Скачать 65.61 Kb.
|
«Читая Чехова…» ( сценарий литературного вечера по юмористическим рассказам А.П.Чехова). Слово учителя: Чехов входит наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей – рядом с Буратино и Красной шапочкой, Емелей и дядей Степой. Позже мы узнаем, что Чехов написал не только «Каштанку» и «Ваньку», но и многое другое. Наше представление о Чехове становится более разносторонним. Он смешит нас в веселых рассказах и заставляет задуматься о серьезном. В школе мы узнаем, каким он был человеком, каким писателем, и проникаемся огромным уважением к нему. Стихотворение в исполнении учащихся: Ах, зачем нет Чехова на свете! Сколько вздорных - пеших и верхом, С багажом готовых междометий Осаждало в Ялте милый дом... День за днем толклись они, как крысы, Словно был он мировой боксер, Он шутил, смотрел на кипарисы И, прищурясь, слушал скучный вздор. Я б тайком пришел к нему иначе: Если б жил он, - горные мечты! - Подошел бы я к решетке дачи Посмотреть на милые черты. А когда б он тихими шагами Подошел случайно вдруг ко мне - Я б, склонясь, закрыл лицо руками И исчез в вечерней тишине. Саша Черный Учитель: Знакомство с Чеховым-писателем в школе начинается с его юмористических рассказов. Они занимают в творчестве писателя особое место. Еще студентом он начинает сотрудничать в юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Своими маленькими рассказами начинающий писатель быстро приобрел известность. Эти произведения печатались под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, брат моего брата и другими – известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов. Ученик: Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки. В произведениях писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное смешным. Благодаря этим рассказам можно увидеть весь кошмар происходящего и ужаснуться. А можно и посмеяться над этим миром глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков. Ученик: А.П.Чехов не специализировался на изображении какой-либо социальной группы или психологического типа. Чеховский герой – это «средний» человек и повседневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова – это инженер, врач, учитель, помещик, крестьянин, чиновник и священник. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность, главное в нем – обыкновенность. Основную особенность чеховских рассказов составляло стремление рассмотреть людей разных сословий под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания этого «среднего человека». А в жизни любого человека рядом соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное. Ученик: Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его - неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, которой рельсы прикрепляются к шпалам, чтобы сделать грузила. Весь рассказ – это диалог между судебным следователем и «злоумышленником». Он не понимает, за что его судят и в чем его вина. «Все так делают», - главный его аргумент. Чехов обобщает образ этого мужика, и за этим встает такая народная беда, такая трагедия, что не смеяться хочется, а скорее плакать. Инсценировка. (За столом сидит «писатель» и работает) Писатель: Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости … ( Далее разыгрывается сценка по рассказу «Злоумышленник») Писатель: Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол и усиленно мигает глазами. Следователь быстро пишет. ( Перелистывает страницу своей тетради и читает вступление к рассказу «Симулянты») Генеральша Марфа Петровна Печонкина, десять лет уже практикующая на поприще гомеопатии, в один из майских дней принимает у себя в кабинете больных. (Сценка по рассказу «Симулянты») Писатель: И в душе генеральши в первый раз за десять лет практики, западает сомнение. Принимая следующих больных, говоря с ними о болезнях, она начинает замечать, что все больные сначала благодарят ее за чудесное исцеление, восхищаются ее мудростью, бранят докторов, а потом начинают просить то землицы для запашки, то дровец, то позволения охотиться в ее лесах. Ученик: А.П.Чехов по образованию был врачом. Наверное, поэтому в его творчестве немало произведений, в которых героями являются люди, причастные к медицине, или же описываются ситуации, связанные с болезнями и врачеванием. Вот и генеральша Марфа Петровна свято верила в чудодейственную силу гомеопатии. А внушали ей эту веру благодарные пациенты, которые приходили к ней вовсе не за лечебными гранулами. Они, пользуясь добротой генеральши, выманивали у нее все, что им было нужно. В этом рассказе мы слышим иронию по отношению и к псевдоцелителям, и к хитрым и изворотливым «больным». Ученик: Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку. Учитель: На уроках литературы и внеклассного чтения мы познакомились со многими юмористическими рассказами Чехова. Но внимательно ли мы их читаем? Проверим это, проведя викторину «Мир вещей Чехова». -Перед вами лежат предметы. Для кого-то это просто вещи, а внимательному читателю они напомнят о произведениях, прочитанных ранее. Из каких они произведений, о чем они вам говорят? 1. Шинель, корзина с конфискованным крыжовником («Хамелеон») 2. Гайка («Злоумышленник») 3. Щипцы, «козья ножка» («Хирургия») 4. Три револьвера («Пересолил») 5. Пузырек с чернилами, ручка с пером, лист бумаги («Ванька») 6. Фуражка, чемоданы, узлы («Толстый и тонкий») 7. Носовой платок («Смерть чиновника») 8. Рубль, мячик, краски, запонки, часы («Злой мальчик») Ученик: Рассказ-сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Писать он их начал еще в гимназические годы. Наши одноклассники тоже написали сценарий небольшого фильма по мотивам двух рассказов А.П.Чехова – «Лошадиная фамилия» и «Хирургия». Предлагаем посмотреть фильм, снятый по этому сценарию. (Сценарий прилагается). Хирургия (почти по Чехову). Прозвенел звонок с урока. Учитель, прежде чем отпустить ребят, напоминает о дежурстве в классе. Учитель: Урок окончен, все свободны, кроме Адели, Алины, Артура и Вани. Они сегодня дежурят. Ребята оживленно расходятся, в классе остаются только дежурные. Артур: (говорит тоном, не допускающим возражения) Я сегодня мою доску! Алина: А я поливаю цветы. Ваня: А я, А я... (озирается по сторонам в поисках нетрудоемкого дела) воду принесу для цветов! Артур: А кто будет мыть полы? И все дружно посмотрели на Адилю. А она сидит, опустив голову на парту, и молчит. Алина: (подбегая к подруге) Что с тобой? Артур: Давай, принимайся за работу! (протягивает швабру с ведром). Адиля: Я сегодня работать не смогу. У меня зуб расшатался и болит! И тут каждый наперебой начинают давать советы, предлагать свои средства избавления от зубной боли. Ваня: Когда у меня болит зуб, моя мама всегда заваривает шалфей и заставляет держать этот теплый раствор у больного зуба. Но здесь, в школе, вряд ли мы найдем шалфей. Артур: Помню, у меня однажды в лагере разболелся зуб! Страшное дело! Так вот, воспитательница отвела меня на кухню. Я сначала не понимал зачем. Там тетя Даша, повар, положила на зуб между щекой и десной кусочек сала. Было противно, конечно, но боль утихла. Алина: А, может быть, просто прополоскать раствором соды? Мне иногда это помогает. Наверное, и в столовой найдется пищевая сода. Ваня: Я сбегаю в столовку! (опрометью выбегает из класса) Адиля: Я вспомнила! На уроке литературы мы читали рассказ Чехова "Лошадиная фамилия" - так в нем много рецептов утоления зубной боли можно найти! Алина: Точно! Сейчас я достану учебник. (Открывает учебник и читает) " Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту" Артур: По-моему, эти рецепты нам не подходят! Алина: А я слышала, что при зубной боли нужно палец обмотать ниткой. Артур: Предрассудки это все! Бабушкины сказки! Один выход - нужно зуб удалить! И я знаю, как это сделать! Испытанный способ! Нужно обмотать зуб ниткой, привязать к дверной ручке и резко дверь дернуть. Я таким образом моего соседа избавил от мучений! Тут все зашевелились, подбежали к учительскому столу, достали нитки покрепче и принялись за дело. Минуты через две "пациентка" была подготовлена к «операции». Вдруг неожиданно дверь распахнулась, и на пороге кабинета показалась возмущенная учительница. Учительница: Вы почему так долго возитесь! Ребята ничего не смогли ответить, а только указали на зуб, болтающийся на нитке. А вслед за учительницей в кабинет забежал и Ваня. В руках он держит стакан с жидкостью. Ваня: (с пафосом) А вот и чудесное средство от зубной боли - раствор соды! Учительница: Он-то как никогда кстати! Учитель: Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью и даже побуждает к творчеству. Великие писатели учат нас отделять добро от зла, прекрасное от безобразного, искренность от фальши. И среди них Антон Павлович Чехов. |