Скачать 58.54 Kb.
|
Урок литературного чтения АНТОН ЧЕХОВ «ВАНЬКА» Цель: Формировать умения учащихся высказывать оценочные суждения, умения восприятия и понимания художественных произведений; учить проводить связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями; Формировать умения работы с толковым и фразеологическим словарями; цитировать строки произведения, доказывая правильность своих ответов; определять, от какого лица ведется повествование; Воспитание чувства сопереживания, восприятия и понимания жизненной ситуации в произведениях классиков детской литературы; Учить выделять важные события в жизни героя; высказывать свое мнение о главных героях; анализировать поступки главных героев; Ход урока 1.Оргмомент 2. Анализ произведения - Сколько лет Ваньке Жукову, давно ли его отдали в учение к сапожнику? - Что же представляет собой это «учение»? - Найдите в тексте ответы на эти вопросы. - Вывод : практически, Ванька является прислугой: он нянчит маленького ребёнка и помогает по хозяйству. - Верно ли, что Ваньке приходится жить намного хуже, чем живет Петька из рассказа Андреева? - Почему? И тот и другой одинаково беззащитны. Они бесправны: Ваньку бьют, он не доедает, не досыпает. Его бьют за собственные проступки (неправильно чистил селедку, заснул, укачивая хозяйского малыша) и за чужие проступки Ваньку тоже бьют: подмастерья заставляют красть для них огурцы. С другой стороны, Ванька – очень наблюдательный мальчик: в письме он рассказал о жизни большого города, расспросил у торговцев как можно отправить письмо деду, и что, если дед Константин Макарыч заберет Ваньку обратно в деревню, то уж Ванька не будет обузой, а будет работать, помогая деду. - Какие проблемы вы наблюдали в жизни этих мальчиков? И того и другого несправедливо обижают. И тот и другой мечтают выбраться из этой страшной жизни хамства и рабства. - Прочитайте в тексте, строки, где описывается не справедливое отношение к Ваньке, как его обижают, как издеваются над беззащитным человеком. - Есть ли у Ваньки свое «то самое место», куда он так стремится, хочет вернуться? - Прочитайте, где провел Ваньки начало своей жизни, пока была жива его мать? -Причитайте, как относились к Ваньке в господском доме, где служила горничной его мать? - Что произошло с Ванькой после смерти матери? С кем он оставался в господском доме? - Почему же отдали Ваньку в Москву к сапожнику? Вывод: Ванька получил в детстве то, чего не получил Петька. Но также как у Петьки, у Ваньки есть своя мечта – то самое место, его воспоминания о прошлом, о доме, о дедушке, о былых временах. Ванька мечтает вернуться в родную деревню. - Прочитайте рассуждения наших героев в учебнике на стр. 158 (со слов: -а мне нравится Ванька…) - Вы можете объяснить, что Таня имела в виду? В отличие от Петьки, Ванька – человек грамотный, он получил некоторое воспитание, образование, и поэтому в нем есть сила для сопротивления жизненным обстоятельствам. - Какие еще наблюдения предлагают нам герои учебника? Прочитайте на стр. 159. «- А мне понравилось, что Ванька очень стеснительный и вежливый. Он дождался праздника, чтобы написать дедушке письмо! - Прочитайте, с каких слов начинает Ванька писать письмо? Вывод: несмотря на крайне тяжелую жизнь, Ванька письмо начинает с вежливого обращения, поздравляет деда с Рождеством, желает ему всяческих благ; и только потом начинает описывать свое житьё-бытьё. - В конце письма Ванька передает поклоны всем, кого он помнит, и кто его знает. Т.О., автор показал, проявление уважения к старшим, правила написания писем. - Прочитайте, какими словами заканчивает свое письмо Ванька? - Прочитайте, как горько и плохо живется Ваньке у сапожника. -Текст рассказа состоит и разных частей: это части, составляющие содержание письма Ваньки, эти части мы читаем, как рассказывает Ванька свои воспоминания. - Начало и конец каждой части обозначены голубым цветом. - Найдите и прочитайте эти части. - Есть в рассказе части, отмеченные желтым цветом. Кто описывает события; рассказчик или сам Ванька? Т.О., части отмеченные желтым цветом не входят в состав письма. - Прочитайте первый фрагмент, второй фрагмент, отмеченный желтым цветом. - Кто описывает события произведения: автор или сам Ванька? Эти фрагменты мы читаем рассказ от лица самого автора. - Прочитайте второй фрагмент, отмеченный желтым цветом. - Чей это взгляд на события: рассказчика или Ваньки? - Что именно вспоминает Ванька из той далекой жизни? -Находился ли он возле деда по ночам? - Хорошо ли Ванька разбирался в повадках собак? Т.О., каждый раз погружаясь в воспоминания, взгляд автора становится Ванькиным. - Прочитайте третий отрывок из письма Ваньки. Что вас могло в нем заинтересовать? Ванька рассказывает о жизни людей в городе, совсем не похожей на жизнь деревенскую, Ванька сравнивает, какие животные есть в большом городе, что он видел на прилавках больших магазинов, какие собаки живут в городе, как отличаются даже церкви городская и деревенская; все это для него чужое, неродное. -Что вы можете сказать о сообразительности Ваньки? Т.О., сам факт написания письма, отправки и содержания письма, и то как Ванька рисует жизнь с дедом, если дед заберет Ваньку обратно, говорит о том, что Ванька сообразительный трудолюбивый мальчик, он не хочет быть обузой для деда, он только очень хочет вернуться обратно. -Скажите, сумеет ли добраться письмо до деда Константина Макарыча? Но отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что большую часть своей жизни Ванька прожил в деревне, где все в округе знают друг друга по имени отчеству, где не надо указывать точный адрес, чтобы доставить записку или письмо. Конечно, ему не могло даже прийти в голову, что кроме его деревни, Москву окружает большое количество других деревень, что его письмо никогда не придет к адресату. - Вы заметили, в какое время пишет Ванька письмо своему деду? Он пишет в ночь перед Рождеством. Это случайно? Конечно, нет. Ванька вырос в деревне, он, как и многие верил в Рождественское чудо, которое должно произойти именно с ним. 3. Творческое задание на дом. -Представьте себе, что это письмо приходит к вам из прошлого, от этого Ваньки. - Вы бы хотели помочь как-то этому мальчику? -Значит, вам надо написать ему письмо, где вы поможете Ваньке. 4. Связь произведений литературы с живописными произведениями искусства. - Найдите в «Музейном доме» репродукцию картины Николая Богданова – Бельского «Визитеры». - Мы уже на прошлых уроках встречались с картинами Н. Богданова-Бельского на страницах нашего учебника (с.151) - Что общего в его картинах? Тема его произведений: жизнь деревенских ребятишек начала 20 века. - Мысль каждой картины может быть разной: в картине «Ученицы» мы видим аккуратно одетых девочек, внимательно читающих книги; На картине «У дверей школы» мальчик пришел издалека в школу, вероятно, семья этого мальчика очень бедная, учиться ему будет очень трудно, т.к. родственники не смогут ему помогать из-за бедности или отдаленности его родной деревни от места, где находится школа. - - Что это такое яркое развешено во дворе? - Для чего украсили двор? - Что могут мальчики наблюдать во дворе? - Хочется ли им войти во двор чужой усадьбы? Можно ли было бы им зайти без приглашения? - Кто из ребят больше других хочет быть приглашенным на праздник? - Кто из детей самый застенчивый и самый робкий? - А кто всем своим видом показывает, какой он взрослый, независимый? - Обратите внимание отдельно на троих или на двоих ребятишек, заглядывающих в сад? - Какой из двух фрагментов более выразителен? - Обратите внимание на картину «Дети за пианино» - Скажите, этим деревенским детям купили пианино? -Как они оказались в этом доме? Видимо, дети пришли в дом, когда хозяева еще не вернулись из города на лето или уже уехали в город. - Рассмотрите, как одеты дети, как обуты? - Почему посуда находится в корзине? Рассмотрите мебель и посуду. - К какому приему прибегает художник? - Чем заинтересовался младший ребенок? В собственном или чужом доме находятся эти дети? Что помогает вам это понять? Понятно, что и посуда, и мебель, и пианино привезены в этот дом из города. А дети, находящиеся в комнате явно живут в деревне. Возможно, они в первый раз видят пианино и зеркало, что подтверждает, что это дети тех людей, которые обслуживают или ухаживают за домом. 5. Написать письмо Ваньке Жукову. 6.Итог урока. -Что особенно вас тронуло в произведениях писателя А.Чехова и художника Н. Богданова-Бельского? |