Скачать 182.26 Kb.
|
Министерство образования Пермского края Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Методсовета Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 5 Протокол № 4 ________Фокина В. А. __________Ракутина А.Л. от «__27____» августа 2013г. «_27_» августа 2013г. Приказ № 32 Рук.методсовета:____ Зайцева Н.В. от «28» августа 2013г. Образовательная программа «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» возраст обучающихся 7- 8 лет, срок реализации – 1 год Автор-составитель: Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса. Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта. По степени авторства данная программа – адаптированная. Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» разработана на основе программы учителя начальных классов Бугровой Н.А. (г. Саратов) и адаптирована к конкретным условиям реализации. В неё внесены следующие изменения: в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов. Был изменен режим и временные параметры осуществления деятельности. Направление данной программы – общеинтеллектуальное. Курс способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения. Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. Курс «Занимательный русский язык» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Особенностями реализации программы являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. Цель и задачи программы Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи: - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на младших школьников 7-8 лет (2-й класс) Сроки реализации программы внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» рассчитана на один год обучения, 68 учебных часов (2 часа в неделю). Принципы программы: Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Формы и режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются: - практико-ориентированные учебные занятия; - творческие мастерские; - тематические праздники, конкурсы, выставки; - лекции; - практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. - анализ и просмотр текстов; - самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Проверка результатов проходит в форме:
Структура занятий Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия. В программе выделены 3 блока: 1 блок «От А до Я» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики и графики, орфоэпии. 2 блок «К тайнам слова» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующего раздела русского языка: лексики. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, омонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. 3 блок «Секреты русского языка» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: орфографии, словообразования, морфологии, синтаксис и пунктуации. В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Календарно-тематическое планирование (68 ч.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1 блок «От А до Я» - 25ч.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Повторение алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.). «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.). 2 блок «К тайнам слова»- 19 ч.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами. Знакомство с разными типами словарей. Игры в слова и со словами.
Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. Оформление альбома фразеологизмов.
«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.). «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке») 3 блок «Секреты русского языка»- 24 ч.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?»). Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
Смотр знаний по русскому языку. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя Ресурсное обеспечение. Информационно - методические ресурсы. Технические средства: экран, проектор, компьютер. Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы. Организационные ресурсы. Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности. Наглядность. В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари. Литература для учителя.
|