фольклора

I. Орг.момент

Эпиграф:

«Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев».

– Проверка готовности к уроку, закрепление осанки.

Слушают учителя.

Проверяют готовность к уроку, следят за осанкой

1 мин.

Рефлексия

В Пасху во всех церквях звенят колокола – благовест, возвещающий о празднике. Сейчас вы карточкой, на которой изображен звучащий колокол, оповестите учителя о своем настроении:

колокол не звучит – «плохое настроение»

колокол звучит тихо – «нормальное настроение»

колокол звучит громко – «хорошее настроение.

Учащиеся показывают карточки.

2 мин.

II. Повторение изученного материала

– Какие традиции и обычаи народных и православных праздников вы знаете?

В Новый год – украшать елку, водить хороводы, встречать Деда Мороза и Снегурочку, загадывать желания, святочные гадания, рождественские колядки. Проводы Масленицы – сжигание чучела, выпечка блинов.

3 мин.

Подготовка к основному этапу

Праздник – это народное творчество, красочные маски, праздничные костюмы, озорные игры, величественные хороводы. Все обрядовые действия народного праздника имели символические значения и передавались как живая традиция от поколения к поколениям. Многие традиции народных праздников живы и сегодня. Пасха – основной христианский праздник, издавна отмечался в России и как общенародный. Готовились к нему заранее: пекли куличи, делали сырную пасху, красили яйца. Праздновали Пасху весной после семи недельного поста, т.е. 49 дней от Масленицы.

(показываю детям фотографии, как школьники в прошлом году праздновали Пасху)


Дети рассматривают фотографии и вспоминают праздник.

5 мин.

Определение темы урока

А сейчас попробуйте сами определить задачи нашего урока и тему урока.

Сегодня я познакомлю вас со способами окрашивания пасхальных яиц и расскажу об их магической силе и символах приписываемых народом.

Учащиеся определяют задачи и тему.

3 мин.


III. Изучение нового материала

– Вспомните, каким способом окрашивали яйца у вас дома?

(показ иллюстраций с крашенными писанками)

Рассказ учителя

Пасхальные яйца в прошлые времена окрашивали натуральными красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи – в коричневый цвет, настой коры и почек тополя – в желтый и называли их крашенками. Окрашенные яйца или просто белые раскрашивали узором и наносили рисунки-символы. Такие яйца назывались писанками.

(показываю образцы раскрашенных яиц)

Красим яйца в Великий четверг, в страстную субботу несли их в церковь и освещали, а утром после богослужения люди несли яйца на кладбище на могилы, чтобы поздравить с праздником всех умерших родственников, обменивались пасхальным яйцом друг с другом со словами «Христос воскрес!»

Рисунок на яйца наносили или кисточкой простыми красками, или по сырому яйцу металлической трубочкой расплавленным воском наносили рисунок, затем варили в красителе, а воск затем обтирали тряпочкой.

При расписывании сначала писали пасхальный крест, затем рисунок.

1. Звезда – знак человеколюбия.

2. Ветка сосны – символ здоровья и долголетия.

3. Рыба – так как святые апостолы были рыбаками.

4. Мельница – к урожаю.

5. Цветущая фасоль – чтобы женихи вились около дочери.

6. Алая роза – знамение любви.

7. Петушиный гребешок – громоотвод, защита от всяких несчастий.

8. Дубовый лист – для сына – гармония красоты и силы.

9. Лютики – чтобы жизнь их легкой была.

10. Сорочьи лапки – сорок мучеников.

11. Солнце – символ возрождения и надежды.

12. Грабли, мельница, колоски – к новоселью.

13. Птицы – бездетной семье.

Не имеют магической силы и не являются писанками яйца-имитации. Эти яйца сувениры, украшения, выставленный материал.

Красить яйца нужно поочередно, как и всякий декоративный узор: сначала светлыми, затем темными красками.

Красный цвет – цвет радости, жизни, любви; желтый – посвящен солнцу, луне, звездам. Зеленый символизирует весну. Сочетание красного и белого – почтение к духам, благодарность за защиту от темных сил. Черный цвет – цвет печали, их не дарят детям. Отнесите черное яйцо на кладбище. Рядом с черным положите на могилу красное – поздравьте умершего с праздником. Сочетание белого и черного – скорбь. Коричневый цвет всех оттенков – символизирует плодородие.

Ответы учащихся.

Учащиеся записывают значение слов «писанка» и «крашенка»

Учащиеся записывают в тетрадь значение символов.

10 мин.

Физкульт-

минутка

1. Журавель – журавель

У тебя шея колом,

2. А у тебя спина колесом, а не крюком. (Костромская губерния)

1.Дети вытягивают шею – руки в стороны.

2.Дети прогибают спину назад – руки на пояс.

(повтор 2 раза)

3мин.

Продолжение изучения материала

Пасхальные яйца имели магическую силу. С Пасхальным яйцом обходили загоревшиеся строения, чтобы унять огонь. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину. При сгоне скота потирали яйцом спину животного чтобы «ко двору ходила».

Клали яйца в посевное зерно – к хорошим всходам. Девицы умывались утром в Пасху яйцом, чтобы были красивыми. Закапывали яйца в льне, чтобы головки у льна были с яйцо.

учащиеся слушают беседу учителя.

5 мин.

IV. Закрепление

Игра. (объясняю ход игры)

Раньше в пасхальные дни по деревням ходили люди – волочебники, заходили в избы, поздравляли с Пасхой, говорили «Христос воскрес» и выпрашивали угощения. Хозяева благодарили их за поздравления и дарили яйца.

Сейчас с вами поиграем в игру «Волочебник». Две пары играющих подходят к столу и раскладывают вот эти раскрашенные картонные яйца с пасхальными символами на бумажные полочки, каждая пара на свою полку, где отмечены, кому и зачем подарить яйцо – это будут хозяева. А остальные волочебники должны говорить (читать с карточки пасхальные заклички) Затем вы должны определить какая пара правильно разложила яйца, а значит выиграла. Предлагаю определить желающих быть «волочебнико».

Тексты приговорки.

Ты вставай-ка, молодец,

Ты вставай-ка, во вьюнец,

Тебе песню поем,

Тебе честь воздаем.

Выходи-ка на крыльцо,

Выноси красно яйцо.

Награди нас подарочком,

Белым сладким пряничком,

Как будешь нас дарить –

Мы станем тебя хвалить,

А не будешь нас дарить

Мы станем тебя бранить.

(Костромская губерния)

Хозяюшка, наша матушка!

Дари гостей, не томи гостей.

Одному гостю – сорок яиц,

Другому гостю – сорок яиц.

Учащиеся слушают.

выбирают «волочебников»

учащиеся определяют какая пара правильно расположила яйца.

10 мин.

Рефлексия

Сейчас вы карточкой, на которой изображен звучащий колокол, оповестите учителя о своем настроении:

колокол не звучит – «плохое настроение»

колокол звучит тихо – «нормальное настроение»

колокол звучит громко – «хорошее настроение.

Учащиеся показывают карточки.

1мин.

Домашнее задание

В нашем районе открывается выставка пасхальных яиц и вам предлагают в ней поучаствовать. Для этого вы дома раскрасьте яйца любым способом и придумайте рисунок. Это будет выставочные яйца, и раскашивать можно и деревянные и глиняные, восковые и другие.

слушают и записывают задание в дневник.

2 мин.

Урок продолжает учитель ИЗО

I. Орг.момент

Приветствие:

«Из страны, страны далекой

Ласточки летят

Весело щебечут

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь,

К нам весна идет.

А весной и Пасха

Радости принесет!»

(И. Тилющенко)

Слушают учителя.


1 мин.

II. Рефлексия

У вас на парте цветы разного цвета: синий, желтый и красный. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению в начале урока и подпишите.

Учащиеся подписывают цветы соответствующих настроению.

2 мин.

III. Подготовка к практической работе

Весной люди празднуют праздник Пасхи. Одна из пасхальных традиций в народе – славить весну, закликать солнце. Для этого народ придумал пословицы, поговорки, заклички. Вспомните одну из знакомых закличек?

(подсказываю)

Весна, весна, что ты нам принесла?

Слово Пасха неразрывно связано с представлениями о весне. Даже на писанках люди рисовали символы весны и солнца. Раскрашенные яйца клали на расписанные подносы, вазы, вышитые полотенца, салфетки, на нежную зелень специально пророщенное зерно и подставки.

Вы тоже дома будете расписывать пасхальные яйца.

– А теперь подумайте и скажите, куда мы сможем поместить ваши писанки?

учащиеся отвечают

- Красным девицам по шелковому платку

- Малым детишкам по красному цветку.

- старикам, мужикам грибов, ягод по борам.

Называют варианты размещения пасхальных яиц.

5 мин.


IV. Практическая работа

Для ваших писанок я изготовила картонную подставку, а чтобы она выглядела празднично и красиво вы должны ее раскрасить, чем мы и займемся на уроке

(показываю подставку)

Вы должны создать эскиз декоративного узора и нанести его на детали подставки. (разбирают подставку на 4 детали, а так же изготовленные трафареты)

В узоре необходимо отразить и весну и древние образы, и плодородие земли.

– Какие элементы рисунка можно включить в роспись?

Посмотрите рисунки художников иллюстрировав книгу по народному творчеству, вспомните элементы городецкой, хохломской и других росписей. Это поможет определить вам свой стиль рисунка.

– Какой рисунок разместить на большой части подставки, внизу? На средней части подставки? На верхней части подставки и полочках?

(распределение детали подставки для работ в парах)

рассматривают подставку для яиц.

Называют элементы рисунка: птицы, символы солнца, цветы, листья, траву, ветки, растения.

рассматривают иллюстрации

На большой части подставки, внизу птиц типа сороки, кукушки, утки, тетерев. В декоративной форме птиц меньших размеров: соловей, дрозд, дятел. Цветочные гирлянды.

5 мин.

Продолжение практической работы

Слежу за работой учащихся. Делаю целевой обход:

1) оказываю помощь,

2) веду контроль за качеством выполнения,

3) осуществляю контроль за выполнением объема работы.

Дети делают эскиз на бумаге, изготовляют трафареты и переносят на детали подставки

13 мин.

Физульт-пауза




Стоя. 1) руки в вытянутом положении; массажируем пальцы рук снизу вверх (одеваем перчатки) 2) поднимают руки сжатые в кулаки и резко разжимают (2 раза)

3 мин.

Продолжение практической работы




Продолжение практической работы

10 мин.

V. Подведение итога практической работы

Собирают поставку в одно целое и показываю классу.

Заключительное слово: Мы составили узор нашей подставки, сделали его с помощью трафарета и эскиза, вы сумели показать в узоре свою фантазию, мастерство, умение создавать композицию, научились соединять свои работы в единое целое.

– Что можно еще добавить к вашему узору?


- птиц дополнить узором из листьев, полочки – кромки отметить линией и другие.

3 мин.

VI. Итог урока

– Что нового узнали вы на уроке?

Как красить пасхальные яйца, символы пасхальных яиц, составлять узор на подставке для яиц.

3 мин.

VII. Рефлексия

Подпишите цветки, которыми вы пользовались в начале урока, и отметьте свое настроение.

Дети отмечают цветками свое настроение.

1 мин.

Сообщение темы следующего урока.

На следующем уроке вы будете цветными красками расписывать узор, дополните его легкими элементами, делать прорисовку, наносить блики. Для этого потребуется гуашь и мягкие кисточки, а также палитра.




2 мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск