Скачать 104.32 Kb.
|
ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ударцева Л. А. (МБОУ г. Иркутска СОШ № 77) Одним из важных звеньев в деятельности школы, в частности, учителя является работа с одаренными детьми. Значимым направлением в этой деятельности служит организация научно-практической работы. Ежегодно в нашей школе в апреле-месяце традиционно проводится научно-практическая конференция. Это стало хорошей традицией приобщения школьников к исследовательской работе. Я хочу поделиться опытом работы по данному направлению как учитель русского языка и литературы. Начали мы свою работу девять лет назад. После изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» ученице 9 класса Подкорытовой Анне было предложено провести сравнительный анализ образов Ноздрева и Зилова. Ученица пришла к выводу, что эти герои очень похожи между собой. Через два года после изучения повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» появился новый материал для исследования – образ Петрухи. Так возникла тема: «Галерея «беспутных людей» в русской литературе», которая объединила в себе три образа (Ноздрева, Зилова и Петрухи) и три произведения разных авторов: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Утиная охота» А. В. Вампилова и «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина. С 2005 – 2006 года по 2012 – 2013 учебный год учащимися было подготовлено 25 исследовательских работ по литературе и русскому языку.
В 2007 году ученица 11 класса Киселева Мария приняла участие в научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Тезисы ее двух работ были напечатаны в сборнике, выпущенном по итогам конференции. Хотелось бы несколько слов сказать о том, с чего начинается работа учителя с учащимися по изучению объекта исследования. Конечно же, с определения темы, круга произведений, цели и плана исследования. Каждый пункт подготовки отслеживается учителем, дается соответствующая консультация. Приведу пример плана проведения исследования ученицей 11 класса Киселевой Марины по теме «Традиции русской классической литературы и новаторство А. В. Вампилова в пьесе «Прощание в июне». 1. Проблемы пьесы, характерные для русской классической литературы 2. Традиционные приемы, использованные автором пьесы. 3. Связь пьесы с устным народным творчеством (пословицы и фразеологические обороты в пьесе) 4. Новаторство драматурга – создание собственных афоризмов. Приведу еще пример пути исследования ученицей 5 класса по теме «Герои, события, языковые и художественные особенности фантастического рассказа «Тетя Атиса» Г. Михасенко. I. Постановка цели: -провести исследование; -пропагандировать творчество писателя; произведения, адресованные детям; -показать другим учащимся пути анализа произведения; -стимулировать творческую деятельность одаренных детей; -воспитывать учащихся на положительных примерах героев художественных произведений. План исследования:
Анализируя связь данного рассказа с другими, ученица отметила: - Момент превращения Васьки из щуки очень напоминает эпизод превращения собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова в эксперименте, проведенном профессором Федором Федоровичем Преображенским, отраженный в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Следующий эпизод рассказа – момент приземления настоящего самолета в квартире Петуховых напоминает эпизод романа Джонотана Свифта «Путешествия Гулливера» - эпизод, когда Гулливер попал в Лилипутию. Отмечая связь фантастического рассказа Г. Михасенко «Тетя Атиса» с народными сказками, ученица пишет:
Указывая на отличия, ученица подмечает: в сказках мы встречаем присказки, повторы, в данном фантастическом рассказе их нет. Проведя наблюдения за языковыми особенностями рассказа, ученица делает вывод, что язык рассказа яркий, насыщенный фразеологизмами, и приводит примеры их использования автором: гробовое молчание, по горло хватило, дал знать о себе, ходили ходуном, не ударить лицом в грязь, губа не дура, растянуть удовольствие, шмякнуть по физиономии, битком набить. Отмечается, что писатель использует авторские выражения (в «примусы» выбиться», «запасной хохмач», «не выкинет ли какого-нибудь коленца»). Ученица выделяет использование автором в рассказе метафор и приводит примеры: длинные рыжеватые волосы дождевым занавесом шатались и ходили ходуном. Хочется отметить, что все учащиеся, проводившие исследования, обратили внимание на языковые особенности произведений, на их связь с устным народным творчеством. Ученица 11 класса Кузнецова Ирина в 2007 – 2008 учебном году, работая по теме: «Народная мудрость в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», приводит примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов. Пословицы:
Поговорки
Фразеологические обороты 1 С места ни ногой 2 Сломя голову бегут В 2009 – 2010 учебном году ученица 11 класса Ряжева Катя провела исследовательскую работу по теме «Сложноподчиненные предложения». В данной работе были использованы материалы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а именно глав «Понтий Пилат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти иуду из Кириафа» и «Погребение». Со страниц книги ученицей были выписаны сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных. Все найденные предложения разграничены по соответствующим рубрикам. В общей сложности получилось: 1. Среди предложений с одним придаточным: 23 СПП с придаточными определительными, 16 СПП с придаточными изъяснительными, 5 СПП с придаточными причины, 5 СПП с придаточными условия, 7 СПП с придаточными времени, 5 СПП с придаточными цели, 2 СПП с придаточными следствия, 3 СПП с придаточными места, 5 СПП с придаточными меры и степени, 1 СПП с придаточным уступки, 1 СПП с придаточным сравнения 2. Среди предложений с разными видами подчинения: 7 СПП с однородным подчинением, 4 СПП с параллельным соединением и 7 СПП со смешанными типами подчинения. Данная работа носит прикладной характер и вполне может служить обучающим пособием при изучении в старших классах темы «Сложноподчиненные предложения», а также может быть использована для карточек при проверке знаний учащихся. В своей небольшой статье я постаралась показать одно из направлений в работе с одаренными детьми. В заключение хочется подчеркнуть, что исследовательская работа будит творческое воображение учащихся, способствует развитию аналитического мышления, развивает память, повышает самооценку, рождает желание подняться на ступеньку выше, стремление к дальнейшему поиску и тем самым готовит к самостоятельной взрослой научной работе. |