Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 144.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер144.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Малые жанры фольклора. Потешки, загадки, заклички, народные песни»

Цель:

  • создать условия для усвоения нового материала, приобретать навыки выразительного чтения, слушания.

  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

  • воспитывать любовь к родному краю, интерес к культуре родного края, традициям, умение использовать в общении правила вежливости.

  • сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы .



Планируемые результаты

Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

Познавательные УУД:
- искать нужную информацию в учебных пособиях;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом

Коммуникативные УУД:
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- использовать в общении правила вежливости;.

Предметные УУД:

- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с малыми жанрами фольклора;
- развивать речь устную и письменную, фонематический слух.

Личностные задачи УУД

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование: «цветок народной мудрости», калачи, старинные шали, костюм «Хозяюшки», полоски белой бумаги, цветные карандаши.
Урок проходит в районном краеведческом музее. Изба, русская печь, лавки, люлька, пряха с прялкой, рубель, русские народные костюмы для повседневной жизни, праздничные одежды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовить исследовательские работы, пригласить прабабушек и бабушек на урок в русских народных костюмах нашего родного села Готовьё, приготовить частушки, учитель готовит костюм «Хозяюшки», приготовить заготовки для орнамента.

Аннотация
Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века»
Автор программы Н.Ф.Виноградова. Учебник «Литературное чтение »

2 класс.
Автор учебника Л.А.Ефросинина
4 часа в неделю.
Урок ознакомления.
С помощью данного урока я хотела донести до учащихся традиции русского народа, его культурное наследие.
Описание урока
Дети знакомятся с народным фольклором. На уроке узнают о малых жанрах русского народного творчества. В работу включены экспонаты музея. Работа детей проходит на этапах изучения каждого жанра, что формируют навыки выразительного чтения, развивают мышление, устную речь.


ХОД УРОКА

(Дети ждут гостей, приготовили угощения).

  1. Оргмомент

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он проходит в нашем музее.
Подарите улыбку друг другу.

Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали?
(Тепло)
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.

Хозяйка. Здравствуйте, гости, дорогие! Проходите, располагайтесь поудобней.

- Ребята сегодня на уроке будут присутствовать наши бабушки, они помогут нам в изучении нового, раскроют нам свои секреты.

(проходят гости занимают свои места)

Приветствие бабушкам

Дай Бог тому, кто к нашему дому,

Дорогим гостям, милым бабушкам.

Наделил бы вас Господь и житьём,

И, бытием, и здоровьицем!



«Хозяюшка» выходит с большим «живым цветком»

Есть у русского народа «живой цветок». У этого цветка вместо лепестков – сказки, загадки, потешки, песни, небылицы, былины, скороговорки, пословицы, заклички.

Это русское народное творчество, или фолклор.

В этих произведениях отражена народная мудрость.
- Ребята, а как вы понимаете слово «народная мудрость»?

(Это такие мысли, выражения, которыми пользуются люди и в современном мире. Они учат нас жить и сейчас.)
-Прочитайте название цветка; название его лепестков.
-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Познакомимся с устным народным творчеством.

2. Сообщение темы урока. «Малые жанры фольклора. Потешки, загадки, заклички, народные песни»

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми основами устного народного творчества. Для этого мы приготовили свой «живой цветок». Вы будете отрывать лепестки и отправляться к новым знаниям.

Хозяйка

Мы находимся в зале музея

Давайте посмотрим на повседневную жизнь каждой деревенской семьи

Отец работает. Он плетет для детей лапти. Семья большая и всех нужно обуть, одеть. Мать смотрит за детьми, качает малютку, прядет волну, чтобы были теплыми ножки. Тут же рядом с родителями дети. Их нужно занять потешками, загадками, скороговорками, русскими народными песнями.
3. Хозяюшка отрывает первый лепесток и рассказывает потешку.

- Ребята, если вы знаете потешку, помогайте мне.
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабулька добренька.
Попили, поели,
Домой полетели -
На головку сели,
Ладушки запели.
- Кто сможет обыграть эту потешку?
(дети вместе обыгрывают потешки, играя в ладушки в парах)

Хозяйка.

- Ребята давайте попросим бабушек рассказать потешки .

Дорогие наши гости, кто из вас помнит патешки из своего детства

Бабушки

Когда мы были маленькие, нас мамы обыгрывали такими словами, а когда сами были мамами, также обыгрывали своих детей, а теперь уже и внуков.

Проходят годы, а эти потешки и сейчас любят дети
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки - пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай - ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,

А в ушки — слышунюшки,

А в глазки — глядунюшки,

А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,

А в головку — разумок!
Хозяюшка

-Ребята, кто из вас приготовил новые потешки ?

(дети рассказывают свои потешки)

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек.(щекочем ребёнка)
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбивал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки

(дети рассказывают свои потешки)

Хозяюшка

- Молодцы ребята, кто вам помог найти такие замечательные потешки?

(дети рассказывают)

- Кто приготовил больше всех потешек получит приз, калач.

Ну, Ваня, отрывай новый лепесток.

4. Загадки

Хозяюшка

С древних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным.

Загадка - это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Во многих сказках мы встречаем загадки, их задают злодеи, а сильные и добрые и веселые смельчаки борются со злом, чтобы выручить своих родных и любимых
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(лук)

Хозяйка

- Ребята, сейчас проверим вашу сообразительность. Бабушки будут загадывать вам загадки, а вы постарайтесь отгадать. Кто правильно будет отвечать получит приз.

1. На кончике залупился,

Красной девке полюбился

(орех)

Хозяюшка

- Ребята загадка трудная не получилось получить приз, запомните и загадайте дома родителям.

(повторяем несколько раз)

  1. Стоит дед над водой,

Трясёт бородой

(камыш)
Хозяюшка

Молодец, Андрей, получай приз.
2.Стоит Егорка

В красной ермолке.

Кто ни пройдёт –

Всяк поклонится

(гриб)

Хозяюшка

Молодец, Алёнка, получай приз.

5. Физкультминутка

Дети исполняют веселые частушки.

Бабушки так же не остались в стороне, хлопали в ладоши, припевали припевку между частушками.

Чиха, чиха, чиха-ха

Расцветает гречиха.

Чечевица с викою

И горох с гречихою.

Хозяюшка.

Кто был самый веселый? Кто пел частушки и плясал?

Давай, Татьяна, выручай, отрывай новый лепесток.

6. Заклички

Хозяюшка

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.
Кто приготовил заклички? Получай приз от бабушек

Дождик, дождик припусти,

Мы поедем во кусты,

Богу молиться,

Христу поклониться.

Ключиком, замочком,

Золотым платочком.

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Хворостань,

Богу молиться, Христу поклониться.

А у Бога сирота,

Открывает ворота,

Ключиком, замочком,

Золотым платочком.
Хозяйка

- Дорогие бабушки порадуйте нас, новыми закличками.

Молодцы ребята, знаете заклички, но мы просили дождь, чтобы был урожай.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Дождик, дождик, пуще
На бабину капусту,
На мой ячмень
Прокапай весь день.
Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти

Хозяюшка

-Так, Сергей, отрывай последний лепесток.

7. Народные песни

Много у каждого народа колыбельных, хоровых, свадебных, и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках, и в дни печали. Эти песни живут в народе много лет.

Дети устали, тут мать начинает петь русские народные песни. Маленький в люльке подаёт голос, мама кормит его и поёт колыбельные песенки

Колыбельная песня .

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Хозяюшка
-Кто из вас знает колыбельные песенки?

(девочки поют колыбельные своим куклам)

Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
-А, Вы, бабушки, чем порадуете.
Баю, баю, баинки

Прискакали заянки.

Баю, баю, бай

Ты сыночек засыпай,

А то серенький волчок

Тебя схватит за бочок
Ой люшенки, люшенки

Прилетели гулюшки.

Стали гулюшки клевать

И Танюшу забавлять.

Вам бы гулюшки клевать,

А Танюше надо спать.

Вы б летели гулюшки

К себе во садулюшки
Хозяюшка

-Ребята, наши бабушки не просто пришли в таких костюмах.
А русский народный костюм- это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

8. Практическая работа

Давайте ребята с вами представим себя в роли женщины – искусницы, которая вышивает узор для полика своей рубахи. Вам нужно нарисовать на листах бумаги узор, включив своё воображение и фантазию. (На фоне русской - народной музыки дети выполняют эскизы узора в цвете для украшения полика русской рубахи)

9. - Ребята, послушаем и посмотрим исследовательскую работу « Русский народный костюм»

(Свою работу представляют две ученицы)

Предметом нашего исследования является, русский народный праздничный костюм.

Задачи исследования

  • выяснить какую праздничную одежду носили в нашем селе;

  • собрать и изучить материал, связанный с народным костюмом;

  • проследить какую вышивку использовали.

  • выяснить, хранятся в наших семьях русские народные костюмы.

Методы исследования

  • метод опроса (рассказы бабушек);

  • практический метод (рассмотреть, перерисовать орнаменты костюма)

  • наглядный метод (просмотр фотографий, иллюстраций, готовых изделий, посетить районный краеведческий музей)

Гипотеза

«Почему так берегли и берегут народные костюмы в семьях»

В своей работе мы расскажем вам о русском народном костюме.

Посмотрим на праздничный русский народный костюм. Каждое поколение мастеров-художников перенимало у отцов все
лучшее, что было, добавляя новое, свое. И поскольку результаты такого
творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям
людей, его стали называть народным.

К празднику или другому торжеству на селе готовились все от
мала до велика, но особенно женщины. Они доставали из своих
сундуков, бережно разворачивали и неспешно надевали праздничную одежду.

Рубаха была самым главным и первоначальным элементом
русского наряда, древнейшей нательной одеждой славян. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на гулянье или на покос готовили
праздничную рубаху.

Появление в костюме женщины-славянки понёвы уходит в глубь веков. В народе носили удобные, нарядные, тёплые понёвы, которые дожили до наших дней. Были они длиной до щиколоток.

Понева – женская шерстяная юбка. Фон поневы был красным, в
Красненском районе предпочитали клетчатые поневы черно-белого
цвета. Праздничная понева (наборная) имела широкую
вышитую подбивку, задняя и боковые части украшены широким
разноцветным узором.

Поверх поневы спереди подвязывалась завеска. Низ завески украшался дорогой лентой с позолотой. Выше ленты наносился узор черными – бумажными нитями.

Затем одевали подпояску. Она изготовлялась из холста. Ткали ее сразу готовую: синего, зеленого или красного цвета.

Завершал весь ансамбль русского женского наряда головной убор. О многом он мог рассказать - совершеннолетняя девушка или нет, можно ли её сватать, замужем ли она, каков достаток и семейное
положение.

В первые годы замужества до рождения первого ребенка молодухи
из обеспеченных семей носили сороки.

Грибатка изготавливалась из шерстяной цветной ленточки.
Ленточка отделывалась черно-белым бисером или блестками с цветным
бисером.

В праздничный наряд ещё входили серьги и косицы.
Серги - изготовляли из того же материала, что и кружки на грибатке. Они
были такие же круглые, вдевались в уши.

Косицы - такие же кружки, как на грибатке и серьгах, так же
раскрашены бисером, блёстками, только с изнаночной стороны продето
короткое черное петушиное перо, загнутое вверх.

Хозяюшка

Мы благодарим бабушек за интересные загадки, потешки, заклички, колыбельные песни. После урока мы угостим гостей чаем с ватрушками, русскими калачами.
Итог урока

- Что мы узнали сегодня на уроке?

-В каких произведениях русского народного творчества отражена народная мудрость?

-В каких костюмах выходили на праздники наши предки?

.

10. Рефлексия

- Закончите предложение:


  • Я работал с …… настроением.

  • Мне было очень …

  • Я….. доволен собой.

  • Я испытывал трудности, когда…

  • Мне помог (или помогли) эти трудности преодолеть…


Хозяюшка

- Мне сегодня было приятно с Вами работать. Спасибо за работу.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н. Маснева»

Красненского района Белгородской области


Урок «Как сохранить здоровье»


Автор:

учитель начальных классов МОУ

«Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Ломова Татьяна Митрофановна

Готовье 2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск