Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 104.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.03.2014
Размер104.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы





ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ударцева Л. А.

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 77)
Одним из важных звеньев в деятельности школы, в частности, учителя является работа с одаренными детьми. Значимым направлением в этой деятельности служит организация научно-практической работы. Ежегодно в нашей школе в апреле-месяце традиционно проводится научно-практическая конференция. Это стало хорошей традицией приобщения школьников к исследовательской работе.

Я хочу поделиться опытом работы по данному направлению как учитель русского языка и литературы. Начали мы свою работу девять лет назад. После изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» ученице 9 класса Подкорытовой Анне было предложено провести сравнительный анализ образов Ноздрева и Зилова. Ученица пришла к выводу, что эти герои очень похожи между собой.

Через два года после изучения повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» появился новый материал для исследования – образ Петрухи. Так возникла тема: «Галерея «беспутных людей» в русской литературе», которая объединила в себе три образа (Ноздрева, Зилова и Петрухи) и три произведения разных авторов: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Утиная охота» А. В. Вампилова и «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина.

С 2005 – 2006 года по 2012 – 2013 учебный год учащимися было подготовлено 25 исследовательских работ по литературе и русскому языку.


Участие школьников в научно-практической конференции по предмету –

литература, русский язык (учитель Ударцева Л.А.)

Учебный год

Участники

Класс

Тема исследования

Место

выступления

2005 -2006

Подкоротытова Анна

9 В

Сравнительно-сопоставительный

анализ образа Ноздрева из повести Н.В. Гоголя «Мертвые души» и образа Зилова из пьесы А. Вампилова «Утиная охота»

Школьная НПК

2006 - 2007

1.Тимканова Лилия

10 Б

Темы героев и рассказов В.М. Шукшина

Школьная НПК




2.Киселева Мария

10 Б

Женские образы в рассказах В.М. Шукшина

Городская научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки





3.Шмаков Владимир

10 А

«Сытый, пьяный и нос в табаке» (образ Петрухи в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»)

Школьная НПК




4.Кочубей Всеволод


10 А


Нравственные ценности героев повести В.Г. Распутина «Живи и помни»

Школьная НПК

2007-2008

1.Ряжева Екатерина

9 А

1)Выразительные средства языка в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» как средство создания комического и как средство изобразительности

2)Пословицы, поговорки, фразеологические обороты в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Школьная НПК




2.Киселева Мария

11 Б

Традиции русской классической литературы и новаторство А.В. Вампилова в пьесе «Прощание в июне»

Городская научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки





3.Куценко Дарья

11 Б

Галерея «беспутных людей» в русской классической литературе

Школьная НПК




4.Неверова Алина

11 Б

Образ Родины в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Школьная НПК




5.Тимканова Лилия

10 Б

Образ Дарьи в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Школьная НПК




6.Кузнецова Ирина

11 Б

Народная мудрость в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» (пословицы, поговорки, фразеологические обороты)

Школьная НПК

2008-2010

1.Маренич Юлия

5 А

Сюжет, композиция, герои и художественные особенности повести Г. Михасенко «Тетя Атиса»

Школьная НПК




2.Князева Кристина

5 А

Творчество М.Д.Сергеева для детей

Школьная НПК

2009-2010

Ряжева Екатерина

11 А

Сложноподчиненные предложения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Иершалаимские главы)

Школьная НПК

2010-2011

1. Маренич Юлия

7 А

Виды подчинительных союзов на материале рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Школьная НПК




2. Деева Галина

7 А

Рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» как дидактический материал при изучении причастных, деепричастных оборотов и разных групп наречий

Школьная НПК




3. Малых Дарья

7 А

Предложения с причастными оборотами на примере изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Школьная НПК




4. Богомякова Александра

7 А

Предложения с деепричастными оборотами на примере изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Школьная НПК

2011-2012

1. Ременникова Лилия

8 А

Творчество и вечная жизнь Александра Вампилова

Городской конкурс презентаций, посвященный творчеству А. В. Вампилова и В. Г. Распутина

- 1-е место




2. Деева Галина

8 А

Вводные слова в рассказе В. Г. Распутина « Уроки французского»

Школьная НПК




3. Харциз Яна

8 А.

Подчинительные союзы в рассказе В. Г. Распутина (на материале повести «Прощание с Матерой»

Школьная НПК




4. Малых Дарья

8 А

Мои открытия в творчестве В. Г. Распутина (на примере повести «Прощание с Матерой»

Школьная НПК

2012-2013

Васильева Софья

10 А

Образ матери в русской литературе

X областная научно-практическая конференция «Великое русское слово…» - диплом участника


В 2007 году ученица 11 класса Киселева Мария приняла участие в научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Тезисы ее двух работ были напечатаны в сборнике, выпущенном по итогам конференции.

Хотелось бы несколько слов сказать о том, с чего начинается работа учителя с учащимися по изучению объекта исследования. Конечно же, с определения темы, круга произведений, цели и плана исследования. Каждый пункт подготовки отслеживается учителем, дается соответствующая консультация.

Приведу пример плана проведения исследования ученицей 11 класса Киселевой Марины по теме «Традиции русской классической литературы и новаторство А. В. Вампилова в пьесе «Прощание в июне».
1. Проблемы пьесы, характерные для русской классической литературы

2. Традиционные приемы, использованные автором пьесы.

3. Связь пьесы с устным народным творчеством (пословицы и фразеологические обороты в пьесе)

4. Новаторство драматурга – создание собственных афоризмов.

Приведу еще пример пути исследования ученицей 5 класса по теме «Герои, события, языковые и художественные особенности фантастического рассказа «Тетя Атиса» Г. Михасенко.

I. Постановка цели:

-провести исследование;

-пропагандировать творчество писателя; произведения, адресованные детям;

-показать другим учащимся пути анализа произведения;

-стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

-воспитывать учащихся на положительных примерах героев художественных произведений.

План исследования:

  1. Жизнь и творчество Г. Михасенко

  2. Произведения Г. Михасенко для детей

  3. Тема и идея рассказа «Тетя Атиса»

  4. Сюжет

  5. Фантастическое в рассказе

  6. Общее и различное в народных сказках и фантастическом рассказе «Тетя Атиса»

  7. Главный герой рассказа – Ваня Петухов, его добрые поступки и характер

  8. Связь данного рассказа с другими произведениями ( Д. Свифт «Путешествия Гулливера», В. П. Катаев «Цветик-семицветик», М. А. Булгаков «Собачье сердце»)

  9. Языковые и художественные особенности произведения

  10. Юмор в рассказе

  11. Мое отношение к героям и событиям рассказа

  12. Творческие задания:

  1. кроссворд

  2. рисунки

Анализируя связь данного рассказа с другими, ученица отметила:

- Момент превращения Васьки из щуки очень напоминает эпизод превращения собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова в эксперименте, проведенном профессором Федором Федоровичем Преображенским, отраженный в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Следующий эпизод рассказа – момент приземления настоящего самолета в квартире Петуховых напоминает эпизод романа Джонотана Свифта «Путешествия Гулливера» - эпизод, когда Гулливер попал в Лилипутию.

Отмечая связь фантастического рассказа Г. Михасенко «Тетя Атиса» с народными сказками, ученица пишет:

  1. там и там действуют фантастические силы

  2. добро побеждает зло

Указывая на отличия, ученица подмечает: в сказках мы встречаем присказки, повторы, в данном фантастическом рассказе их нет.

Проведя наблюдения за языковыми особенностями рассказа, ученица делает вывод, что язык рассказа яркий, насыщенный фразеологизмами, и приводит примеры их использования автором: гробовое молчание, по горло хватило, дал знать о себе, ходили ходуном, не ударить лицом в грязь, губа не дура, растянуть удовольствие, шмякнуть по физиономии, битком набить. Отмечается, что писатель использует авторские выражения (в «примусы» выбиться», «запасной хохмач», «не выкинет ли какого-нибудь коленца»).

Ученица выделяет использование автором в рассказе метафор и приводит примеры: длинные рыжеватые волосы дождевым занавесом шатались и ходили ходуном.

Хочется отметить, что все учащиеся, проводившие исследования, обратили внимание на языковые особенности произведений, на их связь с устным народным творчеством.

Ученица 11 класса Кузнецова Ирина в 2007 – 2008 учебном году, работая по теме: «Народная мудрость в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», приводит примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Пословицы:

  1. Что наскоро ставится, то скоро и старится

  2. Чему быть, того не миновать

  3. Из цыгана охотник, как из волка пастух

  4. На миру и смерть красна

  5. Накладывай на воз столько, сколько кобыла увезет

  6. Я ей про дело, она – про козу белу

  7. Кто станет спасать ноги, оставшись без головы

  8. … совесть иметь и от совести не терпеть

  9. Чья душа во грехе, та и в ответе

  10. В ком душа, в том и Бог

  11. Кто же старое дерево пересаживает?!

Поговорки

  1. Из грязи вылезли, в князи пошли

  2. Там, где надо руками шевелить, он их закладывал за спину

  3. … из тех богатеев, кому как баню идти, так и переезжать

  4. С паршивой овцы хоть шерсти клок

Фразеологические обороты

1 С места ни ногой

2 Сломя голову бегут
В 2009 – 2010 учебном году ученица 11 класса Ряжева Катя провела исследовательскую работу по теме «Сложноподчиненные предложения». В данной работе были использованы материалы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а именно глав «Понтий Пилат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти иуду из Кириафа» и «Погребение».

Со страниц книги ученицей были выписаны сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных. Все найденные предложения разграничены по соответствующим рубрикам. В общей сложности получилось:

1. Среди предложений с одним придаточным: 23 СПП с придаточными определительными, 16 СПП с придаточными изъяснительными, 5 СПП с придаточными причины, 5 СПП с придаточными условия, 7 СПП с придаточными времени, 5 СПП с придаточными цели, 2 СПП с придаточными следствия, 3 СПП с придаточными места, 5 СПП с придаточными меры и степени, 1 СПП с придаточным уступки, 1 СПП с придаточным сравнения

2. Среди предложений с разными видами подчинения: 7 СПП с однородным подчинением, 4 СПП с параллельным соединением и 7 СПП со смешанными типами подчинения.

Данная работа носит прикладной характер и вполне может служить обучающим пособием при изучении в старших классах темы «Сложноподчиненные предложения», а также может быть использована для карточек при проверке знаний учащихся.

В своей небольшой статье я постаралась показать одно из направлений в работе с одаренными детьми. В заключение хочется подчеркнуть, что исследовательская работа будит творческое воображение учащихся, способствует развитию аналитического мышления, развивает память, повышает самооценку, рождает желание подняться на ступеньку выше, стремление к дальнейшему поиску и тем самым готовит к самостоятельной взрослой научной работе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск