№ п/п
| К.
ч.
| Тип урока
| Тема урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля
| Планируемые учебные компетенции
| Дом. зад.
|
|
|
|
|
1.
| 1
| Урок межпредметн интеграции
| Введение. История 20 века и судьбы искусства. Русская литература в контексте мировой культуры.
| Определение взаимосвязи литературы и общественной мысли. Запись основных положений лекции учителя
| Ответ на вопрос по теме урока: «Что вам близко в литературе 20 века?»
| Умение выделять главное в лекции и записывать, рассуждать
| Стр. 3-7 (составить тезисы)
|
|
|
2.
| 1
| Урок-конспектирование
| Судьба реализма: историческое место произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже 19 и 20 веков.
| Работа с учебником: литературные направления начала 20 века.
Л.Толстой в начале 20 в.
| Знать литературные направления начала 20 века
| Знание художественно-эстетических принципов творчества Т. и Ч., ницшеанских мотивов в лит.
| Стр. 17-22, составить тезисы
|
|
|
3.
| 1
| Урок - презентация
| И.А.Бунин. Художественный мир Бунина. Традиции 19 века в лирике Бунина. Приобщение к стихии русского языка. Кровная связь с природой. Анализ стихов «Вечер», «Сумерки», «Слово». «Антоновские яблоки».
| Важнейшие эпизоды детства и юности. Анализ стихов и определение стилистических особенностей бунинской лирики. «Антоновские яблоки» - лиричекая новелла воспоминаний. Раздумья о судьбах России, повесть «Деревня». «Ностальгический» реализм.
| Отражение традиций 19 века в лирике Бунина, признаки лирической прозы.
Размышление: 1. «Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозгласившего тезис о том, что «звуки правдивее слов» ?»
| Выявлять художественные детали, раскрывающие образ, определение своеобразия стиля писателя. Знать, какие толстовские и чеховские традиции проявляются в прозе Бунина.
| Стр. 28-40(знать особенности поэтического таланта), выучить одно стихотворение.
|
|
|
4
| 1
| Урок - заочное путешествие с использ Интернет-ресур
| М. Горький. Раннее творчество. Суровая правда жизни в рассказах. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
«На дне»
| Рассказ о писателе. «Горьковский путь в литературу: биография как труд по сотворению личности». Роль Горького в судьбах русской культуры. Анализ эпизодов рассказов «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», раскрывающих суровую правду жизни и романт. пафос.
| Вопросы-размышления: 1.«В чём проявляются особенности романтизма Горького?» 2.Почему в ранних произведениях Горький часто прибегает к приёму сюжетного обрамления, предполагающего наличие рассказчика?
| Выявлять роль языковых средств выразительности в раскрытии характера героя. Влияние творчества Горького на развитие татарской литературы
| Стр. 57-63
(знать содержание), прочитать рассказ «Челкаш». С. 71( в. 1-7)
|
|
|
5
| 1.
| Урок - презентация
| А.И.Куприн. Богатство типажей в произведениях Куприна. Динамичность сюжетов. Этнографическая проза. «Гранатовый браслет», «Олеся»
| Обзор творчества Куприна, анализ повестей, раскрывающий мастерство писателя в изображении мира чел. чувств. Очерковый стиль. Образ «природного» человека. «Гранатовый браслет» - романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне
| Ответ на вопрос: «Почему так инфантильны, «немужественны», безвольны мужчины в мире Куприна?» Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной» личности.
| Выявлять роль художественной детали в произведениях Куприна,
| Стр. 88-90, 100-103 (знать содержание), выучить отрывок по выбору
|
|
|
6
| 1.
| Урок - размышление
| Л.Н. Андреев. «Иуда Искариот». Богоборческая тема.
| Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева. «Иуда Искариот» - «живая рана» души Л. Андреева.
| Вопрос-размышление:
«Что нового внёс Андреев в традиционную тему «иудина греха»?
| Определять идейно-тематическое содержание рассказа и авторскую позицию
| С. 106-115 (знать содержание), вопросы 4-7
|
|
|
7
| 1
| Урок словесной интеграции
| Поэзия конца 19-начала 20 века. Серебряный век русской поэзии. Основные направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Символизм.
| Серебряный век русской поэзии. Основные направления модернизма. Символизм. Эстетические взгляды символистов. «Старшие символисты» и «младосимволисты». Декадентство. Анализ стихов, раскрывающий языковые средства выразительности
| Предшественники символизма. Аллегория, метафора, символ, оксюморон. Мифологический сюжет. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.
| Знать истоки русского символизма, основные черты его как философско-художествен-
ного течения, умение анализировать стихи
| Стр. 126-147, составить тезисы
|
|
|
13
| 1
| Урок - заочное путешествие с использованием Интернет-ресурсов
| С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Лирика. Глубокое чувство родной природы. Анализ стихов
| С. Есенин – поэтическое сердце России. Жизнь и творчество Есенина. Имажинизм. Образ-мифологема. Святоотечественная литература. Трагическая судьба поэта. Лирика. Анализ стихов.
| Вопросы: В чём духовная красота и сложность образа Родины?» Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов? Сопоставление стихов Есенина со стихотворениями татарской литературы о природе
| Характеризовать лир. героя, определять роль изобразительно-выразительных средств языка в создании живописных картин рус. природы.
| Стр. 419-425
(знать содержание), выучить наизусть одно стихотворение
|
|
|
14
| 1
| Урок - лекция с элементами беседы
| Литературный процесс 30-40 годов. Поэзия 30 годов и проза о людях труда, об индустриальной революции. Н.Островский «Как закалялась сталь». Герой-идеал.
| Литература и эпоха 30 годов. Песенно-лирическая поэзия. Особенности лирической поэзии. Жизнеутверждающий пафос. Творчество Я.Смелякова, М.Светлова, М.Исаковского, П.Васильева. Тема труда в литературе 30 годов.
| Вопросы: Какая тематика преобладала в песенном репертуаре М.Исаковского? Что позволяет говорить о возрождении есенинских мотивов в лирике П. Васильева? В чём состояло счастье жизни П. Корчагина?
| Умение анализировать произведения, понимать их идейно-тематическое своеобразие. Почему нельзя объявлять П. Корчагина аскетом, идеей?
| Ч.2.
Стр.3-20 (знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
15
| 1
| Урок – устный журнал
| Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Ностальгический реализм И. Бунина и И. Шмелёва. Судьбы молодого поколения писателей и поэтов в эмиграции.
| И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева». И. С. Шмелев «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье». Анализ глав, раскрывающих глубину нравственного чувства произведений писателя. «Парижская нота» русской поэзии 30 г. «Ностальгический реализм». Сюрреалистическое письмо.
| Вопрос: Как изменилась позиция И.Бунина и И. Шмелёва в 30 годы? В чём особенности их ностальгического и духовного реализма, их способов создания идеальной России, страны обетованной?
| Знать «золотое десятилетие» зарубежной русской литературы. Анализ глав, раскрывающих идейно-тематическое своеобразие произведений. Осуществилась ли мечта поэтов-эмигрант. «в Россию вернуться стихами»?
| Стр. 30-45, составить тезисы, анализ эпизодов
|
|
|
16
| 1.
| Урок – лекция с элементами беседы
| Историзм А.Н.Толстого. «Петр Первый»: образ Петра и образ России в их динамическом единстве.
| «Петр Первый»: образ Петра и образ России в их динамическом единстве. Интерес писателя к истории. Мастерство Толстого – исторического романиста. Панорама русской жизни в романе. Художественное своеобразие романа. Историческая деталь
| Вопросы: Какую роль играют в изобразительной системе А. Толстого жест, глаголы действия, движения? Какие грани личности Петра находят своё отражение в лице сподвижников царя (Меньшиков, Ромодановский, И. Бровкин)?
| Умение анализировать отдельные эпизоды романа, составлять цитатный план по теме « Образ Петра», определять авторскую позицию.
| Стр. 45-53(знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
17
| 1
| Урок с использ. Интернет-ресурсов
| М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона».
| Личность М.Шолохова, его творчеством. «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона». Анализ рассказа «Родинка, раскрывающего правду о гражд. войне».
| Вопрос: Каково значение Вёшенской в судьбе Шолохова?
| Знание творчества Шолохова, умение анализировать отдельные эпизоды.
| Стр. 56-68 (знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
18
| 1
| Урок – портрет
| М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита».
| Знакомство с личностью Булгакова, сложной судьбой его произведений. Своеобразие жизненного опыта М. Булгакова. Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - первый этап в осмыслении темы революции. Анализ глав повестей.
Сатирич. изображение действ.
| Вопросы: Какие впечатления московской жизни 30 г. отразились в прозе Б.? В чём опасный смысл экспериментов с трансформацией Шарика в Шарикова? Что это: «новый человек» или новая опасность для жизни?
| Составлять сюжетно-композиционный план, выявлять идейное содержание повестей и авторскую позицию.
| Стр.
103-118(составить план), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
19.
| 1.
| Урок – презентация
| Б.Л. Пастернак. Лирика. Поэтическая эволюция Пастернака. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии. Анализ стихов. Роман Пастернака «Доктор Живаго» (обзор).
| Знакомство с личностью писателя, разнообразием его дарований. Лирика. Анализ стихов, раскрывающих темы: человек и природа, поэт и поэзия, интеллигенция в революции.
| Анализ стихов, раскрывающих темы: человек и природа, поэт и поэзия, интеллигенция в революции. Герой и автор. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор
| Знать поэтическую эволюцию Пастернака, проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии.
| Стр. 135-147(составить конспект), анализ стихотворений
|
|
|
20
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Литература периода Великой Отечественной войны. Война и духовная жизнь общества, публицистика в годы войны. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет.
| Публицистика времён войны. Фронтовой репортаж. Радиостатья. Творчество И. Эренбурга, А. Толстого, О. Берггольц. Анализ эпизодов, раскрывающих силу народного чувства. Маршевая песня. Патриотизм лирики Лебедева-Кумача, Ахматовой, Тихонова, Исаковского, Суркова, Симонова, Фатьянова,
| Вопрос: В чём состояла зловещая сила философии и практики фашизма, «очищающего жизненное пространство» от других народов и культур? Какова роль публицистики военных лет в развенчании этой философии?
| Человек на войне и правда о нём.
| Стр. 203-209(составить тезисы), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
21
| 1
| Урок – концерт
| Муса Джалиль. Жизненный и творческий подвиг. «Моабитские тетради».
| Мужество и героизм татарского поэта Мусы Джалиля. «Моабитские тетради». Анализ стихов «Палачу», «Красная ромашка», «Варварство», «Чулпан».
| Вопрос: В чём состоял смысл стихотворения Ахматовой «Мужество», Фатьянова «Соловьи»
| Умение анализировать стихи
| Выучить наизусть стихотворение., индвидуальные сообщения
|
|
|
22
| 1
| Урок – лекция с элементами беседы
| Литературный процесс 50 – 80 годов 20 века. Период «оттепели» в литературе. Творчество Е.Евтушенко. Анализ стихов «Карьера», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны», «Памяти Ахматовой». Анализ стихов А. Вознесенского «Тишины!», «Ностальгия по-настоящему».
| Общая характеристика литературного процесса. 40-50 годы - осмысление Великой Победы. Слово о войне Межирова, Друниной, Дудина, Орлова. «Оттепель» и появление «громких» и «тихих» лириков. Творчество Евтушенко, А.Вознесенского. Особенности языка, стихосложения поэтов.
| Вопросы: Что понимается под «оттепелью»? Какие писательские имена выделялись в этот период развития русской литературы? В чём своеобразие поэзии Н. Рубцова?
| Особенности художественных решений в произведениях поэтов 50-80 годов.
| Стр. 254-274(составить тезисы)
|
|
|
23
| 1
| Урок работы с текстом
| «Деревенская» проза». Новый образ русской деревни и крестьянской души в повести В. Белова «Привычное дело», романе «Кануны»
| Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с зёмлей. Новый образ русской деревни и крестьянской души в повестях В. Белова «Привычное дело», романе «Кануны»
| Размышление: Почему русская «деревенская проза» стала на многие десятилетия своеобразной вершиной обновления всего литературного процесса?
| Знать худ. особенности «дер. прозы». Умение анализировать осн. эпизоды, раскрывающие глубину и цельность духовного мира человека.
| Стр. 280-288 (знать содержание), подготовить анализ эпиз.
|
|
|
24
| 1.
| Урок работы с текстом
| «Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности романа А. Битова «Пушкинский дом»
| Нравственная проблематика и художественные особенности романа А. Битова «Пушкинский дом».
| Размышление: Почему термин «городская проза» означает не только тему, место действия, но и обострённость конфликтов, несмягчаемых циклическим природным временем?
| Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
| Стр. 292-298 (знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
25
| 1
| Урок работы с текстом
| Историческая романистика 60 -80 годов. Исторический роман как древо памяти. Социально-политический роман на лагерную тему.
| Исторические романы В. Пикуля, В. Ганичева, Д. Балашова, В. Чивилихина. Социально-политическ. роман на лагерную тему. Произведения Солженицына, Шаламова, Гинзбурга, Жигулина, Домбровского. Нравственно-истор. пробл. и худ. особенности.
| Размышление: Что нового открыли в историческом прошлом России В. Пикуль. Д.Балашов, В. Чивилихин? Какую помощь оказали писателям исследования Л. Гумилёва, труды русских религиозных философов эмиграции?
| Понимать нравственно-историческую проблемату и художественные особенности произведений.
| Стр. 298-303(прочитать), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
26
| 1
| Урок искусствоведческой интеграции
| Авторская песня 60-80 годов. Творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
| Авторская песн я. Рок-поэзия. В. Высоцкий «Охота на волков», «Кони привередливые», «Мы вращаем землю», «Мне судьба – до последней черты, до креста». Б. Окуджава «До свидания, мальчики»
| Размышление: Что брали барды из профессиональной поэзии и что отрицали в ней? Есть ли будущее у «авторской песни»?
| Характеризовать лирического героя, определять роль изобразительно-выраз. средств языка.
| Стр. 303-310 (прочитать), выучить 1-2 стихотворения
|
|
|
27
| 1
| Урок работы с текстом
| В.М. Шукшин. Глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с зёмлей в рассказах Шукшина. Анализ эпизодов из рассказов «Одни», «В профиль и анфас», «Жена мужа в Париж провожала», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
| Путь в большую литературу. Шукшинские «чудики» - путь к правде народного характера в рассказах «Одни», «В профиль и анфас», «Жена мужа в Париж провожала», «Миль пардон, мадам», «Срезал» и др. Анализ эпизодов. «Пародийность языка. Как совмещаются в нём черты «святого и грешного» русского человека? В чём, по Шукшину, проявилось несовершенство текущей жизни и что беспокоило его в будущем?
| Размышление: В чём новизна тематики и героев прозы Ш.? В чём своеобразие шукшинских «чудиков»? Что внесли в русскую литературу его «чудики»? Какие грани национального характера высвечивает проза Ш.? Что ближе всего автору в «простом» человеке?»
| Видеть сатирические мотивы в прозе Шукшина. Характеризовать лирического героя, определять роль изобразительно-выразительных средств языка.
Размышление: В чём противоречивость характера и судьбы Егора П. в «Калине красной»?
| Стр. 313-324 (знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
28
| 1
| Урок – портрет
| В.П.Астафьев. «Печальный детектив».
Образ главного героя. В.Г. Распутин. Нравственные уроки повестей «Деньги для Марии», «Последний срок». «Живи и помни».
| Исповедальное слово В. Астафьева. Анализ повести «Печальный детектив». Образ главного героя, его стремление помочь обществу избавиться от нравственных пороков. Анализ эпизодов, раскрывающих взаимоотношения человека с природой
| Размышление: Как вы понимаете выражение «чувствовать кожей мир вокруг»? Анализ эпизодов, раскрывающих потерю нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности гор. населения
| Анализ эпизодов, раскрывающих потерю нрав. ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности гор. населения
| Стр. 340-350 (знать содержание), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
29
| 1.
| Урок с компьютерной поддержкой
| А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, его руководителей за настоящее и будущее страны.
| Годы детства и ученичества. война: путь самопознания и прозрений. «Лагерные университеты». Анализ повести «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве, ответственности руководителей за настоящее и будущее страны. Образ Ивана Денисовича. Двуединство автора и героя. «Двучастный» рассказ.
| Размышление: Как прожил свой день Иван Денисович? Почему читатель нередко помнит одного И. Д. Шухова, забыв о целых исследованиях лагерной темы? В чём выразилось труженическое начало характера Ивана Денисовича? В каких эпизодах повести происходит своеобразное высвобождение героя, его распрямление?
| Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, его руководителей за настоящее и будущее страны.
| Стр. 391-399(составить план), подготовить анализ эпизодов
|
|
|
30
| 1
| Комбинированный урок
| Драматургия последних десятилетий. Обзор.
А. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».
| Знакомство учащихся с драматическими произведениями современной литературы, анализ их. А. Вампилов «Утиная охота». Нравственная проблематика пьес
| Текущий контроль.Создание монологического ответа на основе прочитанного произведения
| Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.
| Подготовиться к итоговой работе
|
|
|
31
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Новейшая русская проза 80-90 годов (обзор). Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.
| Общая характеристика переломной эпохи. Массовая культура. Реалистическая проза: В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», В. Астафьев «Людочка», Петрушевская «Свой круг», Л.Улицкая «Казус Кукоцкого».
| Размышление: В чём гуманистический смысл «жестокой» прозы Л. Петрушевской? Является ли ущербность и суровость, известный «цинизм» героинь-повествовательниц свидетельством ущербности мира, силы зла, царящего в мире?
| Знание идейно-тематического содержания произведений
| Стр. 416-427 (прочитать),
подготовить анализ эпизодов
|
|
|
32
| 1
| Урок работы с текстом
| Новейшая русская поэзия 80-90 годов (обзор). Д. Пригов, В. Бурич, Г. Салгир, Л. Рубенштейн.
| Ироническая поэзия Д. Пригова, В. Бурича, Г. Салгира, Л. Рубенштейна. Верлибр. Эссеизм в литературе.
| Размышл.: Каковы худ. особенности иронической поэзии Пригова? Как она взаимодействует со стихией субкультуры (анекдотом, КВН)?
| Знание идейно-тематического содержания произведений
| Стр. 436- 439
( прочитать), подготовить анализ эпизод.
|
|
|
33
|
| Урок-семинар
| Итоги. Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в 20 веке. Обзор.
| Диалог совр. лит. с историей. Судьбы рус. лит. в драм. процессе движения культуры и лит. конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в 20 в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстет. и этич. решений. Творчество В. Дегтева, Ю. Сергеева, А. Варламова, А. Иванова, Е. Носова, В. Лихоносова, В. Белова, В. Крупина, В. Галактионовой, Л. Бородина
| Размышление: В чём заключается сложность и драматизм современной литературной ситуации? Каковы тенденции и перспективы развития отечественной литературы?
| Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в 20 веке.
| Стр. 356-360 (составить план)
|
|
|
34
| | Урок-портрет
| Зарубежная литература. Основные направления. Б.Шоу. Э.М. Хемингуэй. Э.М.Ремарк. Джордж Оруэлл. Обзор современной зарубежной поэзии.
| Знакомить учащихся с основными направлениями развития зарубежной литературы, с творчеством Б.Шоу. Пьеса «Пигмалеон». Анализ эпизодов, коммент. чтение.
| Текущий контроль.
Создание монологического ответа на основе прочитанного произведения
| Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.
| Индивидуальные сообщения
|
|
|