Скачать 192.94 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Моршанский район РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНИЮ приказ от __№ ____ Совет МОУ директор Протокол №4 от 25.08.2010 ______Е.В.Шпякина Рабочая программа по предмету «Музыка» для ____1 ___класса на 2010 -2011 учебный год Составил: учитель музыки Макарова Татьяна Борисовна Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи уроков музыки развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); · совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива. Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений. Место предмета в базисном учебном плане В базисном учебном плане в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 136 часов). В 1 классе на изучение предмета отводится 34 часа. Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы: Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; Метод эмоциональной драматургии; · Метод создания «композиций»; Метод игры; Метод художественного контекста; · Метод концентричности организации музыкального материала. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий. Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос. Содержание программы
Учебно- тематический план
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения: Требования к первоклассникам отталкиваются от требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования. 1. Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на основе музыкальной деятельности. 2. Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских музыкальных инструментах. 3. Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах. 4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм). 5. Узнавание звучания музыкальных инструментов. 6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору. 7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства. 8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств. Все эти требования включены в Программу предлагаемого курса как повторение, с тем, чтобы дети, не посещавшие дошкольные учреждения смогли освоить необходимый минимум знаний и навыков, положенных дошкольнику стандартом образования. Требования к первоклассникам: Должны знать/уметь 1. Знать определять на слух те выразительные средства музыкального языка (тембр музыкальных инструментов, громкость, высота, темп, ритм простейших жанров – марша, танцев: вальса, польки). Которыми композитор создает музыкальный образ, увязывать музыкальные звуки со смыслом. 2. Осознанно различать на слух простейшие музыкальные жанры: песню, танец и марш на основе знаний отличительных музыкальных признаков каждого жанра (общий характер в связи с особенностями темпа, метра (двух или трехдольный), ритмический рисунок. 3. Уметь ритмизовать стихи, повторить простейший ритм. Очинить простейший ритмический аккомпанемент к стихам или мелодии, распеть текст простейшей мелодией, придумав для него подходящее движение или жест. 4. Научить внимательно слушать и адекватно композиторскому замыслу (на основе анализа выразительных средств) понимать музыкальное произведение. Запомнить название произведения и имя автора. 5. Определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов (барабан. фортепиано, скрипка, флейта). 6. Выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижерские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса. Знать элементарные правила пения: положение корпуса, дыхание, приемы формирования певческого звука. Литература и средства обучения
Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. М.: Композитор, 1992 Р.М. Глиер «Концерт для голоса с оркестром», «Заплетися плетень» р.н.п, И.С. Бах «Прелюдия до-мажор» Б. Окуджава «Музыкант», Ф. Шуберт «К музыке», песня Г.А. Струве «Музыка» Колыбельные песни. Загадки, скороговорки, заклички «Кикимора» «Музыкальная табакерка» А. Лядов, Г. Струве «Пёстрый колпачок» Музыкально-ритмическая игра «Репка» муз. В. Яновской «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский, «Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко, «Деревца» муз. Е. Тиличеевой, «Белочки» муз. З. Лёвиной «Урожай собирай» муз. А. Филиппенко, «Осень» муз. П.И. Чайковского, «Песенка об осеннем солнышке» муз. В. Николаева, «Эхо» муз. Е. Поплянова «Симфония№4» П.И. Чайковский, «Во поле берёза стояла» р.н.п., «С чего начинается Родина» муз. В. Баснер, «Гимн России» муз. А. Александрова «Про Добрыню», «О Волгеи Микуле», «Попутная» М.И. Глинка «Три богатыря» В.Васнецов, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка «Клоуны» Д.Б. Кобалевский, «В углу», «С няней», «С куклой» М. П. Мусоргский, «Детский альбом» П. И. Чайковский «Карнавал животных» К. Сен-Санс «Кто как кричит?» А. Барто «Танец бабочек», «Шуточка» В. Селиванова Фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» «Зима» А. Вивальди, «Дед Мороз» Г. Шуман»Дед Мороз» Г. Вихарёва «Смелый наездник» Р. шуман, «Пешком шагали мышки» муз. В. Калистратова «Нотный хоровод» муз. В. Герчик, «Семь подружек» В. Дроцевич «Баба яга» В. Кикта, «Деревянный поезд» «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» муз. В. Воловьёв-Седой, «Боготырская симфония» А. Бородин, «Александр Невский» П. Корин «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет Масленица», «Блины». Р.н.п «Весной» Э. Григ, «Песня Жаворонка» П.И. Чайковского, «Ой, бежит ручьём вода» украинская народная песня, «Кап-кап» муз. З. Лёвиной, «Колыбельная» муз. Г. Гладкова, «Колыбельная» муз. Кажлаева, «Сегодня мамин день» муз. Е. Соколова«Весенний вальс» муз. А. Филиппенко, «Весёлый крестьянин» муз. Р. Шумана, «Халлинг» Э. Григ, «Песня ручья» муз. В. Николаева, «Капли в море» муз. Я. Дубравина, «Жила-была работа» муз. В. Усачёва«Гавот», «танец шутиных дочерей», «Девушки с лилиями», Танец цыганки», «марш», «Полночь», «Большой вальс» С.С. Прокофьева «Великан» опера С. Прокофьева «Детская симфония» И. Гайдн, «Музыкальная семья» муз. И. Завалишина «Музыкальные загадки» муз. В. Агафонникова, «Весёлые инструменты» муз. Г. Левкодимова, «Саратовская гармоника», «Во кузнице», «Плясовые наигрыши», «Пойду ль я, Выйду ль я» р.н.п. «Рондо» муз. А. Шнитке, «Голубой вагон» муз. В. Шаинского «Картинки с выставки» М.П. Мусоргский, «Догадайся кто поёт?» муз. Е. Тиличеевой «Киевские ворота», «Избушка на курьих ножках, «Часы с кукушкой», «Балет невылупившихся птенцов» «Прелюдия и фуга до – мажор» И.С. Бах, «Необычный концерт» муз. В. Дементьева, «К музыке» Ф. Шуберт, «Музыка» Г. Струве, «Прелюдия и фуга до – мажор» И.С. Календарно- тематическое планирование
|