Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 358.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации15.03.2014
Размер358.82 Kb.
ТипТематика курсовых работ
100-bal.ru > Литература > Тематика курсовых работ
  1   2


Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Введение в теорию литературы:

Практикум


Канск

2005

Печатается по решению кафедры русского языка и литературы Канского педагогического колледжа.
Автор-составитель: Н.П. Вергелес, преподаватель кафедры русского языка и литературы, 2005-41с.

Данный сборник представляет подборку тренировочных упражнений по дисциплине «Введение в теорию литературы» и адресован студентам факультета «Русский язык и литература» Канского педагогического колледжа

© Автор – составитель:

Н.П.Вергелес

© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Содержание:

  1. От автора 4

  2. Практические занятия

    1. Особенности практического литерату-роведения. 5

    2. Специфика литературы, ее предмет и функции.7

    3. Учение о литературном творчестве. В мастерской писателя. 8

    4. Язык художественного произведения: поэтическая лексика 9

    5. Язык художественного произведения: поэтическая семантика и поэтический синтаксис 12

    6. Язык художественного произведения: Поэтическая фоника. 15

    7. Стихосложение 17

    8. Идейный и предметный мир художественного произведения: тема, проблема, идея, хронотоп, интерьер, пейзаж. 20

    9. Сюжет и композиция 26

    10. Художественный образ и его разновидности 28

    11. Родо-видовые особенности произведений 30

    12. Модусы и жанры 36

  3. Контрольные вопросы: «Приготовьтесь к экзамену» 39

  4. Тематика курсовых работ 41

От автора
Данный сборник контрольных вопросов, творческих заданий и тренировочных упражнений ставит целью закрепить и актуализировать знания по дисциплине «Введение в теорию литературы», стимулировать исследовательскую и интеллектуальную работу студентов, усовершенствовать умение применять понятийный литературоведческий аппарат для нужд анализа художественных произведений, подготовить студентов к успешной сдаче экзамена по дисциплине. Выполнение предложенных заданий и упражнений даст возможность студентам приобрести достаточно солидные навыки литературоведа-практика.

Предложенные автором пособия задания потребуют прежде всего прочного усвоения теоретического курса.

Комплекс заданий и упражнений автор частично позаимствовал из авторитетных источников, частично составил сам.

Комплекс практических заданий носит открытый характер и доводится до студентов заранее. Познакомиться с ним можно на сервере КПК.

Структура пособия-практикума включает перечень а) заданий к практическим занятиям; б) тренировочных упражнений и контрольных вопросов проблемного характера, требующих осмысления литературоведческих фактов и дефиниций, предлагаемых на практических занятиях; в) общих контрольных вопросов для подготовки к экзаменам. К каждому практическому занятию прилагается список литературы.

Студентам дается право выбрать форму аттестации по дисциплине. Традиционная форма аттестации предполагает сдачу экзамена по завершении вычитывания курса (перечень экзаменационных вопросов см. в рабочей программе дисциплины). Альтернативная форма сдачи – выполнение вышеперечисленных заданий (на «отлично» - 75-80 % выполнения, на «хорошо» - 65-75 %).

Любые замечания по поводу сборника будут приняты автором с благодарностью.

Пособие предназначено для внутреннего пользования и адресовано студентам Канского педагогического колледжа.
Практическое занятие № 1

Особенности практического литературоведения.
Практические работы по теме (на семестр).

Конспектирование работы Аристотеля «Поэтика» (Античная литература: Древняя Греция. Хрестоматия. М.. 1965 М., 2002 или М.,1978) и статьи Лихачева Д.С. «Об общественной ответственности литературо-ведения».

Подробная аннотация и рецензия одной из монографий по литературе XVIII века (см. план написания рецензии Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. М., 2000 С. 187)

Тезирование статьи В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (СС в 9т. Т.3 М., 1978 или любое издание).

Библиография (текущая периодика: журналы «Русская литература», «Русская словесность», «Филологические науки», «Вестник Московского университета», «Вопросы литературы», «Литература в школе», газета «Литература»).

Развернутый план ответа на вопросы учебных статей «Творческая история произведения», «Текстология» (практическое занятие № 3), «Архетип» «Специфика искусства» и «Специфика литературы» (практическое занятие № 2. Литература: «Введение в литературоведение» под ред. Л.И.Чернец. М., 2006, материал лекции преподавателя).

Подготовьте доклад по теме «Стихи и проза», «Выразительные возможности рифмы», «Строфа и ее возможности», «Семантический ореол размера» (по выбору).

Тренировочные упражнения

1. Прочитайте 4 сон Веры Павловны из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Найдите в нем описание здания будущего. Выделите в найденном отрывке микротемы, разделите на части. «Сожмите» текст.

2. Составьте сложный план и тезисы (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классы. М., 2000, упр. 324. Или: Развивайте дар слова. М., 1990, упр.18).
Литература

Бельчиков И.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М., 1975.

Берков П.Н. Библиографическая эвристика (К теории и методике библиографических разысканий). М., 1960.

Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования. Л., 1955.

Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М., 1977.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классы. М., 2000.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003, с.18-24.

Кирилюк З.В. Дипломное сочинение по литературе. Киев, 1977.

Развивайте дар слова. М., 1990.

Федотов О.И. Начала литературоведческого труда (методические рекомендации к учебно- и научно-исследовательской деятельности студентов). М., 1989.
Практическое занятие № 2

Специфика литературы, ее предмет и функции.
Задания:

а) подберите пословицы, крылатые выражения о книге и литературе (как можно больше) и распределите подобранный вами материал (пословицы, крылатые выражения) по рубрикам: а) литература как познание; б) литература как воспитание и т.д.

б) приведите примеры «словесной пластики и «словесной музыки» в литературе

Литература

Учебные пособия

Введение в литературоведение. Хрестоматия под ред. Николаева П.А., М.,1979.

Теория литературы. Основные вопросы в теоретическом освещении. М., 1962 –1965.

Литература (8,9,10,11 классы). Учебное пособие под ред. В.Г. Маранцмана. М., 2001.

СЮЛ. М., 1987, с. 39-42.

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1982 (соответствующая глава).

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике// Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971 Т.3, с.343-352.

Горький М. Как я учился писать. (Любое из­дание.)

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003, с. 5-17.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957. Гл. 18.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002 С.63-65, 99-102.

Практическое занятие № 3

Учение о литературном творчестве. В мастерской писателя.

Задание:

составьте развернутый план ответа по вопросу «Творческая история произведения» (литература: Введение в литературоведение. /Под ред. Л.В.Чернец М., 2006).
Тренировочные упражнения

  1. Назовите говорящие имена в пьесе Островского «Гроза». Как драматург раскрывает характеры героев через имена и фамилии?

  2. «Вишневый сад» и «Чайка» словами-символами широкого употребления. Вспомните другие названия литературных произведений, тоже ставшие символическими. Укажите основные функции этих заглавий. Как заглавия связаны с текстом? Повлияли ли они на выбор вами произведения для чтения. Выявите «приращения смысла», развивающиеся у заглавия по мере развертывания сюжета.


Литература

Учебники

Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам… М., 1962.

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1982 (соответствующая глава).

Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

Давыдова Т.Т. Пронин А.В. Теория литературы. М., 2003.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекция 3-5).

Маяковский В.В. Как делать стихи. Любое издание.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

Озеров Л.А. Стих и стиль. Л., 1975.

Озеров Л.А. В мастерской стиха. М., 1973.

Романова Г.И. Творческая история произведения. / Введение в литературоведение под ред. Л.В.Чернец. М., 2000. С. 393-404.

Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972, с. 194-197.

Развивайте дар слова. М., 1990.

Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990.
Практическое занятие № 4

Язык художественного произведения: поэтическая лексика
Задания:

а) выпишите из словарей, пособий по 2-3 примера на каждое понятие (синонимы, кон­текстуальные синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, контекстуальные антонимы, фразеологизмы, каламбур, прозаизмы, поэтизмы, просторечия, архаизмы, историзмы, церковнославянизмы, библеизмы, старославянизмы, диалектизмы, провинциализмы, этнографизмы, неологизмы, окказионализмы, экзотизмы, заимствования, варваризмы, ин­тернационализмы, вульгаризмы, макароническая речь, галлицизмы, жарго­низмы (социальные диалекты), арготизмы, феня, просторечия, ономастика, сленг, книжные слова, поэтические слова (поэтизмы), разноречие);

б) найдите в повести М.Ю.Лермонтова «Бэла» все вышеперечисленные дефиниции.

Тренировочные упражнения

1. Выпишите из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе историзмы и архаизмы, объясните их значения.

2. Выпишите из поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского просторечные и диалектные слова и фразеологизмы.

3. Выпишите из стихотворений И.Северянина неологизмы.

4. Найдите неологизмы, профессионализмы, диалектизмы и др. лексические пласты слов, обозначьте их функцию:

а) Чем вы, гости торг ведете, и куда теперь плывете? (П.)

б) Перстами, легкими, как сон, моих зениц коснулся он (П.).

в) Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. (Ес.)

г) Думаю: а может, попужать нас только хочут, а ниче не сделают. (В.Расп.)

д) Времыши-камыши на озере береге, где каменья временем, где время каменьем (В.Хлебн.).

5. Выпишите из «Левши» Н.С.Лескова примеры народной этимологии.

6. Выделите тематические группы слов в стихотворении А.А.Ахматовой «Не бывать тебе в живых»

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

7. Найдите в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» монолог Демона (от слов «Клянусь я первым днем творенья» до «Пусть доцветает без меня»), выявите в нем синонимические и антонимические пары, покажите индивидуально-авторские особенности их употребления и текстообразующие функции. Найдите в монологе книжную лексику. Составьте словарь ключевых слов, создающих образ Демона.

8. В этой же поэме в отрывке, начинающемся со слов «Клянусь полночною звездою» и до «Под солнцем юга не цвела», найдите старославянизмы и стилистически маркированную лексику, определите их функции.

9. Найдите в стихотворении А.А.Блока «Я пригвожден к трактирной стойке» лексику, содержащую национально-культурную информацию. Составьте функционально-текстовую лексическую группу, способствующую формированию образного представления счастья в стихотворении поэта.
Литература

Учебные пособия

Словари

Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. Николаева П.А. М., 1979. С. 208-230.

Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Стилистика русского языка. М., 1986.

Горшков А.И. Русская словесность. М., 1996.

Квятковский А.А. Поэтический словарь. М., 1996.

Озеров Л.А. Стих и стиль. М., «Знание», 1975.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного про­изведения. Практикум. М., 2003.

Ми­хайлова Е.Н. Проза М.Ю.Лермонтова. М., 1967.

Удодов Б.Г. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1973.

Практическое занятие № 5

Язык художественного произведения:

поэтическая семантика и поэтический синтаксис
Задания:

а) выпишите из словарей, пособий по 2-3 примера на каждое понятие;

б) напишите минисочинение на тему «Ода эпитету» (круг вопросов: определение, способы выражения, виды эпитетов, эпитет и логическое ударение; назначение: эмоциональная насыщенность, усиление, идеализация, стилизация; место в той или иной художественной системе (фольклоре, классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме и т.д.), эпитет как характерный признак идиостиля. Используйте книгу Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи, М., 1993; Озеров Л.А. Стих и стиль, М., «Знание», 1975; Соловей Т.Г. Урок об эпитете. ЛШ 2002 № 2);

в) най­дите тропы и фигуры поэтического синтаксиса в повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
Тренировочные упражнения

1. Определите фигуры поэтического синтаксиса, назовите авторов данных строчек:

а) Горные вершины спят во тьме ночной; б) Москва! Люблю тебя как сын…в) Люблю, но реже говорю об этом, Люблю сильней, но не для многих глаз; г) Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои; д) Цветут в саду фисташки, пой соловей! Зеленые овражки, пой, соловей! По склонам гор весенних маков ковер. Бредут толпой барашки. Пой, соловей! е) Не час, не день, не год уйдет; ж) Татьяна - в лес. Медведь – за ней; з) Была жара. Жара плыла; к) У Черного моря чинара стоит молодая; л) День и ночь роняет сердце ласку; м) Горьким смехом моим посмеюся; н) Что тебе эта скорбь вопиющая? Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает; о) И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьются; п) Кому сказать мне, с кем мне поделиться? Так грустно-радостно, что я остался жив; р) И является она ранней звёздочки светлее; с) Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни.

2.Определите виды тропов, назовите авторов данных строчек:

а) Своими горькими слезами Над нами плакала весна; б) Я земной шар чуть не весь обошел; в) Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег; г) Анчар, как грозный часовой, Один стоит во всей вселенной; д) Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно-давно ты ждешь меня; е) И слышно было до рассвета, Как ликовал француз; ж)…Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал; з) Он рыться не имел охоты В хронологической пыли; и) Эй, борода, как проехать к Плюшкину? к) Роняет лес багряный свой убор; л) Ты вел мечи на пир обильный; м) И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн…; н) Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ветра обожгло; о) «Мой царь! Мой раб! Родной язык! п) Я ласковый мерзавец. Холодный пламень.

3. В стихотворении А.А.Блока «На железной дороге» найдите пимеры метонимического употребления лексики, определите стилистическую значимость метонимического тропа.

4. Каковы характерные черты употребления языка в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма?

5. В стихотворении А.А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» выявите формально-синтаксическую доминанту стихотворения и ее смыслообразующую роль. Какой стилистический прием лежит в основе композиции стихотворения.

6. Проанализируйте синтаксический рисунок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божья, ныне с молитвою»), стихотворения И.Ф.Анненского «Прерывистые строки».
Литература

Учебные пособия.

Словари.

Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. Николаева П.А. М., 1979, с. 208-230.

Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Стилистика русского языка. М., 1986.

Горшков А.И. Русская словесность. М., 1996.

Квятковский А.А. Поэтический словарь. М., 1996.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

Озеров Л.А. Стих и стиль. М., «Знание», 1975.

Соловей Т.Г. Урок об эпитете./ «Литература в школе», 2002, № 2.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного про­изведения. Практикум. М., 2003.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск