№ур.
| Вид урока
| Тема урока. Основное содержание
| Колич. часов по разделам.
|
Дата проведения
|
|
|
|
| План
| Факт
|
1 четверть
|
|
Устное народное творчество
|
|
1
| Беседа. Тестирование
| Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
| 1 неделя
|
|
2
| Рассказ учителя. Беседа
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельные песни
|
|
|
|
3
| Обучение чтению. Беседа
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой
|
| 2 неделя
|
|
4
| Обучение чтению. Беседа
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика
|
|
|
|
5
| Обучение чтению. Беседа
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа
|
| 3 неделя
|
|
6
| Обучение чтению. Беседа
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках
|
|
|
|
7
| Урок развития речи
| Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»
|
| 4 неделя
|
|
Из Древнерусской литературы
|
|
8
| Обучение чтению. Беседа
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
|
|
|
|
Из русской литературы 18 века
|
|
9
| Обучению чтению. Беседа
| М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
|
| 5 неделя
|
|
Из русской литературы 19 века
|
|
10
| Урок внеклассного чтения
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)
|
|
|
|
11
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали
|
| 6 неделя
|
|
13
| Рассказ учителя. Беседа
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни
|
|
|
|
14
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению
| В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки
|
| 7 неделя
|
|
15
| Беседа
| В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
|
|
|
|
16
| Рассказ учителя. Беседа
| А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
|
| 8 неделя
|
|
17
| Беседа. Обучение чтению
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
|
|
|
|
18
| Урок контроля
| Письменные ответы или тестирование
|
| 9 неделя
|
|
2 четверть
|
|
19
| Беседа
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки
|
|
|
|
20
| Урок развития речи
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке
|
| 10 неделя
|
|
21
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа
| Русская литературная сказка Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
|
|
|
|
22
| Обучение чтению. Беседа
| В.М. Гаршин « Attalea Princeps ». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения
|
| 11 неделя
|
|
23
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен
|
|
|
|
24
| Беседа. Обучение чтению
| Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения
|
| 12 неделя
|
|
25
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни в повести
|
|
|
|
26
| Беседа
| Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
| 13 неделя
|
|
27
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете
|
|
|
|
28
| Урок внеклассного чтения
| Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей
|
| 14 неделя
|
|
29
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
|
|
|
|
30
| Беседа. Практикум
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества
|
| 15 неделя
|
|
31
| Урок развития речи
| Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу и.С. Тургенева «Муму» «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чем вина и беда барыни?»
|
|
|
|
32
| Урок контроля
| Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование)
|
| 16 неделя
|
|
| 3 четверть
|
|
33
| Рассказ учителя. Практикум
| А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни
|
|
|
|
34
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
|
| 17 неделя
|
|
35
| Урок развития речи
| Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник».
|
| 18 неделя
|
|
36
| Рассказ учителя. Практикум
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»
|
|
|
|
| Русские поэты 19 века о Родине и родной природе
|
|
37
| Урок – концерт. Практикум
| Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений
|
| 19 неделя
|
|
38
| Урок - концерт
| Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова
|
|
|
|
| Из русской литературы 20 века
|
|
39
| Урок внеклассного чтения
| И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа
|
| 20 неделя
|
|
40
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений
|
|
|
|
41
| Беседа. Практикум
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев
|
| 21 неделя
|
|
42
| Урок развития речи
| Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства»
|
|
|
|
43
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» и « «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений
|
| 22 неделя
|
|
44
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа
| П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера
|
|
|
|
45
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа
| Образ Хозяйки Медной горы в сказке П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка
|
| 23 неделя
|
|
46
| Рассказ учителя. Беседа
| Герои и их поступки в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
|
|
|
|
47
| Практикум
| Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения
|
| 24 неделя
|
|
48
| Урок внеклассного чтения
| Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»
|
|
|
|
49
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа
| Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Столкновение добра и зла в пьесе
|
| 25 неделя
|
|
50
| Урок развития речи
| Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор и традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки
|
|
|
|
51
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа
| А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира
|
| 26 неделя
|
|
52
| Урок контроля
| Контрольная работа или тестирование
|
|
|
|
| 4 четверть
|
|
53
| Рассказ учителя. Обучение чтению
| В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу
|
| 27 неделя
|
|
54
| Беседа
| «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении
|
|
|
|
55
| Урок развития речи
| Классное сочинение: «Как Васютка выжил в тайге?»
|
| 28 неделя
|
|
56
| Урок-концерт
| Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон – Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем
|
|
|
|
57
| Беседа. Обучение чтению
| Русские поэты 20 века о Родине и родной природе А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образы Родины в стихах о природе
|
| 29 неделя
|
|
58
| Рассказ учителя. Беседа
| Образы детей в рассказах Саши Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах
|
|
|
|
59
| Рассказ учителя. Беседа
| К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста. Патриотические подвиги детей в годы ВОВ
|
| 30 неделя
|
|
| Из зарубежной литературы
|
|
60
| Рассказ учителя. Беседа
| Р. Стивенсон «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер
|
|
|
|
61
| Урок внеклассного чтения
| Д.Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя романа
|
| 31 неделя
|
|
62
| Рассказ учителя. Беседа
| Х.К. Андерсен «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда
|
|
|
|
63
| Обучение чтению. Беседа
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини
|
| 32 неделя
|
|
64
| Урок развития речи
| Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказке Андерсена», «Какие поступки в сказке Андерсена я считаю благородными?»
|
|
|
|
65
| Урок внеклассного чтения
| Ж. Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
|
| 33 неделя
|
|
66
| Урок внеклассного чтения
| М. Твен «Приключения тома Сойера». Внутренний мир героев М. Твена
|
|
|
|
67
| Урок внеклассного чтения
| Дж. Лондон «Сказание о Кише». Становление характера героя. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа
|
| 34 неделя
|
|
68
| Урок развития речи
| Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения
|
|
|
|
69-70
|
| Резервные уроки
|
| 35 неделя
|
|