МОУ Юрьевская основная общеобразовательная школа
Учитель ИЗО и русского фольклора
Муравьева Л. В. ТИП УРОКА – ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
ВИД УРОКА – ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
с. Юрьево
2009 г.
ЦЕЛЬ:
Ознакомить учащихся со способами раскрашивания и символами пасхального яйца, создавать цветочные росписи.
ЗАДАЧИ:
- образовательная
- знакомить учащихся с традициями и символами православных праздников;
- воспитательная
- развитие коммуникативных способностей учащихся, приобщение к русскому народному искусству;
- развивающая
- развивать творческие особенности, формирование творческого вкуса и дизайнерского решения;
работа в паре;
групповая работа;
индивидуальная работа;
создание ситуации успеха; работа в паре; беседа, художественные слова, игра, иллюстративный метод, практический метод.
Иллюстрации с пасхальными яйцами, фотографии с участием детей в фольклорном празднике Пасхи прошлых лет, карточки с изображением звучащего колокольчика по 3 каждому ученику, раскрашенные картонные яйца с пасхальной символикой и полка из бумаги для их размещения, бумага белая, ножницы, карандаши простые, иллюстрации декоративных цветочных росписей в русском стиле, детали подставки для пасхальных яиц, карточки с текстами пасхальных закличек, цветы из бумаги синего, желтого и красного цвета по 3 на каждого.
программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» /редактор Кузина/. 2001г.
программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» /редактор Комарова/. 2001г.
Журнал «Народное творчество» №2, 1994г.
Сборник календарных песен, закличек, приговоров Костромской области /редактор Кирюшина/
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Урок начинает учитель русского фольклора
| I. Орг.момент
| Эпиграф:
«Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев».
– Проверка готовности к уроку, закрепление осанки.
| Слушают учителя.
Проверяют готовность к уроку, следят за осанкой
| 1 мин.
| Рефлексия
| В Пасху во всех церквях звенят колокола – благовест, возвещающий о празднике. Сейчас вы карточкой, на которой изображен звучащий колокол, оповестите учителя о своем настроении:
колокол не звучит – «плохое настроение»
колокол звучит тихо – «нормальное настроение»
колокол звучит громко – «хорошее настроение.
| Учащиеся показывают карточки.
| 2 мин.
| II. Повторение изученного материала
| – Какие традиции и обычаи народных и православных праздников вы знаете?
| В Новый год – украшать елку, водить хороводы, встречать Деда Мороза и Снегурочку, загадывать желания, святочные гадания, рождественские колядки. Проводы Масленицы – сжигание чучела, выпечка блинов.
| 3 мин.
| Подготовка к основному этапу
| Праздник – это народное творчество, красочные маски, праздничные костюмы, озорные игры, величественные хороводы. Все обрядовые действия народного праздника имели символические значения и передавались как живая традиция от поколения к поколениям. Многие традиции народных праздников живы и сегодня. Пасха – основной христианский праздник, издавна отмечался в России и как общенародный. Готовились к нему заранее: пекли куличи, делали сырную пасху, красили яйца. Праздновали Пасху весной после семи недельного поста, т.е. 49 дней от Масленицы.
(показываю детям фотографии, как школьники в прошлом году праздновали Пасху)
|
Дети рассматривают фотографии и вспоминают праздник.
| 5 мин.
| Определение темы урока
| А сейчас попробуйте сами определить задачи нашего урока и тему урока.
Сегодня я познакомлю вас со способами окрашивания пасхальных яиц и расскажу об их магической силе и символах приписываемых народом.
| Учащиеся определяют задачи и тему.
| 3 мин.
| III. Изучение нового материала
| – Вспомните, каким способом окрашивали яйца у вас дома?
(показ иллюстраций с крашенными писанками)
Рассказ учителя
Пасхальные яйца в прошлые времена окрашивали натуральными красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи – в коричневый цвет, настой коры и почек тополя – в желтый и называли их крашенками. Окрашенные яйца или просто белые раскрашивали узором и наносили рисунки-символы. Такие яйца назывались писанками.
(показываю образцы раскрашенных яиц)
Красим яйца в Великий четверг, в страстную субботу несли их в церковь и освещали, а утром после богослужения люди несли яйца на кладбище на могилы, чтобы поздравить с праздником всех умерших родственников, обменивались пасхальным яйцом друг с другом со словами «Христос воскрес!»
Рисунок на яйца наносили или кисточкой простыми красками, или по сырому яйцу металлической трубочкой расплавленным воском наносили рисунок, затем варили в красителе, а воск затем обтирали тряпочкой.
При расписывании сначала писали пасхальный крест, затем рисунок.
1. Звезда – знак человеколюбия.
2. Ветка сосны – символ здоровья и долголетия.
3. Рыба – так как святые апостолы были рыбаками.
4. Мельница – к урожаю.
5. Цветущая фасоль – чтобы женихи вились около дочери.
6. Алая роза – знамение любви.
7. Петушиный гребешок – громоотвод, защита от всяких несчастий.
8. Дубовый лист – для сына – гармония красоты и силы.
9. Лютики – чтобы жизнь их легкой была.
10. Сорочьи лапки – сорок мучеников.
11. Солнце – символ возрождения и надежды.
12. Грабли, мельница, колоски – к новоселью.
13. Птицы – бездетной семье.
Не имеют магической силы и не являются писанками яйца-имитации. Эти яйца сувениры, украшения, выставленный материал.
Красить яйца нужно поочередно, как и всякий декоративный узор: сначала светлыми, затем темными красками.
Красный цвет – цвет радости, жизни, любви; желтый – посвящен солнцу, луне, звездам. Зеленый символизирует весну. Сочетание красного и белого – почтение к духам, благодарность за защиту от темных сил. Черный цвет – цвет печали, их не дарят детям. Отнесите черное яйцо на кладбище. Рядом с черным положите на могилу красное – поздравьте умершего с праздником. Сочетание белого и черного – скорбь. Коричневый цвет всех оттенков – символизирует плодородие.
| Ответы учащихся.
Учащиеся записывают значение слов «писанка» и «крашенка»
Учащиеся записывают в тетрадь значение символов.
| 10 мин.
| Физкульт-
минутка
| 1. Журавель – журавель
У тебя шея колом,
2. А у тебя спина колесом, а не крюком. (Костромская губерния)
| 1.Дети вытягивают шею – руки в стороны.
2.Дети прогибают спину назад – руки на пояс.
(повтор 2 раза)
| 3мин.
| Продолжение изучения материала
| Пасхальные яйца имели магическую силу. С Пасхальным яйцом обходили загоревшиеся строения, чтобы унять огонь. С пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину. При сгоне скота потирали яйцом спину животного чтобы «ко двору ходила».
Клали яйца в посевное зерно – к хорошим всходам. Девицы умывались утром в Пасху яйцом, чтобы были красивыми. Закапывали яйца в льне, чтобы головки у льна были с яйцо.
| учащиеся слушают беседу учителя.
| 5 мин.
| IV. Закрепление
| Игра. (объясняю ход игры)
Раньше в пасхальные дни по деревням ходили люди – волочебники, заходили в избы, поздравляли с Пасхой, говорили «Христос воскрес» и выпрашивали угощения. Хозяева благодарили их за поздравления и дарили яйца.
Сейчас с вами поиграем в игру «Волочебник». Две пары играющих подходят к столу и раскладывают вот эти раскрашенные картонные яйца с пасхальными символами на бумажные полочки, каждая пара на свою полку, где отмечены, кому и зачем подарить яйцо – это будут хозяева. А остальные волочебники должны говорить (читать с карточки пасхальные заклички) Затем вы должны определить какая пара правильно разложила яйца, а значит выиграла. Предлагаю определить желающих быть «волочебнико».
Тексты приговорки.
Ты вставай-ка, молодец,
Ты вставай-ка, во вьюнец,
Тебе песню поем,
Тебе честь воздаем.
Выходи-ка на крыльцо,
Выноси красно яйцо.
Награди нас подарочком,
Белым сладким пряничком,
Как будешь нас дарить –
Мы станем тебя хвалить,
А не будешь нас дарить
Мы станем тебя бранить.
(Костромская губерния)
Хозяюшка, наша матушка!
Дари гостей, не томи гостей.
Одному гостю – сорок яиц,
Другому гостю – сорок яиц.
| Учащиеся слушают.
выбирают «волочебников»
учащиеся определяют какая пара правильно расположила яйца.
| 10 мин.
| Рефлексия
| Сейчас вы карточкой, на которой изображен звучащий колокол, оповестите учителя о своем настроении:
колокол не звучит – «плохое настроение»
колокол звучит тихо – «нормальное настроение»
колокол звучит громко – «хорошее настроение.
| Учащиеся показывают карточки.
| 1мин.
| Домашнее задание
| В нашем районе открывается выставка пасхальных яиц и вам предлагают в ней поучаствовать. Для этого вы дома раскрасьте яйца любым способом и придумайте рисунок. Это будет выставочные яйца, и раскашивать можно и деревянные и глиняные, восковые и другие.
| слушают и записывают задание в дневник.
| 2 мин.
| Урок продолжает учитель ИЗО
| I. Орг.момент
| Приветствие:
«Из страны, страны далекой
Ласточки летят
Весело щебечут
Людям говорят:
«Люди, пробудитесь,
К нам весна идет.
А весной и Пасха
Радости принесет!»
(И. Тилющенко)
| Слушают учителя.
| 1 мин.
| II. Рефлексия
| У вас на парте цветы разного цвета: синий, желтый и красный. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению в начале урока и подпишите.
| Учащиеся подписывают цветы соответствующих настроению.
| 2 мин.
| III. Подготовка к практической работе
| Весной люди празднуют праздник Пасхи. Одна из пасхальных традиций в народе – славить весну, закликать солнце. Для этого народ придумал пословицы, поговорки, заклички. Вспомните одну из знакомых закличек?
(подсказываю)
Весна, весна, что ты нам принесла?
Слово Пасха неразрывно связано с представлениями о весне. Даже на писанках люди рисовали символы весны и солнца. Раскрашенные яйца клали на расписанные подносы, вазы, вышитые полотенца, салфетки, на нежную зелень специально пророщенное зерно и подставки.
Вы тоже дома будете расписывать пасхальные яйца.
– А теперь подумайте и скажите, куда мы сможем поместить ваши писанки?
| учащиеся отвечают
- Красным девицам по шелковому платку
- Малым детишкам по красному цветку.
- старикам, мужикам грибов, ягод по борам.
Называют варианты размещения пасхальных яиц.
| 5 мин.
| IV. Практическая работа
| Для ваших писанок я изготовила картонную подставку, а чтобы она выглядела празднично и красиво вы должны ее раскрасить, чем мы и займемся на уроке
(показываю подставку)
Вы должны создать эскиз декоративного узора и нанести его на детали подставки. (разбирают подставку на 4 детали, а так же изготовленные трафареты)
В узоре необходимо отразить и весну и древние образы, и плодородие земли.
– Какие элементы рисунка можно включить в роспись?
Посмотрите рисунки художников иллюстрировав книгу по народному творчеству, вспомните элементы городецкой, хохломской и других росписей. Это поможет определить вам свой стиль рисунка.
– Какой рисунок разместить на большой части подставки, внизу? На средней части подставки? На верхней части подставки и полочках?
(распределение детали подставки для работ в парах)
| рассматривают подставку для яиц.
Называют элементы рисунка: птицы, символы солнца, цветы, листья, траву, ветки, растения.
рассматривают иллюстрации
На большой части подставки, внизу птиц типа сороки, кукушки, утки, тетерев. В декоративной форме птиц меньших размеров: соловей, дрозд, дятел. Цветочные гирлянды.
| 5 мин.
| Продолжение практической работы
| Слежу за работой учащихся. Делаю целевой обход:
1) оказываю помощь,
2) веду контроль за качеством выполнения,
3) осуществляю контроль за выполнением объема работы.
| Дети делают эскиз на бумаге, изготовляют трафареты и переносят на детали подставки
| 13 мин.
| Физульт-пауза
|
| Стоя. 1) руки в вытянутом положении; массажируем пальцы рук снизу вверх (одеваем перчатки) 2) поднимают руки сжатые в кулаки и резко разжимают (2 раза)
| 3 мин.
| Продолжение практической работы
|
| Продолжение практической работы
| 10 мин.
| V. Подведение итога практической работы
| Собирают поставку в одно целое и показываю классу.
Заключительное слово: Мы составили узор нашей подставки, сделали его с помощью трафарета и эскиза, вы сумели показать в узоре свою фантазию, мастерство, умение создавать композицию, научились соединять свои работы в единое целое.
– Что можно еще добавить к вашему узору?
|
- птиц дополнить узором из листьев, полочки – кромки отметить линией и другие.
| 3 мин.
| VI. Итог урока
| – Что нового узнали вы на уроке?
| Как красить пасхальные яйца, символы пасхальных яиц, составлять узор на подставке для яиц.
| 3 мин.
| VII. Рефлексия
| Подпишите цветки, которыми вы пользовались в начале урока, и отметьте свое настроение.
| Дети отмечают цветками свое настроение.
| 1 мин.
| Сообщение темы следующего урока.
| На следующем уроке вы будете цветными красками расписывать узор, дополните его легкими элементами, делать прорисовку, наносить блики. Для этого потребуется гуашь и мягкие кисточки, а также палитра.
|
| 2 мин.
| |