Скачать 60.14 Kb.
|
Тема: ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. 1598-1605 гг. Цель урока: исследование внутренней политики Б. Годунова. Оборудование: портрет Б. Годунова; таблица «Годы царствования Б. Годунова: плюсы и минусы»; иллюстрированный материал к теме с цитатами из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; статьи о Б. Годунове из работ Н. М. Карамзина, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского; магнитофон: музыкальное оформление творческих выступлений учащихся. Дополнительная подготовка к уроку: 1)прочитать драматическое произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов»; 2)подготовить сообщение «Личность Б.Годунова в искусстве» - 2 чел.;
5)прочитать работы русских историков о Б.Годунове, выявить плюсы и минусы внутренней политики; 6) выполнить задание по рядам: 1-й ряд - портретная зарисовка Б. Годунова от духовного лица; 2-й ряд - представителей бояр Шуйских, Воротынских, Романовых; 3-й ряд - от лица посадских людей. Ход урока I. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока. Учитель. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с событиями, произошедшими в России в конце XVI-начале XVII в. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде урока-исследования жизненного пути Б. Годунова, надолго поразившего воображение современников и потомков, рассмотрим его удивительный взлет и трагический конец. Эпиграфами нашего урока станут слова великого русского поэта А. С. Пушкина и знаменитого русского историка В. О. Ключевского. (Запись на доске.) Венец за ним! Он царь! Он согласился! Борис наш царь! Да здравствует Борис! А, С. Пушкин ... Рабоцарь... представлялся загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались. В. О. Ключевский Соотношение научного и художественного методов в русской культуре необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Бориса Годунова: труды русских историков XIX века, А. С. Пушкин и его поэма «Борис Годунов». Насколько интересна эта личность, которая не оставляет к себе равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники и поэты, композиторы и историки посвятили не один труд Б. Годунову. П. Сообщение двух учащихся об отображении личности Б. Годунова в искусстве. Ш. Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Из современности попасть в прошлое, в 1598 год, год смерти царя Федора Ивановича. 1 сентября 1598 года Земский собор избирает Бориса царем. А мы с вами начинаем оценивать личность и царствование Бориса Годунова. IV. Работа с учащимися. Сценка «Земский собор». Обращение учителя к 1-й цитате: А он умел и страхом, и любовью, И славою народ очаровать. Постановка вопроса учителем, работа с учащимися с привлечением выполненного ими творческого домашнего задания. Вопрос учащимся. Так чем же он очаровал всех, и всех ли? Учитель. А ответить на эти вопросы я предлагаю вам в ходе проверки задания, которое вы получили на предыдущем уроке. Ваша задача была: выполнить зарисовку портрета Б. Годунова: Борис Годунов глазами различных слоев населения России конца XVI века; Показать отношение к нему и его политике.
Обращение учителя ко 2-й цитате и вопрос к учащимся, выводы. Вопрос учащимся. Насколько верно подметил А. С Пушкин? ... Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха! Обращение учителя к 3-й цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 1-й колонки таблицы - положительное в правлении царя. ... О праведник! О мой отец державный! ... ниспошли... священное на власть благословенье. Да правлю я во славе свой народ, Да буду благ и праведен, как ты! Учитель. Казалось бы, как в конце XVI века в России все складывалось весьма удачно для нового царя, так и в первые его годы царствования. И данное слово он выполнял. Так ли это? Чтобы не быть голословными, дома, работая с трудами русских историков XIX века - Платонова, Карамзина, Ключевского, - вы должны были найти факты, подтверждающие значительные деяния царя. По ходу урока мы будем работать по заполнению таблицы «плюсы» и «минусы» в политике Б. Годунова в годы царствования. Сейчас мы оформим 1-ю колонку нашей таблицы «плюсы». (1 чел.- у доски, остальные - в тетради) Обращение учителя к 4-й цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 2-й колонки таблицы- отрицательное в годы правлении царя. Учитель. Достаточно успешное начало царствования Б. Годунова, но положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре недовольны его избранием, считая себя обойденными. ... Уверены ль мы в бедной жизни нашей? Нас каждый день опала ожидает, Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы, ... Знатнейшие меж нами роды где? В о п р о с у ч а щ и м с я. Что же произошло спустя 2 года? Учитель. Мы продолжаем работу, привлекая труды историков по выявлению «минусов» в политике Б. Годунова, оформляем 2-ю колонку таблицы. (1 чел. -у доски, остальные - в тетради.) Постановка вопроса учителя к учащимся, обращение к 5-й цитате. Учитель. В народе все более укреплялась мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью. Вопрос учащимся. А какие события мы могли бы привести, подтверждая это? ... Димитрий я иль нет-что им задело? Но я предлог раздоров и войны. Постановка вопроса учителем. Учитель. Новая угроза нависла над Годуновым, угроза от «прирожденного» государя?! Вопрос у ч а щ и м с я. В чем была сила самозванца? Обращение к 6-й цитате, постановка вопросов и обращение к творческому заданию. Учитель. В разгар самозванщины неожиданная смерть постигла Бориса Годунова. ... И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда. Так писал А. С. Пушкин. Но мы сегодня не только обращаемся к цитатам из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; я предлагаю вам еще немного пофантазировать и представить, что сам великий поэт пришел к нам на урок и не только он, но и знаменитый русский историк Н. М. Карамзин. Я предоставляю слово историку и поэту о временя и о царе. V.Выступления учащихся. Монологи А.С.Пушкина и Н. М. Карамзина. {Театр одного актера) Возвращение к вопросу. VI. Подведение итогов. Вопросы учащимся. Чей монолог вам ближе и почему? Какой вы увидели личность Б. Годунова? Отметки за урок. Задание на дом: русские историки XIX в. о Лжедмитрии I. Литература
|