Скачать 59.18 Kb.
|
Интегрированный урок русского языка в 9 классе Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными места Цели урока:1. Обучающая: познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными места; уметь отличать придаточные предложения места от других придаточных; формировать навыки нахождения придаточных места в тексте; 2.Развивающая: развивать навыки анализа текста, синтаксического разбора предложений; закрепить навык постановки знаков препинания в сложных предложениях ; развивать творческие способности учащихся; 3.Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина. Оборудование: портрет А. С. Пушкина, стенд « А.С.Пушкин в Болдине», книжная выставка произведений А.С. Пушкина, компьютер, проектор . Эпиграф: « И с каждой осенью я расцветаю вновь» Ход урока: I. Орг. момент. ( Объявление темы урока , оформление тетрадей) Слайд №1 II Слово учителя: - Во дворе последний месяц осени. Через считанные дни наступит зима. Мы прощаемся с осенью этого года. К осени каждый человек относится по своему : кому-то она нравится, кому -то – нет, кто-то подводит итог проделанной работы. И домашнее задание у вас тоже было связано с темой осени. Вы должны были написать сочинение- рассуждение «Что такое для меня осень» с использованием СПП. ( Чтение и анализ некоторых сочинений) - Ребята, а кто из русских классиков больше всего любил ОСЕНЬ? ( А С Пушкин) Послушайте, как писал поэт об этом: слайд №2 Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен; . Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Сказать вам откровенно , Из годовых времен я рад лишь только ей одной. В ней много доброго. И с каждой осенью я расцветаю вновь; Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла строку из этого же стихотворения А С Пушкина « Осень» . «…И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Слайд №3 Осень 1830 года оказалась большим творческим этапом в биографии Александра Сергеевича Пушкина. ( Короткое выступление ученика «Болдинская осень») - Ребята, перечислите произведения, которые были написаны Пушкиным в Болдинскую осень. Слайд №4 ( «Повести Белкина, « Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и о работнике Балде», закончил роман «Евгений Онегин, около 30 стихотворений). Сегодня - 29 ноября 2010г. А осень 1836 года была последней осенью в жизни великого поэта. Через 2 месяца – 29 января- исполнится 173 года со дня его смерти . И давайте этот урок мы посвятим памяти Пушкина. Рабочим материалом к уроку будут строки, отрывки из его произведений, написанных в Болдинскую осень. III. Актуализация прежних знаний Сегодня мы с вами повторим СПП с придаточными изъяснительными и с определительными и познакомимся с придаточными обстоятельственными. 1)Работа у доски. ( Учащиеся пишут предложения у доски, делают синтаксический разбор , составляют схемы) Заперев лавку, прибил он к воротам объявление о том, что дом продается и отдается внаймы, и пешком отправился на новоселье. Приближаясь к желтому домику, так давно соблазняющему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось. Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху, он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение восемнадцати лет все было заведено самым строгим порядком. ( «Гробовщик») IY. Формирование новых знаний и навыков. ( у каждого ученика на столе текст для анализа.) 1. 1). Я спешил в Вильну, где находился наш полк. 2). Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, ямщики советовали мне переждать.3) Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною. 4) Казалось , кто-то меня так и толкал. .5) Между тем метель не унималась, я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. 6) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. 7) Берега были занесены, ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. 8) Буря не утихала, я увидел огонек и велел ехать туда. 9)Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонь. ( Метель) 2. Словарная работа: объяснить значение словосочетания: ЗАКЛАДЫВАТЬ ЛОШАДЕЙ. Подобрать синоним и антоним к этому словосочетанию Слайд №6,7 3.Задания к тексту : 1. Расставить все знаки препинания 2. Определить тип и стиль речи ( Художественный, повествование) 3. Почему данное высказывание можно назвать текстом? ( Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено) 4.Вопросы на повторение: - выписать из 2 предложения словосочетания примыкания. ( приехав однажды, поздно вечером, велел закладывать, вдруг поднялась, советовали переждать) - объяснить правописание слов : беспокойство, не унималась, занесены, незнакомой, деревянной. 5 Найти СПП и определить вид придаточных. ВЫВОД: в 1, 2, 6 предложениях придаточные отвечают на вопросы обстоятельства. Это придаточные обстоятельственные. Демонстрация таблицы «Придаточные обстоятельственные» Слайд № 8 6.Слово учителя: Сегодня мы с вами мы подробно разберем придаточные места. Как вы думаете, на какие вопросы могут отвечать эти придаточные? ( ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?) - К чему относятся? ( Ко всей главной части) - Как присоединяются ? ( Союзными словами ГДЕ, КУДА, ОТКУДА) - Где может находиться в предложении? ( Перед главным, после и внутри него) В главной части нередко бывают указательные слова, роль которых выполняют наречия ТАМ, ТУДА, ОТТУДА. Слайд № 9,10 Y. Закрепление нового материала. 1. Записываем предложения и делаем их схемы. Я, командор, прошу тебя прийти К твоей вдове, где завтра буду я, И стать на страже в дверях. ( Каменный гость) И потом оставь селенье, Уходи куда-нибудь, Где б ты мог души мученье Усладить и отдохнуть. (Пир во время чумы) Святое чадо света! Вижу Тебя я там, куда мой падший дух Не досягнет уже.. (Пир вовремя чумы) 2 Работа по картине. ( На доске иллюстрации о Болдинской осени) Задание : - рассмотреть внимательно иллюстрации; - составлять предложения с разными видами придаточных предложений. YI. Итог урока : вот и подошел к концу наш урок, на котором мы закрепили придаточные определительные и изъяснительные и приоткрыли занавес в мир придаточных обстоятельственных. А более близко мы с придаточными обстоятельственными познакомимся на последующих занятиях. Хорошо сегодня поработали. И мы вместе с Пушкиным в этот осенний день трудились на славу. И каждый раз ,когда мы прикасаемся к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, он расцветает вновь. Так было, так есть, и дай нам Бог , чтоб так было всегда. Слайд №11 YII.Домашняя работа. Из произведений Пушкина выписать 5 предложений с придаточными обстоятельственными места. |