Скачать 47.13 Kb.
|
Приложение № 2 к уроку «Развитие познавательного интереса на интегрированных уроках истории и дополнительного образования» Проектное обучение вводится в существующую классно-урочную систему на принципах сосуществования и взаимодополнения. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно- ориентированным обучением, а в совокупности с ним будет способствовать формированию универсальных компетенций обучающихся. Урок № 9 в 6-м классе по теме: «Быт и нравы Древней Руси». Цели урока: 1. Охарактеризовать слои древнерусского населения, познакомить учащихся с образом их жизни. 2. Активизировать творческое мышление посредством самостоятельной подготовки к уроку и работы в группе, способствовать развитию умению разрабатывать элементы игрового проекта. 3. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к традиционной национальной культуре. Оборудование урока: 1.Карта: «Древнерусское государство. Киевская Русь» 2.Методический аппарат учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс». 3.Русские народные костюмы. План урока.
Основные понятия: общество, митрополит, епископ, община, вотчина, холоп, закуп, смерд, рядович, «лихой человек». Ход урока. Проверка домашней работы в виде исторического диктанта. (используется взаимоконтроль обучащихся). 1.Софийский собор в Киеве был построен в годы правления….(Ярослава). 2.Автор «Слова о Законе и Благодати»…(Илларион). 3.Христианство на Руси было принято в …(988г.) 4.Роспись по сырой штукатурке называется…(фреской) 5.Кто в своём произведении пытался ответить на вопрос «Откуда есть пошла земля русская»?...(Нестор) 6.Поэтические сказания о прошлом, прославлявшие подвиги богатырей, называются…(былинами) 7.Литературное описание жизни святых называются…(былинами) 8.В 989 г. началось строительство Десятинной церкви в …(Киеве). 9. В каком соборе были написаны фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого? ( в Киевском Софийском) 10.Как назывались иллюстрации в рукописных книгах? …(миниатюры). Практическая работа с учебником. Класс делится на группы по числу вопросов плана. Каждая группа получает карточки с вопросами и заданиями. Задания даются заранее, чтобы обучащиеся могли подготовиться. 5-я группа заранее готовит колядки (5 минут). Вопросы группам: 1.Назовите отличия жилища славян от современной квартиры. Как строились взаимоотношения в крестьянской семье между главой семьи, женой и детьми? 2. Назовите страны, с которыми торговало Древнерусское государство. Какие товары производились в древнерусских городах, а какие привозились иноземными купцами? Назовите ремесленные профессии, существующие в городах. 3. Было ли удобным жилище боярина? Чем одежда знатной женщины и мужчины отличается от современной? Поясните свой ответ. 4.Как военное дело стимулировало развитие ремесла? До урока начинает свою работу группа организаторов (2-3 чел.), которая готовит выставку книг и журналов. В ходе работы эта группа осуществляет техническую помощь учителю в проверке результатов работы обучащихся. В процессе работы знакомлю с обрядом «коляда». Коляда – один из самых древних праздников. Справлялся он, когда солнце поворачивает на весну и день прибывает. Это ежегодное явление отмечалось радостно, весело с прославлением коляды – молодого солнца. К концу практической работы рассказываю, как в старину молодые люди и дети ходили колядовать по домам и прославляли хозяев. В это время открывается дверь, и появляются колядовщики. Они произносят колядки и поют частушки. Колядовщики: 1.Сеем, веем рассеваем, С годом Новым поздравляем! Уродись пшеничка, Горох, чечевичка, На поле копнами, На столе пирогами. Сеем, веем рассеваем, Овсом и рожью, Милостью божьею, На крутой творожок, Пастушку пирожок. 2. Мы ходили, мы гуляли, По святой Руси. Поздравляли, величали, Добра, счастья всем желали. 3. Учитель: А вот и гости с колядками К нам пожаловали! 4. Здравствуйте хозяюшка! Позвольте в горницу войти! Во горницу войти, Да на лавочку сести!. 5.Коляда пришла, Всем веселья принесла. Не садись не скучай, А частушки запевай! 6. Частушки: Коляда, коляда, Во печи стоит еда Каша гречневая, Голова свиная. Коляда, коляда, Подавай еду суда: Конфет коробок Или вилы в бок. Коляда, коляда, в небе уж взошла звезда. К нам катит на святки Подпалила пятки. Коляда, коляда, На подай пирог сюда! Сладко закусили, Хозяев не честили. Коляда, коляда, Есть у деда борода, А весёлый петушок Носит красный гребешок. Колядовщики: 7. Что вы нам хозяева подарите? Денег горшок? Или каши горшок? Кувшин молока? Или кусок пирога? 8.Учитель: Да попели вы на славу, На потеху на забаву. Получите ка блинок Красна солнышка видок. 18.Одна-то бы корова По ведру доила. Одна-то бы кобыла По два воза возила. 19. Спасибо этому дому, пойдём к другому. 20.Учитель: На славу пославили колядовщики. Ждите и нас в гости. По старому обычаю их и других участников встречи угощают пряниками и конфетами. Колядовщики славят хозяев и уходят. Учитель: «Да, весело было на Руси в такие морозные деньки! Умел русский народ работать, умел и отдыхать. Подводятся итоги занятия. Домашнее задание: п. 8, с. 71-72. Список литературы: 1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. 9- 12 века. М., 2001 2. Князев Е.А. Родная старина: Сова, термины, образы. М., 1996 3 Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1996 |