Скачать 93.55 Kb.
|
Сценарий занятия по русскому языку в проблемно- эвристическом стиле Автор: Кулеш С.А., учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: МОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области Курс: Русский язык Класс: 6 Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации занятия: 45 минут Авторский медиапродукт: Презентация, созданная в среде Power Point (12 слайдов, линейный тип). Цель урока: формировать умение правильного написания -тся и –ться в глаголах. Задачи урока: Образовательные: формирование умения правильного написания -тся и –ться в глаголах, увеличение словарного запаса учащихся. Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы. Воспитательные: формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков. Тип урока:
Форма урока:
Форма обучения:
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации. Методы:
План проведения урока:
Карта занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов, технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся).
Ход урока:
«Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом».
- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции). - Запишите её в соответствии с русской орфографией (Три братца пошли купаться) - Почему в глаголе купаться есть Ь? - Начало какой загадки представляет это предложение? - Кто помнит вторую часть? Давайте опишем. Два братца купаются, а один на берегу валяется. - Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло) - Почему в этих глаголах Ь нет?
Как же там быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтобы сами глаголы Людям давали совет. (Э.Успенский)
а) Сравните два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим? Запишем: Что делать? Что делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в настоящем времени). б) Текст для анализа (дети работают у доски и в тетрадях): «Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Грамоте учиться – вперед пригодится». - Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением? - С удвоенной согласной - Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.
- Есть ли разница в произношении глаголов на –тся и –ться? (звучат они одинаково) - Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти орфограмму –тся и –ться в глаголах? - Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли обратить внимание? (на конце данных глаголов мы произносим звуки [ца], это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы) - Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы - [ца] на конце слова? Косы светлые венком Под платком из ситца. Настя месяц за станком, А станка боится. - Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах орфограмма тся и –ться в глаголах? (в слове ситца – нет, хотя слышим сочетание звуков [ца], потому что ситец – это имя существительное) - Значит, мы не точно назвали опознавательный признак. Как его можно назвать точнее? - Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфограммы будет [ца] на конце глаголов.
а) Послушайте отрывки из стихотворений А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы [ца] на конце глаголов. Запишите их в тетрадь. 1) Вот-вот листва распустится, Вот-вот придет тепло, Ну, а пока распутица, Дороги развезло. 2) Теперь я ученица, Чернилами пишу. Боюсь пошевелиться, Сижу и не дышы б) Обратите внимание на происхождение –тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с существительными на ца. - В какой столбик вы запишете? Существительное Глагол болит переносица собрание переносится чистая водица не стоит с ним водиться белая курица вулкан курится острая спица ему не спится в) Вместо звука напишите нужные буквы: - Я не люблю лечи[ц]а. Она лечи[ц]а от простуды.
руки в стороны –пишем Ь хлопок над головой – Ь не пишем нужно строиться дом строится не стоит бояться он не боится заливаться смехом красавцы веселятся должны разлучиться надолго разлучаются
Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?
– «Если мягкий знак в вопросе, то его в глагол мы вносим»
Список литературы
|