Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
средняя общеобразовательная школа №1 «Утверждаю»
директор школы
________ Шульпина Е.В.
01.09.2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по __________________
для _5 класса
Учитель ______________
2012 – 2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку.; Примерной программы общего образования по русскому языку; авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, с учетом методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях»; «Анализ результатов ГИА по русскому языку в 2012 году».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изложения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень контрольных работ для оценки уровня усвоения знаний обучающимися.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана школы и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Цели учебного курса:
Свободное владение русским языком; формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция
| осведомленность в системе родного языка
| формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи
| Коммуникативная компетенция
| осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме
| формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме
| Лингвистическая компетенция
| знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
| Задачи курса:
дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;
воспитывать учащихся средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка;
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
В 5 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, глагол.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над тестом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Методы и формы обучения: элементы игровой, диалоговой, проблемной технологии, элементы развивающего обучения, диалог, беседа, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, работа с текстом, работа с таблицей, работа с учебником, проверочные, контрольные работы, диктанты, изложение, сочинение, тест. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса
Учащиеся должны знать:
| К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
| Определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
| - разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
| по орфографии
| по пунктуации
| по связной речи
| находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать изученные в 5 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
| Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
| Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, а также описывать отдельные предметы.
|
Учебно-методическое сопровождение курса
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 2003.
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. - Волгоград : Учитель, 2003.
Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. (к учебнику Т.А. Ладыженской). М. : Экзамен, 2008.
Роман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» Ладыженской Т. А. и др. - М. : Экзамен, 2006.
Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М. : Просвещение, 2009.
Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» Ладыженской Т.А. и др. – М. : Экзамен, 2011.
Тематическое планирование
Тема
| Кол-во
часов
| Развитие речи
|
Контроль
| 1. Вводный урок
| 1
|
|
| 2.Язык – важнейшее средство общения
|
2
|
1
|
| 3. Повторение изученного в начальных классах
|
19
|
5
| Контрольный диктант, проверочные работы
| 4. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
|
28
| 7
| Контрольный диктант, изложение, проверочные работы
| 5.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
|
13
|
3
| Контрольный диктант, изложение, проверочные работы
| 6. Лексика
|
9
|
2
| Контрольный диктант, изложение, проверочные работы
|
7.Морфемика. Орфография
|
23
|
5
| Контрольный диктант, изложение, сочинение-описание, проверочные работы
|
8.Имя существительное
|
19
|
5
| Контрольный диктант, сжатое изложение, подробное изложение, проверочные работы
|
9.Имя прилагательное
|
10
|
3
|
Контрольный диктант, изложение
|
10. Глагол
|
32
|
6
| Контрольная работа, изложение, сочинение, контрольный диктант
|
11. Повторение и систематизация изученного
|
9
|
2
| Контрольный диктант, сочинение
|
Всего
|
165
|
39
|
21
| Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| тема урока
| 1
| Вводный урок. Знакомство с учебником
| 2
| Язык – важнейшее средство общения ( 2 ч.+1 ч. РР)
Язык и человек
| 3
| Язык и речь. Язык и его единицы.
| 4РР
| Стили речи
| 5
| Повторение изученного в начальных классах (19 ч.+5 ч. РР)
Звуки и буквы. Произношение и правописание
| 6
| Орфограмма
| 7
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
| 8
| Правописание непроверяемых безударных гласных.
| 9
| Правописание проверяемых согласных в корне слова
| 10
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова
| 11
| Буквы и, у, а после шипящих
| 12
| Разделительные ъ и ь
| 13
| Раздельное написание предлогов с другими словами
| 14РР
| Текст
| 15РР
| Обучающее изложение
| 16
| Части речи
| 17
| Глагол
| 18
| -Тся и -ться в глаголах
| 19РР
| Тема текста
| 20
| Личные окончания глаголов
| 21
| Имя существительное
| 22
| Имя прилагательное
|
23РР
| Сочинение по картине. Устное описание картины
|
| 24
| Местоимение
|
| 25
| Повторение. Подготовка к диктанту
|
| 26
| Контрольный диктант
|
| 27
| Работа над ошибками
|
| 28РР
| Основная мысль текста
|
| 29
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( 28 ч.+7 ч. РР)
Синтаксис
|
| 30
| Словосочетание
|
| 31
| Виды словосочетаний
|
| 32
| Разбор словосочетания
|
| 33
| Понятие о предложении как речевой единице
|
| 34-35РР
| Сжатое изложение
|
| 36
| Виды предложений по цели высказывания
|
| 37
| Восклицательные предложения
|
| 38РР
| Устный анализ тем сочинения
|
| 39
| Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
|
| 40
| Сказуемое
|
| 41
| Тире между подлежащим и сказуемым
|
| 42
| Нераспространенные и распространенные предложения.
|
| 43
| Второстепенные члены предложения.
|
| 44
| Дополнение
|
| 45
| Определение
|
| 46
| Обстоятельство
|
| 47
| Предложения с однородными членами.
|
| 48
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
| 49
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
| 50
| Предложения с обращениями
|
| 51РР
| Письмо
|
| 52
| Синтаксический разбор простого предложения
|
| 53
| Пунктуационный разбор простого предложения
|
| 54-55РР
| Основная мысль в сочинении. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
|
| 56-57
| Простое и сложное предложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |