Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 62.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер62.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Формы работы по сопровождению одаренных учащихся на материале предмета «русский язык»

Forms of work on support for gifted students on the material of the subject «Russian language»

Гусева Е.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суриковская средняя общеобразовательная школа, с. Суриково, Бирилюсский район, Красноярский край, Россия

Guseva E.

Municipal budget General educational establishment Surikovskaya middle coprehensive school, Surikovo, Biriliusskii area, Krasnoyarsk region, Russia
В статье рассматривается форма организации урока и внеурочной работы, которая позволяет учителю реализовать принципы педагогической деятельности при работе с одаренными детьми и высвобождает время учителя для работы с детьми со средними способностями.

In article is considered the form of organising of lesson and внеурочной work which lets teacher to actualize the principles of pedagogical activity in work with gifted children and высвобождает the time of teacher for work with children with.

В настоящее время проблема сопровождения и обучения одаренных детей приобрела глобальный характер. Несмотря на многообразие формулировок одаренности, способов и методик определения одаренности, различных тестов, однозначного определения нет. Да и, наверное, не может быть. Как нет однозначности в решении проблемы форм и методов работы с одаренными детьми. Одни ученые-методисты предлагают проблемно- поисковый метод работы с одаренными детьми (А.М. Матюшкин, С. Каплан) другие индивидуальные программы (Дж. Кэрролл), разработанные с учетом особенностей одаренного ребенка (физических, психо- эмоциональных и т.д.) , третьи – развивающее обучение (Л.С. Выготский, К. Коффке). Еще 3 концептуальные модели обучения одаренных детей: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума. Каждый из предложенных методов очень хорош и оправдывает себя, так сказать в вакууме, в идеальных условиях. На деле учителя –практики обычно сталкиваются с целым букетом проблем при работе с одаренными детьми:

 Классно-урочная система обучения, которая (исходя из методики Дж. Кэрролл и Б. Блум), как система с фиксированным параметром времени, не приемлема для работы с одаренными детьми.

 Существующая система образования, хотя и предусматривает профильное и предпрофильное обучение, все же пока не разделяет детей с разными способностями ( гуманитарными, художественными, физико-математическими и т.д.).

 Существующие формы работы с одаренными детьми ориентированы на ученика с «академической» одаренностью ( предметные кружки, недели, олимпиады), которые скорей фиксируют уровень владения предметом. Они « работают» на устаревшую модель ученика с « основами академических знаний».

 Особое психо-социальное поведение одаренных детей. Лета Холлингуорт говорит о поблемах адаптации таких детей, в частности: Неприязнь к школе, может появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

 Учителю на уроках приходится работать не только с одаренными детьми, но и с детьми со средними способностями и с детьми с низкой обучаемостью.

И это неполный перечень проблем. Если обобщить все перечисленные исследования по вопросу работы с одаренными детьми, можно сделать следующий вывод: учитель или наставник, или педагог должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы создать условия для позитивной субъективности школьника в поле учебной деятельности: Одаренный ребенок должен стать субъектом учебного процесса, то есть:

 Ученик мотивирует учебную деятельность и испытывает познавательную потребность.

 Имеет ясные представления о цели, в соответствии с целью умеет расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

 Оценивает результаты своей деятельности.

Как конкретно организовать учебное пространство? Рассмотрим форму организации урока на материале русского языка.

В начале урока, после психологического настроя, создаем проблемную ситуацию: измените тему урока так, чтобы возникла проблема, задача или сказка, или свяжите ее с повседневной жизнью. Дети с дивергентной формой мышления способны рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты [1].

Второй этап урока – работа с новым материалом. До начала проработки материала ученики сами выбирают форму ответа:

 с схема или план, или тест (одаренные дети обладают высокой способностью к обобщению и систематизации);

 составление связного текста или синквейна;

 работа терминами и понятиями, требующая дополнительного источника ( словаря или опоры на статью ученого-лингвиста). Как показывает практика дети с «лингвистической» одаренностью с повышенным интересом работают со справочной литературой.

Чтение нового материала может быть сплошным или поэтапным от вопроса к вопросу: новый материал разбивается на вопросы. Второй этап урока охватывает как усвоение нового материала, так и понимание материала.

Третий этап – это применение материала на практике. Этот этап может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме. Можно оформить в виде теста, включающего в себя несколько разделов, например:

Лексика. Определить значение слов, сгруппировать их и указать признак, по которому они группируются. Как называются сгруппированные слова?

А) слеза, слезинка, слезать, слезка, слизать.

Исключи лишнее и объясни причину исключения.

А) коса, выкос, покос, искоса, раскосый.

Словообразование. Выделить корень, подобрать однокоренные слова.

А) водитель – вожжи.

Фонетика. Найти чередующиеся звуки. Дополнить ряды своими примерами.

А) загар – загорелый, угар – угореть.

Или сравнения двух текстов, допустим летописного источника повести «О Петре и Февронии Муромских» и современного литературного перевода. Линии сравнения, в зависимости от изучаемой темы определяет учитель. Четвертый этап – это экспресс – контроль. Ученикам предлагается объяснить новый материал иностранцу, который не знает русского языка; найти похожую тему урока в других учебных дисциплинах. Поразительно, но для ребенка тема «тире между подлежащими сказуемым», оказалась тождественной теме «Электромагнитные явления. Отрицательно и положительно заряженные частицы». Изучая тему: «Однозначные и многозначные слова», ученик пришел к выводу, что в слове происходят такие же ядерные реакции ,как и в солнце.Составить вопросник к созданной схеме. Задания не должны даваться в готовом виде, создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности формирует условия для развития личности одаренного ребенка. Одаренный ребенок обладает «способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы» [2]. Последний этап подведение итогов. На этом этапе происходит поиск, обсуждение лучшего варианта решения проблемы. Этот этап очень важен, так как он формирует умение отстаивать свою точку зрения, он формирует правильную «я – концепцию». По мнению Леты Холлингуорт, в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение [3].

Поскольку в обычной школе нет возможности для отдельного обучения одаренных детей, такая форма урока позволяет наиболее полно реализовать принципы педагогической деятельности при работе с одаренными детьми и высвобождает время учителя для работы с детьми со средними способностями.

Как показывает практика, внеклассная работа с одаренными детьми не может быть эффективной, если используются традиционные формы организации детей:

 Предметные кружки. Эта форма встречается уже достаточно редко и , основная ее цель – повышение интереса к предмету. Здесь рассматривается одна общая тема, для всех учащихся.

 Олимпиады скорее показывают уровень владения предметом.

 Литературные гостиные и творческие отчеты, конференции – ориентированы на зрителей и раскрывают конечный этап работы. Сейчас большое распространение получили научные общества учащихся. Здесь, при работе с детьми используются поисковый метод, проблемный, исследовательский, которые, в общем, вполне оправдывают себя. Но, самой лучшей формой работы, все же, являются индивидуальные консультации, где составляется индивидуальный план–сетка для ребенка. Учителю предметнику необходимо составить рабочий план, согласовать с ребенком форму отчета, в процессе работы определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам. Однако все занятия должны быть ориентированы на самостоятельную работу. В современном мире очень актуальны проблемы обучения, сопровождения и развития одаренных детей. Правильная организация деятельности одаренного ребенка позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Литература

1. Брюно, Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- c73

2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск