Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 60.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер60.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. 1598-1605 гг.

Цель урока: исследование внутренней политики Б. Годунова.

Оборудование: портрет Б. Годунова; таблица «Годы царство­вания Б. Годунова: плюсы и минусы»; иллюстрированный материал к теме с цитатами из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; статьи о Б. Годунове из работ Н. М. Карамзина, С. Ф. Платонова, Н. И. Кос­томарова, В. О. Ключевского; магнитофон: музыкальное оформле­ние творческих выступлений учащихся.

Дополнительная подготовка к уроку:

1)прочитать драматическое произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов»;

2)подготовить сообщение «Личность Б.Годунова в искусст­ве» - 2 чел.;

  1. сочинить и инсценировать сцену избрания Земским собо­ром Б. Годунова царем - 7 чел.;

  2. сочинить и прочитать монолог от лица А. С. Пушкина и Н. М. Карамзина о времени и о царе Борисе;

5)прочитать работы русских историков о Б.Годунове, вы­явить плюсы и минусы внутренней политики; 6) выполнить задание по рядам:

1-й ряд - портретная зарисовка Б. Годунова от духовного лица;

2-й ряд - представителей бояр Шуйских, Воротынских, Рома­новых;

3-й ряд - от лица посадских людей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

Учитель. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с событиями, произошедшими в России в конце XVI-начале XVII в. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде урока-исследования жизненного пути Б. Годунова, на­долго поразившего воображение современников и потомков, рас­смотрим его удивительный взлет и трагический конец.

Эпиграфами нашего урока станут слова великого русского по­эта А. С. Пушкина и знаменитого русского историка В. О. Клю­чевского. (Запись на доске.)

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис!

А, С. Пушкин

... Рабоцарь... представлялся загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно ко­лебались.

В. О. Ключевский

Соотношение научного и художественного методов в русской культуре необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Бориса Годунова: труды русских историков XIX века, А. С. Пушкин и его поэма «Борис Годунов».

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет к се­бе равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники и поэты, композиторы и историки посвятили не один труд Б. Годунову.

П. Сообщение двух учащихся об отображении личности Б. Годунова в искусстве.

Ш. Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам совершить пу­тешествие во времени. Из современности попасть в прошлое, в 1598 год, год смерти царя Федора Ивановича. 1 сентября 1598 года Земский собор избирает Бориса царем.

А мы с вами начинаем оценивать личность и царствование Бо­риса Годунова.

IV. Работа с учащимися.

Сценка «Земский собор».

Обращение учителя к 1-й цитате:

А он умел и страхом, и любовью,

И славою народ очаровать.

Постановка вопроса учителем, работа с учащимися с привле­чением выполненного ими творческого домашнего задания.

Вопрос учащимся. Так чем же он очаровал всех, и всех ли?

Учитель. А ответить на эти вопросы я предлагаю вам в ходе проверки задания, которое вы получили на предыдущем уроке. Ваша задача была: выполнить зарисовку портрета Б. Годунова: Бо­рис Годунов глазами различных слоев населения России конца XVI века; Показать отношение к нему и его политике.

  1. гр. - «портретная зарисовка» от лица духовного, возможно, от самого Иова, получившего патриарший сан благодаря Борису.

  2. гр. - выступление представителей бояр Шуйских, Воротынских, Романовых- «природных князей», «природных и Рюриковой крови», которые могли после смерти Федора Ивановича наследовать престол.

  1. гр. - от лица посадских людей.

Обращение учителя ко 2-й цитате и вопрос к учащимся, выводы.

Вопрос учащимся. Насколько верно подметил А. С Пушкин?

... Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха!

Обращение учителя к 3-й цитате и постановка вопроса и за­дания учащимся: оформление 1-й колонки таблицы - положи­тельное в правлении царя.

... О праведник! О мой отец державный!

... ниспошли... священное на власть благословенье.

Да правлю я во славе свой народ,

Да буду благ и праведен, как ты!

Учитель. Казалось бы, как в конце XVI века в России все складывалось весьма удачно для нового царя, так и в первые его го­ды царствования. И данное слово он выполнял. Так ли это? Чтобы не быть голословными, дома, работая с трудами русских историков XIX века - Платонова, Карамзина, Ключевского, - вы должны были найти факты, подтверждающие значительные деяния царя.

По ходу урока мы будем работать по заполнению таблицы «плюсы» и «минусы» в политике Б. Годунова в годы царствования. Сейчас мы оформим 1-ю колонку нашей таблицы «плюсы». (1 чел.- у доски, остальные - в тетради)

Обращение учителя к 4-й цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 2-й колонки таблицы- отрица­тельное в годы правлении царя.

Учитель. Достаточно успешное начало царствования Б. Году­нова, но положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре недовольны его избранием, считая себя обойденными.

... Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,

... Знатнейшие меж нами роды где?

В о п р о с у ч а щ и м с я. Что же произошло спустя 2 года?

Учитель. Мы продолжаем работу, привлекая труды историков по выявлению «минусов» в политике Б. Годунова, оформляем 2-ю колонку таблицы. (1 чел. -у доски, остальные - в тетради.)

Постановка вопроса учителя к учащимся, обращение к 5-й цитате.

Учитель. В народе все более укреплялась мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Бо­гом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью.

Вопрос учащимся. А какие события мы могли бы привести, подтверждая это?

... Димитрий я иль нет-что им задело?

Но я предлог раздоров и войны.

Постановка вопроса учителем.

Учитель. Новая угроза нависла над Годуновым, угроза от «прирожденного» государя?!

Вопрос у ч а щ и м с я. В чем была сила самозванца?

Обращение к 6-й цитате, постановка вопросов и обращение к творческому заданию.

Учитель. В разгар самозванщины неожиданная смерть по­стигла Бориса Годунова.

... И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

Так писал А. С. Пушкин.

Но мы сегодня не только обращаемся к цитатам из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; я предлагаю вам еще немного по­фантазировать и представить, что сам великий поэт пришел к нам на урок и не только он, но и знаменитый русский историк Н. М. Карамзин. Я предоставляю слово историку и поэту о временя и о царе.

V.Выступления учащихся. Монологи А.С.Пушкина и Н. М. Карамзина. {Театр одного актера)

Возвращение к вопросу.

VI. Подведение итогов.

Вопросы учащимся. Чей монолог вам ближе и по­чему? Какой вы увидели личность Б. Годунова?

Отметки за урок.

Задание на дом: русские историки XIX в. о Лжедмитрии I.

Литература

  1. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского.

  2. Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследова­ния. М., 1989.

  3. История России XVI-XVIII вв. Учебник: ЮргановА. Л., КацваЛ.А.М., 1997.

  4. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник: Сахаров А. Н., Буганов В. И. М., 1997.

  5. Ключевский В. О. О русской истории/Под ред. В. И. Буганова. М., 1993.

  6. Платонов С. Ф. Очерки истории смуты в Московском госу­дарстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и со­словных отношений в Смутное время: М, 1937.

  7. Платонов С. Ф. Борис Годунов, Петроград, 1921.

  8. Пушкин А. С. Соч,: В 3 т. Т. 2. М., 1988.

  9. Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней /Л. М. Пятницкий. М., 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск