Скачать 69.46 Kb.
|
Урок-размышление «В человеке всё должно быть прекрасно…» Библиотекарь: Здравствуйте ребята. Тема нашей сегодняшней встречи: «В человеке всё должно быть прекрасно». Мы попытаемся представить образ совершенного человека и сравнить его в какой-то мере с собой. А помогут нам в этом классики русской литературы. Что, по-вашему, является составляющей совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? Конечно, нет. Однако далеко не все люди обладают совершенными чертами лица: греческим носом, длинными пушистыми ресницами, красивым разрезом глаз. Что же делает наше лицо красивым? Как вы считаете? (ответы ребят) Вот как описывает своих героев М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»: «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую–то женскую нежность: белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке, так как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проникновенный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». «…Хорошенькая княжна обернулась и подарила оратора долгим любопытным взором. Выражение этого взора было очень неопределённо, но не насмешливо с чем я внутренне от души его поздравил: «Эта княжна Мэри прехорошенькая», - сказал я ему. У неё такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего»… Кто из этих героев вам более симпатичен и близок и почему? (ответы ребят) Библиотекарь: Красота бывает броской, требовательно- навязчивой. Но может быть тихой, спокойной. Однажды поэт Николай Заболоцкий увидел некрасивую девочку. Её лицо было лишено тонкости, гармоничности. Но она была беспечной, радостной. Поэт написал такие строки: Мальчик: Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу, Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье, - Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то, что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Библиотекарь: Следующая составная часть совершенного человека это одежда. Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она украшает человека, подчёркивает преимущества его внешнего вида и скрывает его недостатки. Элегантность всегда индивидуальна: то, что идёт одному человеку, не всегда смотрится на другом, и наоборот. Ваш гардероб должен соответствовать той роли, которую вы играете в жизни. И не думайте, что элегантность – это всего лишь вопрос денег. Отнюдь нет: хорошо воспитанный человек, скромно, но со вкусом одетый, выглядит более привлекательно, чем тот, кто одевается в дорогих магазинах, но при этом развязно двигается и употребляет в речи чересчур свободные выражения. Такой человек может произвести приятное впечатление лишь издали, при условии, что он молчит и не двигается… А что, по-вашему, является главным признаком вкуса у человека? (ответы детей) Обратимся вновь к классической литературе М. Лермонтов «Герой нашего времени». «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса ничего лишнего. На второй было закрытое платье серо-жемчужного цвета, легкая шелковая косынка вилась вокруг её гибкой шеи. Ботинки красновато-бурого цвета стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило, что даже не посвящённый в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя бы от удивления. Её лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины». Итак, главный признак вкуса у человека - это чувство меры. Когда-то модные вещи со временем устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры. Без чего ещё невозможно обойтись человеку? Очень часто в разговоре о людях мы слышим фразу «Душевный человек», «добрая душа», и мы понимаем, о чём идёт речь. Мы чувствуем состояние своей души; «душа не на месте», «душа ушла в пятки» и т.д. Воспитать в себе культуру чувств, душу, над этим человек работает не год и не два, а всю свою сознательную жизнь. Каждый человек нуждается в конкретной заботе и внимании. И очень важно окружить этой заботой его вовремя, пока он жив. Девочка: Спешите делать добрые дела Мне с отчимом не весело жилось, Все ж он меня растил- И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал,- Рассказывает мать,- День ото дня Все чаще вспоминал меня «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родном Я говорил мол, так её люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал…. В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошёл я тысячи дорог - Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. Нет отчима, И бабка умерла…. Спешите делать добрые дела Яшин А. Библиотекарь: И последней составляющей человека совершенного по высказыванию А. П. Чехова являются мысли. Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что придумал ум человеческий. Народная мудрость воплотилась в пословицах, поговорках и крылатых выражениях. Как вы понимаете эти выражения? «Чего нет в мыслях, не будет и в глазах» «Не гляди высоко, запорошишь око» «Кто аккуратен, тот людям приятен» «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе». (Ответы ребят) Библиотекарь: Вот мы и построили с вами с помощью А.П.Чехова образ совершенного человека. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа и мысли» Осталось совсем немного стараться соответствовать ей. А сейчас проведём практическое задание. Скажите соседу по парте хорошие слова о его внешности. (Ребята говорят друг другу комплименты) А теперь, приглашаю вас, принять участие в игре « Я смотрю в зеркало». Ежедневно каждый из вас по несколько раз смотрит в зеркало, оставшись наедине сам собой. Ответьте письменно на вопросы: 1) Что я вижу? 2) Что вам хочется исправить в себе? 3) Кого вам было бы приятно увидеть в «зеркале» из класса и почему? 4) Кого бы вам не хотелось видеть и почему? 5) Какими бы вам хотелось выглядеть в глазах других? Данная анкета послужит основой для нашего следующего занятия «Человек среди людей» Литература: 1. Книга для юных джентльменов. - Ростов н/Д: Владис, 2005. - 544 с., с ил. 2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени: Роман. - М.: Дет. лит., 2006. - 186 с. 3. Энциклопедия этикета. - М.: Олма – Пресс, 1999. - 480с. 4. Я познаю мир: Тайны красоты. – М.: АСТ., 2004. –. 397с. |