Скачать 80.12 Kb.
|
Министерство образования и науки КЧР кафедра русского языка и литературы РИПКРО (Урок русского языка в 8 классе) Учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ № 2 ст Кардоникской» Шкрабоцкая Людмила Алексеевна 2007г. Урок – праздник Тема: Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» - повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»; - воспитывать интерес к фольклору, к традициям русского народа; - развивать творческое мышление и способности ребят; - познакомить учащихся с обычаями праздника Масленица, с народными поверьями и приметами в дни масленицы. 1. Плакаты: «Прощай, Зима!», «Здравствуй, Весна!», «Привет, Масленица!» 2. Таблицы: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них». 3. Чучело Масленицы. 4. Пословицы: «масленица без блинов, что именины без пирогов», «Масленица-объедуха, деньгам приберуха». 5. Жетоны. 6. Музыка: а) Н.Римский-Корсаков «Проводы Масленицы» (из оперы «Снегурочка»); Н.Воронков «Вариация для брелки». Звучит музыка.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник. Кроме того, что мы обобщим и закрепим свои знания по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», мы еще поговорим о некоторых обрядах и традициях русского народа вовремя празднования Масленицы. Ведь она зиму студеную провожает, весну красную встречает. - За правильные ответы на уроке вы будете получать жетоны – солнышко (блин – символ солнца во время Масленицы). II. - А начнем мы урок с устной синтаксической пятиминутки Графический диктант (для гр. АВ, для С-тест); (Учащиеся не записывают предложений, составляют их схемы) Звучит музыка «Вариация для брелки»В.Воронкова 1. Масленица – старинный русский праздник, во время которого разрешалось есть молочные продукты: масло, сыр, молоко, сметану, творог. [ ] 2. Масленица – символ холода и смерти, поэтому элементом праздника являются проводы или похороны, или сожжение Масленицы. [ ] [ ] 3. На Масленицу катались с ледяных гор и на лошадях, рядились, совершали ритуальные пиршества с блинами, поминали умерших. [ ] 4. Издавно на Руси с нетерпением ждали масленицу – веселый, раздольный праздник с массовыми гуляньями, щедрыми застольями, играми, песнями, танцами. [ ] После того как уч-ся запишут схемы в тетрадь; вопрос тому, кто выходит к доске.
III. Звучит музыка Входит Масленица (с чучелом). - Здравствуйте гости дорогие! Пришла я к вам Масленица душой потешиться, умом насладиться. Скажите-ка соколы ясные, да девицы красные. Кто праздник Масленицу привел? (Сретенье – 15 февраля – Праздник встречи Весны и Зимы) - А какой праздник она за собой ведет? (народ неделю объедался, к Великому посту готовился) - Сколько дней сей праздник праздновали на Руси? (7 дней) Учитель: Как назывались дни недели? Каковы приметы на всю неделю Масленицы? Об этом мы узнаем на нашем уроке. IV. Синтаксический разбор предложения. Понедельник «ВСТРЕЧА» - Пекли блины. Отдавали нищей братии на помин усопших. Клали первый блин на окно. (поветств., невоскл., прост., нераспр., односост., неопред., личное.) Примета: Если на Масленицу к понедельнику идет снег – к урожаю огурцов. V. Игра «Эрудит» Вторник «ЗАИГРОВАНИЕ» - С утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинков. Матушка посылает позываток по родным и близким знакомым дочек и сынков с наказом: «У нас де горы готовы и караваиц напекли – просим жаловать». Примета: Если во вторник будет снег – к урожаю грибов. Учитель : А что же это за слова, что они обозначают? Как называются такие слова? (устаревшие) Условия игры: По современному толкованию слова вы должны назвать устаревшее слово. записать в тетрадь. Используя эти слова составить предложения по схеме: № 1. [ ] 1.Кожаные руковицы без шерстяной подкладки (голицы) 2. Еда, кушанья (яства) 3. Пшеничные блины (караваицы) 4. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (катанки) 5. Старинный суконный полукафтан (жупан) 6. Сарай для сушки снопов (рига) 7. Отсек в амбаре, где хранят зерно (сусек) 8. Яровой хлеб, зерно (ярь, ярица) 9. Сестра жены (своячница) 10. Женщины, которые ходили с двора в двор с приглашениями на какое-нибудь торжество (позыватки). VI. «КРОССВОРД» Среда «ЛАКОМКА» На лакомку, в среду, тещи приглашают своих зятьев к блинам, а для забавы сзывали всех родных. Примета: Если в Масленицу снег пойдет в среду к урожаю хлебов. Учитель: Мы сейчас тоже полакомимся, т.к. кроссворд состоит из вкусных слов.
По схеме № 2 из данных слов составьте предложение [ ] VII. Четверг «ИГРЫ – КАТАНЬЯ» - В широкий четверг начинался масленичной разгул, катание по улицам, кулачные бои. Примета: В какой день на Масленицу теплее, в тот день сей более пшеницу – к урожаю. - А сейчас между собой проведем словесный бой. Пословица применяется к разным житейским случаям. В кратких и внешне простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который прямо выражен словами. Старинная пословица не мимо молвится. На всякого Егорку живется поговорка. -А вы расскажите поговорки и пословицы о Масленице и о Весне.
VIII. Пятница «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ» Музыка «Ой блины, блины, блины». -На «тещины вечерки» зятья угощают тещ блинами. Учитель: Блины печь – дело серьезное, сложное. Много секретов надо знать. в нашей станице очень вкусные блины пекут. Я дам вам мой особый рецепт с секретом. В моем рецепте вы должны выделить однородные члены предложения. Указать есть ли в этих предложениях однородные и неоднородные определения. Вопрос: как можно различить однородные и неоднородные определения? Тесто ставить на теплой снеговой воде, на вечерней заре, когда восходит месяц ясный. Блины заколотить и испечь. Полить маслечком да медком. Запивать крепким, горячим чайком. IX. Суббота «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» - На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дни хождения по гостям. Учитель: -А что же за посиделки без загадок? Отгадайте-ка загадки старинные, но помните, что все они о Масленице, и обо всем, что с нею связано.
X . Объяснительный диктант. Воскресенье «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ» -В этот день все целуются и просят друг у друга прощения. Запись предложений с объяснением знаков препинания. - Ты прощай, прощай наша Масленица! Ты прощай, прощай наша широкая! Ты пришла с добром, вареничками, Сыром, маслом, калачом, блинами, Пирогами да оладьями. Выход Масленицы: - Вот вам мое чучело Игрушка моя заветная Сожгите в воскресенье ее Уйду я совсем, да и Зима со мною Вот весна свое солнце берет К нам на смену идет (отдает чучело и солнце) Музыка: Римский-Корсаков «Прощай Масленица»(из оперы «Снегурочка») Времена года «Весна». Выход Весны: - Я Весна красная, красная Солнечная, ясная, ясная Выйдет в поле солнышко, солнышко И растает горушка, горушка Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь Буду еще краше на просторах ваших! Вопрос к классу: - Будут ли слова ясная, ясная; красная, красная; горушка, горушка – однородными членами? (нет) Итог урока: А теперь время итог подвести да посмотреть кто же больше всего жетонов набрал, да хорошую оценку заработал? Выставление оценок Концовка: Урок закончился. Итог подвели. Можно и расслабиться. На доске записаны рифмы, а вы за 1,5 мин. сочините и пропойте частушки:
*** Вот услышите вы свист Ох народ волнуется Как выходит гармонист Девки залюбуются *** *** Что хотите то плетите Гармониста я люблю Что хотите говорите Но на свадьбу приглашу *** Посмотрите – край родной Мои розовые щечки Каждый залюбуется Светятся от радости От мелодии простой Не дарите мне платочки Сердце, ох, волнуется А носите сладости Домашнее задание: Группе А: Интервью с праздника масленица Заметка в газету Группе С,В: Сочинение-миниатюра «Праздник Масленица» |